ФНС России проверит владельцев иностранных активов

ФНС России проверит владельцев иностранных активов

Уже второе в этом году изменение формы отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам полностью укладывается в стратегию ФНС по ужесточению налогового контроля / Максим Стулов / Ведомости

Налоговая служба дополнила требования валютного контроля обязанностью налогоплательщиков предоставлять информацию о движении финансовых активов. «C 1 января 2021 г.

при предоставлении отчетов по зарубежным счетам в банках и иных организациях финансового рынка для резидентов устанавливаются требования об указании не только информации о движении денежных средств, но и сведений об иных финансовых активах.

Указанные изменения и новые формы отчетов утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2051», – сообщает ФНС.

Примечательно, что перечень финансовых активов, отчет о которых необходимо представлять, сделан открытым.

В новой форме отчетности упомянуты ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли в уставном капитале юридического лица, доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также «иные финансовые активы». Что имеется в виду, не ясно.

«Официальных разъяснений на этот счет пока нет, – замечает эксперт по правовым вопросам АКГ «Градиент альфа» Татьяна Гераскина. – Но можно предположить, что налогоплательщик обязан самостоятельно идентифицировать свой актив и заявить о нем. Ранее компании, в которых россиянин не владеет контрольным пакетом, не интересовали налоговиков, но теперь необходимо их раскрыть.

К примеру, резидент РФ, обладая долей в 10% в уставном капитале иностранной компании, обязан сообщить об этом в налоговую службу, указав соответствующие сведения в отчете».

По этому поводу у экспертов возникают большие вопросы, ведь доли владения в иностранной компании далеко не всегда могут быть учтены на счетах в финансовой компании или банке.

«Например, доли в уставном капитале юридического лица, как правило, не учитываются на каких-либо счетах в финансовых организациях», – отмечает заместитель руководителя практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Антон Тарунтаев.

Тем не менее уже второе в этом году изменение формы отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам полностью укладывается в стратегию ФНС по ужесточению налогового контроля, считает Тарунтаев.

«К примеру, могут быть выявлены факты получения иностранных финансовых активов без корреспондирующих списаний с российских / иностранных банковских счетов, что вызовет дополнительные вопросы контролирующих органов к физическому лицу, – указывает он.

– Аналогичным образом российские налоговые органы потенциально смогут выявить факты неуплаты НДФЛ при получении налогоплательщиком доходов от отчуждения иностранных финансовых активов».

«Новые правила продолжают политику обеления бизнеса и ужесточения контроля над активами резидентов, – соглашается Гераскина.

– ФНС презюмирует, что если есть актив, то обязательно должен быть от него положительный финансовый результат.

В связи с новыми требованиями собственнику даже самого незначительного актива нужно быть готовым убедить налоговую в том, что никакого дохода он не получает».

Сама валютная отчетность не дает детальной информации по операциям за год, а лишь показывает баланс на начало и конец года, добавляет Тарунтаев.

В итоге информация на ее основе не всегда может четко подтвердить факт совершения каких-либо правонарушений, а чаще лишь указывает на вероятность их совершения.

«Представляется, что в ближайшее время могут быть внесены изменения в первую часть НК РФ, позволяющие налоговой службе в принудительном порядке требовать от физических лиц предоставлять пояснения в отношении сомнительных данных об их иностранных активах», – предупреждает эксперт.

Фнс россии рассказала, как проходит проверка выплаченных иностранным организациям доходов

ФНС России проверит владельцев иностранных активов

Налоговая служба подготовила разъяснения по вопросам проведения проверки налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате доходов иностранным организациям (письмо ФНС России от 20 февраля 2021 г. № ШЮ-4-13/2243@). Напомним, что большинством соглашений предусмотрены различные налоговые преференции при налогообложении полученных от российских источников доходов лиц, находящихся в иностранных государствах (п. 3 ст. 310 Налогового кодекса). Для их получения нужно подтвердить местонахождение иностранной организации заграницей и право на получение соответствующего дохода (ст. 312 НК РФ).

