Еврокомиссия прогнозирует рост ввп государств евросоюза на 5%

По прогнозам Всемирного банка и ОЭСР, в 2021 году объём глобального ВВП может вырасти на 5,6%. Как отмечают эксперты, мировая экономика восстановится от последствий пандемии COVID-19 быстрее, чем после Второй мировой войны или кризиса 2008-го.

Впрочем, на фоне оживления деловой и потребительской активности большинство стран мира столкнулись с высокой инфляцией. Специалисты объясняют это нарушениями цепочек поставок в мировой торговле, а также эффектом от накачивания глобальной экономики деньгами.

Помимо этого, уходящий год запомнился взлётом цен на газ в Европе, блокировкой Суэцкого канала, заключением международной налоговой сделки и рекордным подорожанием биткоина.

2021 год стал периодом восстановления мировой экономики от шока пандемии. Начало массовой вакцинации людей от коронавируса, ослабление карантинных ограничений и масштабные стимулирующие программы в ряде государств позволили оживить глобальный потребительский спрос и возобновить работу предприятий.

По итогам уходящего года объём мирового валового внутреннего продукта может увеличиться сразу на 5,6%. К такому выводу в декабре пришли эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ранее аналогичный прогноз представили и специалисты Всемирного банка.

Также по теме

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5% Границы допустимого: датский Saxo Bank представил «шокирующие прогнозы» для мировой экономики на 2022 год

2 декабря экономисты датского инвестбанка Saxo Bank опубликовали список «шокирующих предсказаний» для мировой экономики на 2022 год. В…

По оценке мировых кредиторов, темпы роста глобального ВВП после рецессии станут максимальными за последние 80 лет. Таким образом, экономика должна оправиться от последствий COVID-19 быстрее, чем после Второй мировой войны и финансового кризиса 2008 года.

Вместе с тем если ещё в начале 2021-го восстановительные процессы в мире шли уверенными темпами, то уже к концу года динамика начала замедляться. Экономисты связывают это с появлением новых штаммов коронавируса и неспособностью обеспечить повсеместно быструю вакцинацию населения.

Так, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), очередная волна пандемии и распространение омикрон-штамма повысили неопределённость в отношении дальнейших перспектив глобальной экономики. При этом ситуацию дополнительно усугубляет рост инфляции в мире.

«С ослаблением ограничений динамика спроса повысилась, но ответное увеличение предложения происходит не так быстро. Хотя ожидается, что ценовое давление спадёт в большинстве стран в 2022 году, перспективы инфляции отличаются высокой неопределённостью», — говорится в исследовании МВФ.

Цена пандемии

Одной из причин роста мировых цен стали нарушения глобальных цепочек поставок. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

По его словам, в результате последствий пандемии стоимость перевозки грузов начала стремительно расти, а в мире образовался дефицит целого ряда товаров.

Речь идёт, например, о полупроводниках и электронных компонентах.

«Введённые в 2020 году карантинные ограничения обернулись проблемами в работе транспорта. Были нарушены некоторые производства, из-за чего уже в 2021-м произошли сбои в логистических сетях. Краткосрочный эффект также оказала авария в районе Суэцкого канала, когда крупный контейнеровоз полностью перекрыл движение по одному из важнейших торговых маршрутов мира», — отметил Данильцев.

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5%

  • Reuters
  • © Amr Abdallah Dalsh

По словам Александра Данильцева, дополнительное влияние на мировую инфляцию оказали стимулирующие меры государств по поддержке национальных экономик.

В 2020 году для борьбы с последствиями пандемии многие центробанки снизили процентные ставки, а также начали печатать деньги и вливать средства в финансовые системы своих стран.

Денежная накачка экономик позволила ускорить процесс восстановления, но позже обернулась разгоном цен.

«В рамках антикризисных программ в экономику были закачаны очень большие деньги. Причём это происходило по всему миру.

Конечно, такие действия не сразу отразились на инфляции, поскольку общая экономическая активность в 2020 году оставалась слабой.

Однако, как только началось общее восстановление и потребительский спрос начал расти, цены стали реагировать соответствующим образом», — пояснил Данильцев.

Как полагают специалисты МВФ, если инфляционное давление будет приобретать всё более широкие масштабы, многим странам придётся раньше времени сворачивать стимулирующие программы и ужесточать денежно-кредитную политику. В этих условиях эксперты фонда призывают центробанки действовать аккуратно, чтобы не спровоцировать панику на финансовых рынках.

Топливный всплеск

Одним из самых запоминающихся событий 2021 года эксперты называют ажиотажный рост мировых цен на газ. Заметнее всего ситуация отразилась на Европе, где резкое удорожание топлива привело к девятикратному увеличению стоимости электроэнергии и банкротству ряда предприятий.

Также по теме

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5% «Ситуация идеального шторма»: цены на газ в Европе впервые превысили $2100 за тысячу кубометров

Во вторник, 21 декабря, цены на газ в Европе установили новый рекорд и преодолели отметку $2100 за 1 тыс. кубометров. Топливо…

Если ещё в январе биржевые котировки газа на европейском рынке колебались вблизи отметки $230 за 1 тыс. кубометров, то уже в середине декабря значение ненадолго приближалось к $2200 за 1 тыс. кубометров — впервые за всё время наблюдений. Отметим, что в настоящий момент показатель скорректировался до $1200.

Главной причиной роста цен эксперты называют острую нехватку топлива в ЕС. Быстрое восстановление экономики, неблагоприятные погодные условия и проблемы с возобновляемыми источниками энергии привели к значительному повышению спроса на газ. На этом фоне резервы топлива начали уверенно снижаться.

Положение дел ухудшилось после того, как сократились поставки сжиженного природного газа. Крупным добывающим государствам стало выгоднее экспортировать топливо в Азию, а не в Европу.