Налоговая служба, при проведении проверок обращает внимание на полноту и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании, правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода, особенности формулировок положений международного соглашения, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств, а также особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним норм соглашения.

Для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым заключено соглашение, в налоговую инспекцию предоставляется сертификат налогового статуса, который должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Содержательные критерии и формальные требования к ним не установлены, но, как указывает налоговая служба, в них должна содержаться следующая информация:

  • наименование налогоплательщика;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • период действия (может быть не указан);
  • наименование СОИДН (может быть не указано);
  • указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

Если представленные организацией документы не содержат вышеуказанной информации, то инспекцией будут запрошены иные документы с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными. При непредставлении документов по требованию в налоговой льготе может быть отказано.

По общему правилу если в сертификате указывается период его использования, то  он подтверждает резидентство в течение всего этого времени. При отсутствии в нем такой информации, период признается равным календарному году, в котором он был выдан.

Налоговая служба обращает внимание, что проверяющие не могут отказать в применении налоговых преференций, если представленные сертификаты:

  • содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы после этой даты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;
  • содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. Обратите внимание, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям. В этом случае представлять сертификат нужно будет за каждый налоговый период.

При проверке подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода проверяющие зачастую формально подходили к представленным организацией документам и при отсутствии письма-подтверждения (при наличии иных подтверждающих документов) отказывали в применении налоговых преференций. ФНС России указывает на недопустимость такого формального подхода. Поэтому указывается, что иностранная компания признается технической, обладающей признаками «кондуитности», в случае если:

  • деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
  • отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
  • платежи обладают «транзитным» характером;
  • деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
  • иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
  • сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

Также при анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, инспекторам нужно учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?

Проверка лиц, чья деятельность так или иначе может быть связана с осуществлением операций на зарубежных счетах, в большинстве случаев находится в компетенции:

  1. Федеральной налоговой службы.
  2. Ведомств, которым были переданы полномочия Росфиннадзора после его расформирования в 2016 году:
  • Федерального казначейства;
  • Федеральной таможенной службы;
  • той же ФНС.

При этом ФНС, ФТС и Казначейство могут, осуществляя собственные компетенции, также взаимодействовать, обмениваясь сведениями о лицах, которые, нарушив валютное законодательство, с высокой долей вероятности нарушили и налоговое (и наоборот).

Если говорить о компетенциях конкретно ФНС, то их осуществление — в контексте контрольной и надзорной деятельности владельцев зарубежных счетов — будет связано главным образом:

  1. С выявлением нарушений физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, налогового законодательства в части:
  • уплаты налогов с депозитов, валютных операций;
  • уплаты налогов с доходов, поступающих на зарубежные счета.
  1. С установлением лиц, обязанных выполнять предписания закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ об информировании:
  • об открытии, закрытии счетов за рубежом;
  • движении денежных средств на данных счетах.

Специалисты «КонсультантПлюс» подготовили разъяснения об обязанностях российских вкладчиков зарубежных банков, обусловленных действием закона № 173-ФЗ. Получите бесплатный пробный доступ к материалу.

  1. С выявлением нарушений указанными лицами соответствующих предписаний.

В свою очередь, интерес других компетентных ведомств в отношении владельцев зарубежных счетов может быть вызван соблюдением физлицами и юрлицами, имеющими зарубежные счета, требований законодательства, устанавливающих ограничения на те или иные валютные операции.

Рассмотрим более подробно то, в чем заключаются перечисленные обязательства владельцев зарубежных счетов, а также то, какое отношение к контролю и надзору над их выполнением может иметь ФНС.

Обязательства держателей счетов: информирование ФНС об открытии и закрытии

В соответствии с п. 2 ст. 12 закона № 173-ФЗ как физические, так и юридические лица, являющиеся валютными резидентами России, обязаны уведомлять ФНС:

  • об открытии, закрытии банковских счетов (и счетов, открытых в иных организациях финансового рынка) за рубежом;
  • изменении реквизитов соответствующих счетов.