«Предложение не было готово к скачку спроса, в результате чего возник дисбаланс. На рынке образовался дефицит, а заполненность газохранилищ в Европе упала до минимума за десять лет. Локально ситуацию усугубили новости о более длительной задержке «Северного потока — 2» и остановке транзита через газопровод Ямал — Европа», — отметил в разговоре с RT аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5%

Уверенный рост в 2021 году показали и цены на нефть. В январе стоимость барреля эталонной марки Brent колебалась в диапазоне $50—55, а в октябре обновила трёхлетний максимум и превысила $86. В конце ноября — начале декабря после выявления штамма «омикрон» котировки опустились ниже $70 за баррель. Впрочем, на сегодняшний день нефть уже отыграла часть потерь и торгуется вблизи $78 за баррель.

«Мы видим, что рынок восстанавливается. В прошлом году восстановился частично, в этом году (спрос вырос. — RT) примерно на 6 млн баррелей (в сутки. — RT). Я надеюсь, что в следующем, 2022 году мы уже выйдем на баланс спроса и предложения докризисного уровня», — заявил в декабре российский вице-премьер Александр Новак в эфире телеканала «Россия 24».

По его мнению, стабилизировать ситуацию в отрасли и уменьшить волатильность цен позволили действия стран — участниц сделки ОПЕК+. Напомним, летом 2021 года в связи с ростом потребления топлива в мире участники альянса стали постепенно увеличивать добычу углеводородов для поддержания баланса между спросом и предложением.

Как отметил Новак, в ОПЕК+ внимательно следят за ситуацией на рынке и готовы в случае необходимости принимать оперативные решения. При этом, по мнению вице-премьера, в 2022 году цены продолжат оставаться вблизи уровня $75 за баррель.

Налоговый альянс

В 2021 году 136 государств мира, включая Россию, заключили соглашение о проведении международной налоговой реформы. Инициатива предусматривает введение с 2023 года минимального налога в размере 15% на доходы транснациональных корпораций. Ставка будет применяться к компаниям с выручкой больше €750 млн.

«Инициатором соглашения стали США, которым было важно установить порядок глобального налогообложения крупных высокотехнологичных компаний.

Сейчас Штаты настроены повышать налоги у себя, но при этом не хотят, чтобы бизнес переносил производство в другие страны», — объяснил в интервью RT заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5%

  • Gettyimages.ru
  • © Michael Duva

Как полагает специалист, сделка может стать выгодной для большинства участников. Согласно оценкам ОЭСР, партнёрство позволит перераспределить между странами более $125 млрд прибыли от примерно 100 крупнейших международных корпораций.

«Если американская компания или её филиал работают на территории определённой страны, государство сможет облагать её налогом минимум в 15%. Это дополнительные доходы для бюджета. В то же время для США — это гарантия того, что крупный бизнес не улизнёт в другие юрисдикции», — пояснил Абрамов.

По мнению эксперта, пострадать от инициативы могут государства, которые традиционно привлекали иностранный бизнес низкими налоговыми ставками. Таким образом, соглашение станет важным шагом на пути к завершению эпохи офшоров, не исключает экономист.

Возвращение биткоина

К знаковым событиям в мировой экономике за прошедшие 12 месяцев эксперты относят и масштабный рост криптовалютного рынка.

С января по апрель стоимость биткоина выросла почти в два раза и впервые за всё время наблюдений достигала $64,86 тыс. за монету. Летом цифровой актив резко подешевел до $29—30 тыс.

, но уже осенью его цена вновь начала расти и в сентябре установила новый исторический максимум — $68,79 тыс. В настоящий момент биткоин торгуется вблизи $51 тыс.

Как рассказал RT ведущий аналитик EXANTE Янис Кивкулис, в первой половине года рынок цифровых монет рос за счёт так называемого эффекта упущенной выгоды. В страхе не купить криптовалюту по привлекательной цене игроки массово вкладывали деньги в электронный актив.

Также по теме

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5% Цифровой перегрев: грозит ли мировому рынку криптовалют новый обвал

Общая стоимость всех криптовалют мира впервые превысила $3 трлн. Эксперты связывают это с резким подорожанием двух крупнейших цифровых…

«В то же время крупные компании стали активно внедрять криптовалюты в качестве способов оплаты и покупали их на свободные средства. Примечательным моментом также стало решение Сальвадора признать биткоин официальным платёжным средством в стране», — отметил Кивкулис.

По его словам, в середине года давление на рынок оказали действия Китая. Власти КНР ввели ряд запретов на операции с криптовалютами, а также начали бороться с майнингом.

Между тем осенью позитивной новостью для инвесторов стал запуск первого в мире биткоин-ETF. Речь идёт о специальном фонде, ценные бумаги которого торгуются на бирже по цене биткоина.

Появление инструмента упростило покупку криптовалют для рядовых инвесторов.

«В целом мы видим, что на рынок приходит всё больше серьёзных игроков. На этом фоне импульсы роста и спада в будущем могут быть уже не столь острыми, как в предыдущие годы», — заключил Кивкулис.

Еврокомиссия хочет направить на поддержку экономики 1,85 трлн евро

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5%

Kai Pfaffenbach / Reuters

Еврокомиссия (ЕК) в среду представила план восстановления экономики Евросоюза, пострадавшей из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Она не только поддержала инициативу лидеров Франции и Германии, призвавших ранее создать фонд на 500 млрд евро для помощи более слабым членам блока, но и внесла новые предложения.

В результате общий размер средств, которые окажутся в распоряжении Брюсселя для поддержки европейской экономики, может достичь 1,85 трлн евро ($2,03 трлн).

ЕК хочет увеличить размер фонда, который должен быть сформирован за счет занятых ею средств, до 750 млрд евро.

Из них 310 млрд евро предполагается выдать нуждающимся странам в виде грантов, 250 млрд евро будут доступны им в качестве займов, а оставшиеся деньги пойдут на различные программы, в том числе для помощи сельскому хозяйству. Вернуть займы Брюссель планирует в 2028‒2058 гг. из бюджета ЕС с помощью новых налогов и сборов.

Читайте также:  Бизнес на Карибах: как и где регистрировать?

Эти средства могут очень помочь таким странам, как Италия, Испания и Греция, которым трудно самостоятельно занимать деньги из-за высокого уровня долга.

Кроме того, в этом году их туристический сектор сильно пострадает из-за ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. Но создание фонда должны одобрить все члены блока.

Между тем Нидерланды, Швеция, Австрия и Дания настаивают на оказании финансовой помощи в виде займов, а не грантов.