Подробнее о том, кого считать валютными резидентами РФ, см.в статье «Соотношение понятий валютного и налогового резидента».

Данное обязательство владельцы счетов должны исполнять в течение 1 месяца после указанных событий.

Можно отметить, что установлено оно было для граждан в 2007 году, для организаций — в 2005-м.

Санкции за невыполнение рассматриваемого обязательства установлены п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, например, если физлицо не представит в ФНС уведомления об открытии, закрытии счета или изменении его реквизитов, то может быть оштрафовано на сумму от 4000 до 5000 руб.

Читайте также:  Страны по площади в мире в 2020 году - по убыванию, список, самые большие, маленькие, территории

Обязательства перед ФНС: движение средств на зарубежных счетах

В соответствии с п. 7 ст.

12 закона № 173-ФЗ как физлица (не ИП), так и юрлица и ИП, которые владеют зарубежными счетами, обязаны направлять в ФНС отчеты о движении денежных средств на соответствующих счетах, а также отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с применением иностранных электронных средств платежа. Важное исключение из этого правила: физлицо-резидент не сдает отчет о движении денежных средств при соблюдении двух условий:

  • иностранный банк или иная финансовая организация располагается в ЕАЭС или на территории страны, с которой Россия осуществляет автоматический обмен данными финансового характера;
  • общая сумма зачислений на иностранный счет (или списаний с него) в течение отчетного года не превысила 600 000 руб. (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) либо остаток денежных средств на данном счете по состоянию на конец отчетного года составляет не более 600 000 руб. (или эквивалентного объема денежных средств в валюте), если в течение отчетного года на счет не зачислялись денежные средства.

Кроме того, резиденты — как физлица, так и организации — не сдают в определенном случае также отчет о движении денежных средств без открытия счета с использованием иностранных ЭПС. А именно: если общая сумма денежных средств, зачисленных на ЭПС, составила в течение отчетного года сумму не более 600 000 руб. (или эквивалентную в валюте).

При этом порядок исполнения данного обязательства физлицами и юрлицами регулируется отдельными нормативными актами:

  • постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (для юрлиц и ИП);

Фнс все чаще проверяет владельцев зарубежных активов. как подготовиться?

С конца 2020 года налоговые инспекции гораздо чаще назначают проверки, если сравнивать с прежними периодами. Этому есть объяснение: ФНС обработала и проанализировала данные, полученные в рамках международного автообмена информацией

В 2016 году Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, а с 2018 года стала участвовать в обмене налоговой информацией (CRS).


По условиям обмена страна – участник передает российским налоговым органам данные об открытых в ее юрисдикции счетах российских резидентов: организаций и физических лиц.

При этом налоговые органы РФ в рамках обмена информацией тоже передают аналогичные сведения государствам – участникам CRS. Партнерские юрисдикции обмениваются данными в автоматическом режиме.

Список государств, с которыми Российская Федерация обменивается налоговой информацией, утверждает ФНС России. Этот перечень регулярно пересматривается налоговой службой.

С конца 2020 года проверки стали проводить чаще, это связано с тем, что ФНС России обработала сведения об иностранных счетах и активах россиян за первый период обмена — 2017 год. До конца 2020 года эти сведения не становились поводом для массовых проверок, поскольку поступившие от страны-партнера сведения невозможно было использовать без специальной обработки и анализа. Теперь налоговая служба начала действовать более активно.

При выявлении несоответствия сведений, поступивших из иностранного государства и сведений, полученных из отчетности налогоплательщиков за определенный период, инспекция запрашивает информацию/пояснения/документы, а при выявлении нарушений просит их устранить. Если налогоплательщик не отреагировал, или если инспекция не согласна с его пояснениями, может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки, в ходе которой оценивается правильность исчисления налогов и сборов, своевременность их уплаты. Проверку могут проводить как по одному налогу, так и по нескольким. На практике проверяющие могут потребовать предоставить как общие сведения: информацию об активах, доходах, счетах в определенном налоговом периоде, так и более детальную информацию. Например, налогоплательщики отмечают, что инспекции запрашивают наименования компаний, в рамках взаимодействия с которыми лицо могло получить доход, или сведения о конкретных операциях с указанием сумм зачислений на зарубежные счета. Кроме того, иногда запрашиваются сведения, вообще не имеющие прямого отношения к правильности исчисления и уплаты налогов. Например, о зарубежной недвижимости, принадлежащей проверяемому, о его гражданстве и т.д.

Истребуемые ФНС документы по общему правилу должны быть представлены в 10-дневный срок.

При этом за отказ от представления налоговому органу документации при проведении налоговой проверки, или за нарушение сроков предоставления документов предусмотрены санкции. Так, за каждый непредставленный в срок документ предусмотрен штраф в 200 рублей (п.

1 ст. 126 НК РФ). Также при отказе предоставить документы, или при непредставлении документов в срок, проверяющие могут произвести выемку документов (ст. 93 НК РФ)

Как обезопасить свои интересы?

Обращаем внимание, что перечень стран, осуществляющих с РФ автообмен финансовой информацией, постепенно расширяется. Действующий перечень, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-17/788@, содержит 79 государств и 12 территорий.

К автообмену присоединились ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия, Сейшелы и некоторые другие государства и территории.

Без сомнения, ФНС продолжит анализировать данные, поступившие в рамках автоматического обмена от государств-партнеров за последующие налоговые периоды.

В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам уже сейчас задуматься о том, как минимизировать риски.

Важно своевременно подготовить пакет документов для предоставления налоговому органу по запросу. Проверяющие могут запросить документы, прямо не относящиеся к правильности и своевременности исчисления и уплаты налога, их может не оказаться в наличии на момент запроса. В этом случае срок предоставления документации может быть продлен по решению налогового органа. Продление возможно после направления в инспекцию соответствующего уведомления.  (ст. 93.1 НК РФ).
В уведомлении указываются причины, по которым невозможно предоставить сведения, а также срок, в течение которого они будут предоставлены. Уведомление должно быть направлено в инспекцию в течение дня, следующего за днем получения лицом требования (ст. 93 НК РФ).

Если возникают сложности в самостоятельной подготовке к возможному визиту проверяющих, стоит обратиться к профессионалам. Специалисты ЦПО групп помогут проанализировать возможные риски, сформировать «пакет безопасности», содержащий основную информацию, вызывающую интерес налогового органа, и окажут иную правовую поддержку как на этапе сбора и подготовки документов, так и во время выездной налоговой проверки.

РБК: налоговая служба массово проверяет владельцев иностранных активов

Интерес налоговиков связан с тем, что они окончательно обработали информацию, полученную в рамках международного автообмена за 2017 год. Это был первый год, когда Россия начала получать данные от иностранных коллег об активах россиян за границей. Но обработать эти сведения не было технической возможности, объяснили в ФНС.

https://www.youtube.com/watch?v=GHCoO70YGoE

Сейчас в отечественную систему запрограммировано несколько алгоритмов, которые выявляют риски уклонения от уплаты налогов. В результате в конце прошлого года россияне, которые имеют зарубежные счета или другие активы, начали получать так называемые письма счастья. Это касается и клиентов банков, и биржевых игроков, и владельцев недвижимости, которые сдают собственность в аренду.

При расчете налогов инспекторы легко допускают ошибки, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Здесь все относительно просто. Если налоговики получили информацию, допустим, от зарубежного банка, что у кого-то там лежит миллион, и с этого миллиона не уплачивали за этот период налоги, понятно, что налоговики посчитают, что налоги не уплачены, и сразу пришлют вам требование.

Соответственно, если вы работали на рынке ценных бумаг, налоговики тоже смотрят, сколько бумаг было куплено, продано. Налоговики идут по пути наименьшего сопротивления, то есть если они видят какую-то сумму прихода, то они априори считают, что это доход.