Правительства Франции, Германии, Италии и Испании положительно отозвались о плане ЕК и призвали поскорее прийти к соглашению. В Нидерландах отреагировали более сдержанно. «Позиции [сторон] сильно различаются, поэтому переговоры займут время, ‒ приводит Reuters слова нидерландского дипломата. – Трудно представить это предложение конечным результатом переговоров».

Кроме того, Брюссель призвал увеличить долгосрочный бюджет ЕС на 2021‒2027 гг. до 1,1 трлн евро. Это соответствует потолку, установленному ранее лидерами блока, отмечает Euronews.

«Предложение Еврокомиссии похоже на бутылку дорогого вина в супермаркете – попробовать его было бы истинным удовольствием, но часто оно служит лишь для того, чтобы более дешевые вина выглядели разумной покупкой», ‒ написали в отчете аналитики ING.

Президент ЕЦБ Кристин Лагард предупредила, что ВВП еврозоны в этом году может сократиться на 8‒12% из-за резкого снижения деловой активности. Таким образом, рецессия в регионе может оказаться в два раза глубже, чем после мирового финансового кризиса 2008 г. В марте ЕЦБ прогнозировал рост экономики еврозоны на 0,8% в 2020 г. Новые прогнозы центробанк представит в начале июня.

Еврокомиссия улучшила прогнозы роста ВВП еврозоны на 2021-2022 годы

Еврокомиссия прогнозирует рост ВВП государств Евросоюза на 5%
© Reuters. Еврокомиссия улучшила прогнозы роста ВВП еврозоны на 2021-2022 годы

Еврокомиссия (ЕК) улучшила прогнозы роста ВВП еврозоны на 2021 и 2022 гг. благодаря увеличению темпов вакцинации от COVID-19 и снятию карантинных ограничений.

Согласно новому прогнозу регулятора, экономика еврозоны в текущем году вырастет на 4,3%, а в следующем — на 4,4%.

Февральский прогноз ЕК предусматривал увеличение ВВП на 3,8% как в 2021 году, так и в 2022 году.

Экономика Евросоюза в этом году вырастет на 4,2%, а в следующем — на 4,4%, прогнозирует регулятор. Ранее ожидался подъем соответственно на 3,7% и 3,9%.

«Темпы экономического роста в европейских странах будут отличаться, однако все государства ЕС должны вернуться к докризисным уровням экономической активности к концу 2022 года», — говорится в квартальном обзоре ЕК.

«Пандемия коронавируса стала шоком исторического масштаба для европейских стран. Экономика ЕС сократилась на 6,1%, еврозоны — на 6,6% в 2020 году. Хотя в целом и бизнес, и потребители адаптировались и научились лучше справляться с ограничительными мерами, отдельные сектора — включая туризм и персональные услуги, продолжают страдать», — отмечают в ЕК.

Восстановление европейской экономики, начавшееся прошлым летом, застопорилось в 4-м квартале 2020 года и в 1-м квартале 2021 года в связи с новой волной ограничительных мер. Однако благодаря вакцинации и смягчению ограничений экономика, вероятно, начнет быстро расти, говорится в обзоре.

  • «Этот рост произойдет за счет частного потребления, инвестиций, а также повышения спроса на европейский экспорт на фоне улучшения ситуации в мировой экономике», — считают в ЕК.
  • Согласно прогнозу регулятора, безработица в еврозоне в 2021 году составит 8,4%, в 2022 — 7,8%, инфляция составит соответственно 1,7% и 1,3%.
  • Риски для экономических прогнозов являются высокими и будут оставаться такими до тех пор, пока не будет преодолена пандемия COVID-19, отмечают в ЕК.

«Хотя нельзя сказать, что мы уже вне опасности, перспективы европейской экономики выглядят намного лучше, — заявил исполнительный зампред ЕК Валдис Домбровскис. — Поскольку темпы вакцинации растут, ограничения смягчаются, и жизнь людей постепенно возвращается к норме, мы повысили прогнозы для экономик ЕС и еврозоны на текущий и следующий годы».

Согласно новому прогнозу ЕК, ВВП Германии в 2021 году вырастет на 3,4%, а в 2022 году — на 4,1%. В феврале прогнозировался менее существенный подъем — на 3,2% и 3,1% соответственно.

Во Франции ВВП, как ожидается, увеличится на 5,7% в этом году и на 4,2% — в следующем (ранее 5,5% и 4,4%), ВВП Италии — на 4,2% и 4,4% (ранее 3,4% и 3,5%), ВВП Испании — на 5,9% и 6,8% (ранее 5,6% и 5,3%).

В ес назвали лидеров по восстановлению экономики от последствий пандемии — рбк

В ЕС улучшили экономический прогноз

В Еврокомиссии улучшение экономической ситуации объясняют несколькими причинами. Среди них — снятие ограничений, принятых из-за пандемии COVID-19, а также рост темпов вакцинации.

«Траектория развития экономики в 2021-м и 2022 годах будет зависеть от того, в какой степени программы вакцинации в [разных странах] смогут сдержать пандемию и насколько быстро правительства решат снять ограничения», — отмечают в Еврокомиссии.

Ранее о планах ослабить ограничения, касающиеся физических лиц и компаний, заявили власти Франции и Великобритании.

В конце марта аналитики Barclays прогнозировали, что достичь уровня иммунизации населения от коронавируса COVID-19 в 70% удастся уже к концу сентября.

По состоянию на 12 мая доля граждан ЕС, получивших хотя бы одну дозу вакцины, составила 29%, следует из данных статистического портала Our World in Data.

Экономический рост в ЕС подстегивают и другие факторы, указали в Еврокомиссии. Так, за время пандемии граждане ЕС — особенно зажиточные слои населения — накапливали сбережения. Как только ограничения будут ослаблены, потребительская активность может вырасти.

Рост потребления окажет позитивное влияние прежде всего на индустрию услуг, хотя гарантировать его и нельзя. Доля денежных доходов граждан ЕС, направленных на сбережения, выросла до 19,4% в 2020 году, но снизится до 13,6% в 2022 году, прогнозируют в Еврокомиссии.