Если у вас был приход миллион, то налоговики с огромной долей вероятности с этого миллиона насчитают, а вы уже будете доказывать, что это был, допустим, не доход, а займ. Мне лично известны случаи, когда лежал эквивалент 50 млн рублей, которые он просто перечислил со своего российского счета на счет банка в Швейцарии. Налоговики эти 50 млн обложили налогом.

После того как налогоплательщик обратился к налоговикам, представил еще раз подтверждающие документы, что он просто перечислил, это никакой не доход, они требования свои сняли».

О причине интереса налоговиков к иностранным активам россиян говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Я полагаю, что заработала налоговая служба по новому направлению, которое является перспективным с точки зрения повышения роста собираемости налогов в связи с текущим состоянием экономики, с учетом падения налоговых доходов от прибыли прежде всего бизнеса.

Думаю, этот массив информации, который сейчас существует у налоговой службы, может позволить проводить проверки на соответствие тех сведений, которые поступили из-за рубежа.

Но я полагаю, что основанием для проведения подобных контрольных мероприятий являются сейчас те сведения, которые сами российские налогоплательщики предъявили и задекларировали в российских налоговых юрисдикциях».

Фнс активизировала выездные проверки владельцев иностранных активов

В конце 2020 года налоговые органы назначили значительное количество выездных проверок физических лиц, что раньше было редкостью, пишет РБК со ссылкой на нескольких налоговых консультантов. Речь идет о владельцах счетов и активов за рубежом.

Некоторые клиенты получали «письма счастья» из налоговой, датированные последними днями 2020 года, говорит партнер FTL Advisers Дарья Невская.

Это связано с тем, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет: налоговики должны были успеть до истечения сроков возможности инициирования выездных проверок за 2017 год, указывает партнер EY Антон Ионов.

2017 год — первый период, за который Федеральная налоговая служба получила данные от зарубежных коллег в рамках автоматического обмена финансовой информацией под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Это данные о зарубежных счетах и активах россиян.

Но такую информацию невозможно использовать без специальной обработки и анализа. Заместитель главы ФНС Дмитрий Вольвач в сентябре 2020 года анонсировал, что налоговики начнут проверку информации, поступившей в рамках автообмена, только с 2021 года.

Читайте также:  Куда поехать отдыхать в январе за границу на море в 2020 году - можно, дешево, с ребенком, без визы

«На сегодняшний день в нашу систему АИС «Налог-3» запрограммировано несколько алгоритмов, которые изучают полученную информацию, выявляют наличие рисков уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов — в первую очередь НДФЛ от доходов за рубежом или сокрытия доходов контролируемых иностранных компаний (КИК).

Эти пользовательские данные со следующего года могут направляться в территориальные налоговые органы для обработки контрольно-аналитическими инструментами», — говорил Вольвач.

У россиян 700 тыс. финансовых счетов по всему миру, а остатки по ним в рублевом эквиваленте превышают 13 трлн рублей (около 180 млрд долларов по текущему курсу), сообщал Вольвач в январе 2021 года.

«При организации контрольно-аналитической работы ФНС России использует риск-ориентированный подход с использованием всей имеющейся в распоряжении ФНС России информации, в том числе на основании сведений, полученных в рамках информационного обмена с иностранными юрисдикциями, — говорится в ответе службы на запрос РБК. — В случае если в ходе аналитической работы выявляются расхождения в имеющихся сведениях, территориальные налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков необходимые пояснения и документы в целях установления фактов, свидетельствующих об отсутствии или наличии налоговых рисков».

«Если по результатам истребования пояснений и документов, с учетом анализа другой имеющейся информации налоговым органом установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах и налогоплательщиком не уточнены налоговые обязательства, то может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении данного физического лица», — уточнили в ФНС.

Выездная проверка физлица может проводиться в жилых помещениях только с согласия гражданина. Поэтому чаще всего в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка осуществляется по месту налогового органа.

От обычной камеральной проверки ее отличает в первую очередь большая продолжительность, детализация запросов, объем истребуемых документов и информации, отмечает Ионов.

Выездная налоговая проверка может длиться до шести месяцев и приостанавливаться на срок, необходимый для истребования документов.

В рамках выездных проверок физлиц, инициированных в конце 2020 года, налоговики запрашивают информацию не только по КИК и банковским счетам, но и по брокерским счетам у зарубежных брокеров, знает Невская.

«По ним тоже нужно отчитываться, но многие физлица не подавали налоговые декларации, если не было прибыли, полагая, что в данном случае это необязательно.

Многие налоговые инспекции теперь пытаются весь доход от продажи ценных бумаг признать прибылью физического лица», — говорит она.

Перечень информации, которую налоговики запрашивают в требованиях, может включать информацию, которая напрямую не относится к проверке правильности исчисления налогов, например о принадлежащем физическому лицу недвижимом имуществе за пределами России, указывает Ионов.

Информация, которую запрашивают налоговые органы, очень индивидуальна: «у кого-то дополнительные документы по счетам, у кого-то информацию по иностранным компаниям и структурам», говорит РБК партнер департамента налогов и права «Deloitte СНГ» Наталья Кузнецова.

В случае отказа предоставить информацию налогоплательщики могут быть привлечены к административной и/или налоговой ответственности, добавляет она.

С 1 февраля 2021 года в структуре ФНС заработала особая инспекция по «VIP-клиентам» — богатейшим налогоплательщикам-физлицам. Она будет заниматься россиянами с личными доходами свыше 500 млн рублей в год.

«В качестве дополнительных критериев будут учитываться наличие контролируемых иностранных компаний, операций и счетов за границей, а также осуществление налогооблагаемых операций инвестиционного характера», — поясняли в ФНС.

Число стран — участниц автообмена с Россией ежегодно растет: так, за 2018 год ФНС получила финансовую информацию уже более чем от 70 юрисдикций (за 2017 год — примерно от 60).

Итоги автообмена за 2019 год ФНС пока не подводила, поскольку сроки обмена были продлены до декабря из-за пандемии.

Очевидно, что налоговые органы продолжат практику инициирования выездных проверок физлиц за последующие налоговые периоды (2018 год и далее), отмечают специалисты EY.

Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?

Уже в сентябре этого года российские налоговики получат первый пакет сведений об иностранных активах российских плательщиков. Раньше налоговые органы тоже получали такую информацию от своих зарубежных коллег.

Но только по запросу, который был выборочным и во многом зависел от степени заинтересованности конкретного налогового органа в конкретном плательщике. Теперь обмен информацией о зарубежных счетах и компаниях или структурах станет автоматическим.

Но, это не значит, что налогоплательщик никак не может на него влиять. Правда, для этого нужно иметь четкое представление о том, как такой обмен работает. 

Термин «автоматический обмен» означает, что у держателей счетов в иностранных банках дополнительной обязанности представлять какие-либо документы не возникает. Сами налоговые органы заниматься сбором информации тоже не будут.

Основная нагрузка по работе с финансовой информацией возложена на финансовые институты, в частности банки, депозитарии, страховые организации, пенсионные фонды.

Они должны будут проанализировать открытые у них счета, определить их фактических, а не номинальных бенефициаров, установить их налоговое резидентство, а затем выгрузить обработанные сведения в общую систему передачи данных, откуда доступ к ней и получат налоговые органы.

По большей части организации финансового рынка уже располагают необходимой информацией. Ее собирают, чтобы идентифицировать клиентов (KYC) и соблюсти требования антиотмывочного закона. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115ФЗ

Но в рамках автоматического обмена организации финсектора вынуждены также активно взаимодействовать со своими клиентами и запрашивать у них дополнительную информацию. Так, многие зарубежные банки уже проводят проверки (due diligence) существующих клиентов. В том числе и российских.

В рамках этих проверок банк устанавливает