Кроме того, будет иметь место восстановительный рост всей мировой экономики. Прогнозируется, что рост глобального ВВП без учета экономик ЕС в 2021 году составит 5,9%.

«Рынки, куда ЕС поставляет свою продукцию, вырастут на 8,3% в 2021 году и на 6,4% в 2022 году, что позволит экспортерам товаров из ЕС нарастить обороты, тогда как восстановление индустрии экспорта услуг займет больше времени», — отмечается в сообщении Еврокомиссии.

Безработица неизбежно вырастет

При этом в ЕС ожидается рост безработицы. Прогнозируется, что в 2021 году процент безработных от общего числа трудоспособного населения составит 7,6% — на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2020 году, и на 0,9 п.п. больше, чем в 2019 году. В 2022 году безработица в ЕС снизится до 7%.

Уровень безработицы в еврозоне вырастет до 8,4% по итогам 2021 года, а в следующем году упадет до 7,8%. Как отметили в Еврокомиссии, странам ЕС удавалось поддерживать занятость во время кризиса путем программ господдержки, однако после их свертывания негативное влияние на рынок труда неизбежно.

«Потребуется время, чтобы полностью восстановить прежний уровень занятости, так как у компаний есть возможность увеличить рабочий день нанятых сотрудников, прежде чем устраивать новых.

В этом году стоит ожидать роста безработицы и падения темпов найма новых кадров, однако в следующем году безработица в ЕС должна снизиться», — резюмировали в Еврокомиссии.

Ранее аналитики предупреждали, что скорость экономического роста, начавшегося после преодоления самой опасной точки пандемии, снизится в следующем году.

«Мы ожидаем существенного улучшения экономических показателей во втором полугодии [текущего года], но потом этот импульс ослабеет», — отмечали в Barclays.

Эксперты считают, что сворачивание программ господдержки в ЕС приведет к росту числа банкротств и плохих долгов.

Чем грозит ЕС замедление роста трёх крупнейших экономик

По итогам 2018 года три крупнейшие экономики еврозоны — немецкая, французская и итальянская — показали серьёзное замедление роста.

Самые низкие темпы демонстрирует Италия. ВВП страны в IV квартале прошлого года сократился на 0,2% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. В III квартале фиксировалось уменьшение на 0,1%. Такие данные приводит официальный статорган республики ISTAT.

Одной из причин снижения темпов роста экономики стали слабые показатели внутреннего спроса в стране, отмечает ISTAT. Статистика регистрирует также заметное сокращение промышленного производства — на 0,8% в декабре по отношению к ноябрю. В целом в IV квартале промпроизводство сократилось на 1,1% по сравнению с третьим.

Старший научный сотрудник центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко напомнил в беседе с RT о методике ОЭСР и ООН, согласно которой сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд квалифицируется как экономический спад.

Оленченко уточнил, что финансовые затруднения Италии связаны со снижением надёжности государственных облигаций. В результате держатели ценных бумаг, в основном нерезиденты, начинают от них избавляться.

19 октября прошлого года агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Италии по причине дефицита бюджета на 2019 год в 2,4% ВВП, втрое превышающий прежний целевой ориентир ЕС.

Согласно нормам Евросоюза, дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП.

Однако Еврокомиссия рекомендовала Италии сократить его, чтобы снизить уровень государственного долга — самого большого в абсолютном выражении среди всех государств ЕС.

Как отмечается в отчёте ЕК, в 2017 году на каждого жителя страны приходилось €37 тыс. долговой нагрузки, а расходы на его обслуживание составляли в среднем €1 тыс. на человека в год.

Аналитик по международным рынкам «БКС Брокер» Оксана Холоденко отметила, что низкие показатели итальянской экономики связаны со структурными проблемами, а также сложностями в бюджетной политике и противостоянием с ЕС.

«Брюссель требует от Рима сокращения госрасходов. Ужесточение фискальной политики в долгосрочной перспективе может быть благоприятно для экономики, но на обозримом временном отрезке это явный негативный фактор», — пояснила RT Холоденко.

Генеральный директор Araknos Investment Managers Роберто д’Амброзио в разговоре с RT не исключил, что политика нового правительства республики больше направлена на выполнение предвыборных обещаний, чем на возвращение к устойчивому росту экономики.

«Италии прогнозируют самый низкий рост во всей Европе, и, будучи третьей экономикой еврозоны, она замедляет рост всего региона», — уточнил д’Амброзио.

Еврокомиссия в начале февраля понизила прогноз роста экономики Италии с 1,2% до 0,2%.

Экономика Германии по итогам 2018 года выросла на 1,5% — это самый низкий показатель за последние пять лет. Об этом говорится в информации федерального статистического ведомства Германии. В предыдущие два года ВВП страны прибавлял по 2,2%.

Наибольший рост среди секторов экономики в 2018-м показала сфера информации и коммуникаций — 3,7%, а также строительство — 3,6%. Торговля, транспорт, гостиничный бизнес и общественное питание прибавили в среднем 2,1%. Вместе с тем промышленность Германии, на долю которой приходится более четверти всей экономики, выросла лишь на 1%.

Таким образом, впервые за пять лет рост промышленности оказался ниже, чем в секторе услуг.

Экономисты Deutsche Bank утверждают, что начало 2019 года также стало разочарованием для немецкой экономики, которая может показать дальнейшее снижение по итогам I квартала. «Динамика ряда ключевых периодических показателей говорит о том, что экономику Германии уже сейчас сносит в сторону рецессии», — отмечается в отчёте банка, который приводит Bloomberg.

Читайте также:  Банковская тайна: в какой стране хранить деньги

Ведущий аналитик Amarkets Артём Деев в беседе с RT отметил высокую вероятность рецессии в Германии вслед за Италией. Последние данные по активности в производственном секторе, промышленным заказам, а также уверенности бизнеса указывают, что Германия лишь «чудом избежала рецессии в минувшем квартале», полагает эксперт.

«В условиях неопределённости в мировой экономике, спровоцированной торговым конфликтом между США и Китаем, сильно просел немецкий экспорт, традиционно являющийся драйвером экономического роста. Помимо этого, есть серьёзные проблемы с внутренним спросом.

Ситуация может значительно ухудшиться, если США перекинут протекционистскую политику на еврозону.

Введение повышенных импортных пошлин на европейские автомобили создаст непреодолимые препятствия для немецкого автопрома, для которого американский рынок сбыта остаётся одним из ключевых», — отметил Деев.

С 1 июня 2018 года Соединённые Штаты ввели пошлины на алюминий и сталь из Европы, Канады и Мексики в размере 25% и 10%. ЕС принял ответные меры, обложив пошлинами товары на общую сумму €2,8 млрд. В ответ президент США Дональд Трамп пригрозил введением пошлины в размере 20% на импортируемые США европейские автомобили.

В конце января Министерство экономики и энергетики ФРГ понизило прогноз роста ВВП Германии в 2019 году с 1,8% до 1%. Министр экономики Петер Альтмайер признал, что сдерживающие факторы становятся всё сильнее, причём находятся они преимущественно за пределами страны. К ним министр отнёс брексит и торговые противоречия между странами.

Роберто д’Амброзио обратил внимание на спад промышленного производства в Германии в декабре прошлого года на 0,4%, в то время как аналитики прогнозировали рост на 0,8%. В ноябре также было зафиксировано падение на 1,3%.

По его словам, несмотря на то что Германия смогла избежать технической рецессии в IV квартале прошлого года, показатели в начале 2019-го могут оказаться хуже. Роберто д’Амброзио прогнозирует рост экономики в этом году в пределах 0,9—1%.

Экономика Франции в 2018 году показала рост на 1,5% по сравнению с 2,3% в 2017-м, отмечается в данных национального института статистики и экономических исследований республики.

Одной из причин замедления стало сокращение показателя внутреннего потребления, которое добавило общему росту ВВП лишь 0,1% по сравнению с 0,5% в 2017 году. Строительство выросло лишь на 1,1% после 3,5% в 2017-м.

Владимир Оленченко считает, что заметное влияние на экономику Франции оказала внутриполитическая нестабильность.

«Последствия акций «жёлтых жилетов» отражаются на ВВП, но они проявятся не прямо сейчас, а через 6—8 месяцев.

То есть в августе- сентябре мы увидим, как нынешние действия протестующих выльются в понижение процента роста экономики», — отметил Оленченко.

В декабре министр финансов Франции Брюно ле Мэр заявил, что уличные протесты обойдутся стране в 0,1 процентного пункта ВВП в IV квартале 2018 года, сообщил Reuters со ссылкой на радио RTL.

Роберто д’Амброзио рассказал, что сложности роста экономики наблюдались задолго до появления на улицах Парижа протестующих.

Эксперт обратил внимание на схожие проблемы Франции и Италии — слабую ориентированность на экономическое развитие и высокий уровень налогов, который становится серьёзным грузом и для бизнеса, и для потребителей.

Данные факторы снижают уровень предпринимательской и потребительской уверенности и в условиях замедления мировой экономики тянут показатели ВВП вниз.

«Не будем также забывать, что уровень государственного долга Франции опасно приближается к 100% ВВП. Вместе с тем меры, объявленные французским правительством для нормализации ситуации в стране, которые пока не особо повлияли на позицию «жёлтых жилетов», скорее всего, обернутся дефицитом бюджета свыше 3% — предельной величины, установленной правилами ЕС», — заключил д’Амброзио.

Эксперты отмечают, что, помимо специфических проблем, у каждого из трёх крупнейших государств еврозоны существуют и общие для всех внешние препятствия. Речь идёт о замедлении роста в Китае, ослаблении мировой экономики и торговых войнах.

«Под наибольшим давлением оказались сектора, ориентированные на экспорт, вот почему так просел немецкий фондовый индекс DAX. Ещё один проблемный сектор — это высокие технологии. Производственные цепочки некоторых компаний этого сектора связаны с Китаем. Помимо этого, КНР является крупным рынком сбыта для многих транснациональных корпораций», — отметила Оксана Холоденко.

Роберто д’Амброзио добавил, что экономические проблемы ведущих государств носят не только экономический, но и политический характер.

«Новое правительство Италии, только получив мандат, ввязалось в противостояние с Еврокомиссией по поводу дефицита бюджета на 2019 год.

Во Франции 13 недель продолжаются протесты против политики действующего правительства и президента Эммануэля Макрона.

Даже Германия показывает признаки политической нестабильности: партия Ангелы Меркель значительно утратила свои позиции в таких важных регионах, как Бавария и Гессен, в пользу партий правого крыла и евроскептиков», — напомнил д’Амброзио.

Между тем экономические индикаторы свидетельствуют о проблемах европейской экономики. Сводный индекс PMI деловой активности еврозоны в январе снизился до 51,0 пункта с 51,1 в декабре 2018 года.

Индикатор снижается уже пятый месяц подряд и достиг самого низкого уровня за пять с половиной лет, говорится в сообщении Markit Economics. Сейчас этот показатель вплотную приблизился к уровню в 50 пунктов.

Напомним, значение выше 50 свидетельствует о позитивной экономической ситуации, ниже — о стагнации.

Наибольшее снижение активности отмечается во Франции, где индекс опустился до 48,2 пункта — самого низкого за более чем четыре года. В Италии показатель находится на отметке 48,8 пункта — минимуме за более чем пять лет. Вместе с тем в Германии индекс вырос до 52,1 пункта.

Опрошенные RT эксперты прогнозируют, что замедление роста ВВП трёх крупнейших стран еврозоны негативно скажется на общем развитии экономики ЕС.

«На экономику Германии приходится 21% ВВП Евросоюза. На Францию — 15%, на Италию — 12%. Если сложить эти цифры, получится почти половина всего ВВП ЕС. Даже если другие страны будут работать 24 часа в сутки, их усилия всё равно не перевесят влияние этих трёх государств», — утверждает Владимир Оленченко.

При этом Еврокомиссия понизила прогноз роста ВВП еврозоны в 2019 году с 1,9% до 1,3%, а в границах Евросоюза с 1,9% до 1,5%. В 2020 году ожидается небольшой подъём — до 1,6% в еврозоне и 1,7% в ЕС.

«Полагаю, что рост экономики Евросоюза в 2019 году снизится до 1% в 2019 году и продолжит сокращаться в 2020-м. В настоящий момент я не вижу никаких элементов, способных изменить текущую ситуацию, ведущую к замедлению мировой и европейской экономик», — заключил Роберто д’Амброзио.

Экономика Евросоюза: новое испытание на прочность

Восстановление европейской экономики после кризиса 2008 г. происходило труднее и гораздо более медленными темпами, чем американской.

ЕС потребовалось провести масштабную реформу системы управления зоны евро, настаивать на проведении политики жесткой экономии в государствах-членах, обратиться в МВФ за кредитом для Греции — и это лишь неполный перечень мер, направленных на сохранение зоны евро в полном составе и поддержание экономического роста. Тем не менее достичь докризисных темпов роста ВВП удалось только к 2017 г. Но как до, так и после кризиса темпы роста были низкими и едва превышали 1% в год.

Глубочайшая рецессия с 1945 года

Меры борьбы с COVID-19 привели к серьезным негативным последствиям для европейской экономики. В первом квартале 2020 г. ВВП ЕС сократился на 3,8% и на 3,3% в зоне евро, что является самым значительным падением ВВП с начала такого рода подсчетов в 1995 г.

 Для сравнения ВВП США за аналогичный период сократился на 1,2% в сравнении с предыдущим кварталом. Наибольшее сокращение ВВП наблюдалось во Франции (-5,8%), Испании (-5,2%), Италии (-4,7%), а в Болгарии и Финляндии зафиксирован пусть и мизерный, но рост ВВП на 0,3% и 0,1% соответственно.

В Германии падение ВВП составило -2,2%. Количество занятых впервые с 2013 г. сократилось на 0,2% как в ЕС, так и в зоне евро[1]. Расходы домохозяйств и частные инвестиции сократились до исторического минимума. Ожидается, что экономика ЕС просядет на более чем 7% в 2020 г.

 При наихудшем сценарии и начале второй волны пандемии падение ВВП может составить до 16%. Проблема безработицы затронет, в первую очередь, молодежь, малоквалифицированных работников и работников с временным трудоустройством.

Сокращение объемов продаж в таких сферах как туризм, социальная экономика, развлечения может достигать 70%.  Текстильная промышленность, транспорт, энергоемкие производства и отрасль возобновляемой энергетики также окажутся под ударом.

Экономический кризис, вызванный последствиями борьбы с коронавирусной инфекцией, является симметричным, то есть схожим образом воздействует на экономику государств — членов ЕС, но при этом его последствия для стран вполне могут оказаться ассиметричными.

Вместе с тем симметричный характер экономического кризиса позволит институтам ЕС быстрее разработать и принять общие меры для восстановления экономики.

Одними из первых мер на уровне ЕС стали ослабление ограничений на предоставление государственной помощи бизнесу в государствах-членах и снятие ограничений на величину госдолга, предусмотренных Пактом стабильности и роста, а именно — требование о поддержании уровня госдолга на уровне 60% ВВП.

Правительства государств-членов начали активное бюджетно-налоговое (фискальное) стимулирование экономики, что неминуемо приведет к росту государственной задолженности. По прогнозам Европейского центрального банка (ЕЦБ) совокупный госдолг стран зоны евро может возрасти с 86% в 2019 г. до 103% ВВП  в 2020 г.

В такой ситуации возникает риск значительного роста доходности гособлигаций стран с большим госдолгом, если доверие к ним со стороны инвесторов упадет.

Следствием этого станет невозможность финансирования дефицитов госбюджетов, то есть возникнет ситуация аналогичная той, с которой столкнулись ряд стран (Греция, Испания, Португалия, Ирландия) в разгар кризиса зоны евро. Так, например, ожидается, что госдолг Италии превысит 155% ВВП. Председатель ЕЦБ Кристин Лагард отчасти повторила слова своего предшественника Марио Драги, когда заявила о своей приверженности сохранить единую валюту евро и о том, что ЕЦБ полон решимости использовать весь набор имеющихся в его распоряжении инструментов в рамках своего мандата.

До корона-кризиса ЕЦБ ежемесячно скупал гособлигации на сумму в 20 млрд евро для стимулирования роста цен в еврозоне, но уже 12 марта объявил о начале дополнительных покупок в размере 120 млрд евро ежемесячно в рамках все той же Программы покупки активов (Asset Purchase Programme).

Несколько позднее ЕЦБ принял решение о запуске «Программы экстренной скупки активов в условиях пандемии» (Pandemic Emergency Purchase Programme, PEPP) в размере 750 млрд евро. Главное отличие этой программы от предыдущей в том, что ЕЦБ приступил к скупке коммерческих ценных бумаг нефинансовых корпораций.

ЕЦБ также стимулирует коммерческие банки к предоставлению кредитов бизнесу и населению посредством проведения долгосрочных операций рефинансирования, которые позволяют банкам брать займы у Евросистемы под отрицательную ставку в -0,5% на три года.

Все эти меры направлены, в первую, очередь на помощь странам с высоким уровнем госдолга и рискующим утратить возможность привлечения средств на фондовом рынке для финансирования дефицитов госбюджетов.

Среди экстренных мер по противодействию последствиям кризиса стоит отметить пакет мер, подержанных Европейским советом 23 апреля.

Они включают создание основанной на кредитах систему перестрахования выплат по безработице (Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency, SURE), новую превентивную кредитную линию Европейского стабилизационного механизма для поддержки стран в условиях пандемии COVID-19, а также новый инвестиционный план Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Предполагается, что посредством этих мер получится аккумулировать около 540 млрд евро.

Читайте также:  Гражданство Вануату за инвестиции: статистика программы за первое полугодие 2022 года

Германия и Франция: пример солидарности

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон решили взять инициативу в свои руки и еще раз выступить в роли лидеров в вопросе поиска способов и средств выхода из экономического кризиса. 18 мая 2020 г.

они обнародовали совместную инициативу, которая предполагает учреждение Европейского фонда восстановления (European Recovery Plan) для стран и отраслей промышленности наиболее пострадавших в результате пандемии коронавируса. А.

Меркель отметила, что «если Франция и Германия придадут стимул данному процессу, то это наверняка будет способствовать выработке решений на уровне ЕС-27»[2]. Предполагается, что ежегодно из средств Фонда будет расходовать около 165 млрд евро в течение трех лет, то есть в общей сложности около 500 млрд евро.

Привлекательность предложения Меркель и Макрона состоит в том, что в настоящий момент от правительств государств-членов не требуется выделения дополнительных средств. Фонд должен стать составной частью Бюджета ЕС, а средства на финансирование проектов будут поступать за счет выпуска облигаций Фонда.

Страны будут получать средства в форме грантов. Погашение облигаций предполагается начать не ранее 2028 г. также из средств Бюджета ЕС пропорционально взносам стран в общий бюджет.

Руководство государств-членов по-разному восприняло эту идею. Так, Австрия, Швеция, Дания и Нидерланды не приветствуют выдачу средств в форме грантов, а Италия считает план недостаточно амбициозным.

Совместное предложение Германии и Франции выходит за рамки просто предложения по финансированию непредвиденных расходов.

Это важный шаг на пути к созданию фискального союза в ЕС, а именно возможности при необходимости объединять задолженность государств-членов и направлять трансфертные платежи в наиболее экономически пострадавшие страны. В ходе совместного выступления Э.

Макрон несколько раз употребил именно термин «трансферты», тем самым указывая на необходимость проявления солидарности и совместных действий для выхода из кризиса. На протяжении долгого времени руководство Германии было критически настроено в отношении возможности разделения рисков возникающих при выпуске общеевропейских облигаций.

Европейская комиссия: больше средств на восстановление экономики

27 мая 2020 г. Европейская комиссия выступила с предложением создания финансового инструмента восстановления экономики под громким названием «Следующее поколение ЕС» (Next Generation EU) в рамках Бюджета ЕС. Привлечь дополнительные средства в бюджет ЕС предлагается за счет временного повышения уровня максимального взноса стран-участниц с 1,2% до 2% ВНД.

Использование вышеназванного инструмента позволит привлечь средств на сумму в 750 млрд евро путем выпуска ценных бумаг. Страны будут получать финансирование через Бюджет ЕС в форме грантов на сумму 500 млрд евро и кредитов в объеме 250 млрд евро. Впоследствии (не ранее 2028 г. но и не позднее 2058 г.

) средства будут возращены в Бюджет ЕС за счет использования новых источников финансирования бюджета ЕС. В частности, речь идет об отчислениях от доходов, полученных в результате торговли квотами на выброс, общем консолидированном корпоративном налоге, цифровом налоге, а также налоге на непереработанный пластик.

Комиссия также предлагает увеличить размер Многолетней финансовой рамочной программы ЕС на 2021–2027 гг. до 1100 млрд евро.

Средства из нового фонда будут распределяться по трем направлениями: поддержка инвестиций и реформ в государствах-членах; «запуск» европейской экономики посредством стимулирования частных инвестиций; поддержка национальных систем здравоохранения. Больше всего средств должно быть направлено Италии — 153 млрд евро, Испании — 149,3 млрд евро, Франции — 58 млрд евро и Польше — 64,5 млрд евро[3]. В целом инициатива Европейской комиссии нашла поддержку среди государств — членов ЕС.

* * *

Несмотря на существенное снижение деловой активности и сокращение ВВП в 2020 г., в ЕС прогнозируется восстановление экономического роста в 2021 г. Так, по данным МВФ рост ВВП ЕС в 2021 г. может составить 5,3%, но достичь докризисных объемов выпуска по оптимистичным прогнозам получится ближе к концу 2022 г.

Однако вряд ли стоит ожидать равномерного восстановления экономик государств-членов. Скорее всего, разрыв в уровнях экономического развития между странами Севера и Юга Европы увеличится.

Потребление будет оставаться на низком уровне из-за угрозы безработицы, стремления населения больше сберегать в условиях отсутствия роста заработных плат и мер социального дистанцирования.

Действия ЕЦБ, направленные на насыщение банковской сферы ликвидностью и скупку государственных ценных бумаг, в среднесрочной перспективе не должны привести к росту цен. Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС и претворения в жизнь.

[1] Agence Europe No 12488, 16 May 2020.

[2] Agence Europe No. 12489, 19 May 2020.

[3] Europe's moment: Repair and Prepare for the Next Generation. Communication from the European Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2020) 456 final.

Состояние экономики Евросоюза под второй волной коронавируса: статистика

1 ноября 202008:06

Статистическое управление Европейского союза 30 октября 2020 года опубликовало результаты по состоянию дел в экономике и социальной сфере ЕС в третьем квартале 2020 года. Статистическое ведомство ключевой страны Евросоюза — Германии отдельно дало статистику по своей стране.

Из-за новой волны коронавируса осенью восстановление экономики в ЕС замедляется, а экономические настроения и безработица продолжают стагнировать.

Эксперты прогнозируют новое замедление в экономике ЕС в последнем квартале 2020 года из-за ограничений, введенных для противодействия второй волне коронавируса.

Валовой внутренний продукт (ВВП). 30 октября 2020 года Евростат опубликовал данные по состоянию ВВП в ЕС (EU-29) и еврозоне в третьем квартале этого года.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в еврозоне увеличился на 12,7%, а в ЕС в целом на 12,1% по сравнению с предыдущим вторым кварталом 2020 года. Восстановительный рост экономических показателей был самым значительным с 1995 года.

Во втором квартале этого года ВВП еврозоны упал на 11,8%, а ВВП Европейского союза — на 11,4% по сравнению с первым кварталом этого года.

По сравнению с третьим кварталом прошлого года в третьем квартале этого года экономика еврозоны сократилась на 4,3%, а Европейского союза — на 3,9%, после сокращения на 14,8% и 13,9% в годовом исчислении во втором квартале.

Евростат показал данные по ВВП для десяти стран ЕС. В третьем квартале в квартальном исчислении ВВП Франции вырос на 18,2%, за ней последовала Испания — на 16,7%. Третий по величине квартальный рост был зафиксирован в Италии — на 16,1%. Дальше идут: Португалия (+13,2%), Австрия (+11,1%), Бельгия (+10,7%), Германия (+8,2%), Латвия (+6,6%), Чехия (+6,2%) и Литва (+3,7%).

Германия. 30 октября Германское федеральное статистическое управление (Destatis) сообщило, что ВВП Германии в третьем квартале вырос на 8,2%.

Подобный рост позволил правительству улучшить свой прогноз по ВВП на этот год.

Показатели крупнейшей экономики Европейского союза улучшились в период с июля по сентябрь за счет увеличения потребительских расходов, увеличения инвестиций и увеличения экспорта.

Немецкая экономика начала восстанавливаться после кризиса, вызванного коронавирусом, но ВВП в третьем квартале все равно оставался на 4,2% ниже по сравнению с уровнем, достигнутым в третьем квартале 2019 года.

Во втором квартале этого года ВВП Германии сократился на 9,8%. На основании подобного падения федеральное правительство подсчитало, что Германия столкнется с потерей 6,3% ВВП в 2020 году.

В начале сентября прогноз сокращения ВВП был пересмотрен до 5,8%. Согласно представленным в пятницу данным, ВВП Германии в этом году может снизиться на 5,5% по сравнению с прошлым годом.

Это окажется ниже рекорда падения 2009 года в 5,7% из-за глобального финансового кризиса.

Правительство Германии ожидает, что следующие два года станут периодом восстановления экономики. ВВП вырастет на 4,4% в следующем году и на 2,5% в 2022 году, достигнув уровня начала 2020 года и чуть его превысив. Однако это возможно только в том случае, если распространение коронавируса будет сейчас сдерживаться и контролироваться.

Правительство Германии подготовило пакет мер для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста на сумму более триллиона евро.

Испания. Статистическое ведомство Испании подтверждает, что в третьем квартале показатель ВВП по испанской экономике вырос на 16,7%, что составило абсолютный рекорд роста за всю полувековую историю измерения показателя валового внутреннего продукта.

Значительный рост экономической активности в Испании в период с июля по сентябрь связан с отменой жестких ограничений, введенных в период первой волны эпидемии.

В сельском хозяйстве Испании наблюдался рост всего на 0,2%, что связано с тем, что этот сектор не останавливался из-за коронавируса и его рост оставался стабильным. В годовом исчислении это единственный сектор экономики Испании, где наблюдается не снижение, а рост.

Испанское правительство ожидает снижения ВВП в 2020 году на 11,2% по сравнению с прошлым годом. Но ожидается, что экономические показатели увеличатся на 7,2% в следующем году. В случае запуска фонда помощи ЕС рост может достигнуть 9,3%.

* * *

Экономические настроения в еврозоне и ЕС стагнировали в октябре.

Согласно данным, опубликованным на сайте генерального директората Европейской комиссии по экономическим и финансовым вопросам (DG EcFin), индикатор экономических настроений (ESI) для еврозоны в октябре составил 90,9 пункта. Это так, как и в сентябре. В 27 государствах — членах Европейского союза индекс ESI в октябре был равен 90 пунктам.

В октябре в еврозоне настроения чуть улучшились в промышленности, торговле и строительстве, но в то же время ухудшилась ситуация в секторе услуг.

Среди крупнейших национальных экономик еврозоны индекс ESI улучшился в Германии (+1,5 пункта) и Италии (+1,2 пункта), в то время как наиболее ухудшился в Нидерландах на 2,2 пункта и во Франции на 4,5 пункта. В Испании этот показатель практически не изменился, снизившись на 0,2 пункта.

* * *

Инфляция. По подсчетам Евростата, базовая инфляция в еврозоне без учета цен на энергоносители, продукты питания, алкоголь и табачные изделия в октябре составила 0,2%, повторив показатель сентября, что является самым низким показателем за всю историю еврозоны.

В октябре цены на продукты питания, алкоголь и табачные изделия выросли на 2% после роста цен на 1,8% в сентябре. Рост цен на услуги снизился до 0,4% после роста на 0,5% в сентябре.

  • Цены на энергоносители оказались на 8,4% ниже, чем годом ранее, тогда как в сентябре снижение составило 8,2%.
  • Без учета цен на энергоносители годовой рост потребительских цен в октябре в еврозоне составил 0,6%.
  • * * *

Состояние потребительского рынка. В октябре потребительские цены в еврозоне снизились на 0,3%. При этом розничные продажи в Германии снизились в сентябре на бóльшую величину, чем ожидали аналитики. По мнению экспертов, отчасти это связано с повторной волной коронавируса.

По данным Федерального статистического управления Германии (Destatis), в сентябре розничные продажи в Германии упали на 2,2% по сравнению с августом, когда был зафиксирован рост на 1,8% по сравнению с июлем. Аналитики ожидали гораздо меньшего сокращения розничной торговли в Германии в сентябре.

* * *

Безработица. После семи месяцев «коронавируса» безработица продолжает стагнировать в ЕС. Это означает, что показатели по безработице не ухудшаются, но и не улучшаются.

Согласно данным, опубликованным Евростатом в пятницу, уровень безработицы в еврозоне составил в сентябре до 8,3%, чем превысил уровень «безковидного» сентября прошлого года — 7,5%.

Уровень безработицы в целом по Европейскому союзу в прошедшем сентябре составил 7,5%.

По подсчетам Евростата, в абсолютных цифрах в сентябре в Европейском союзе было 15,99 млн безработных, в еврозоне — 13,612 млн. По сравнению с августом число безработных в ЕС в сентябре выросло на 42 тыс. человек, а в еврозоне — на 75 тыс. Подобный незначительный рост и позволяет говорить о стагнации.

В сентябре самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Испании — 16,5%, что меньше на 0,2%, чем в предыдущем месяце. Последние данные по Греции — это июль. Они показывают безработицу в 16,8%, что на 2% ниже, чем в июне.

В Германии уровень безработицы в сентябре оставался на уровне 4,5%. Во Франции безработица подросла с 7,5% до 7,9%, а в Италии упала с 9,7% до 9,6%.

Самый низкий уровень безработицы в ЕС был зафиксирован в сентябре в Чехии — 2,8%, примерно такой же показатель был в августе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector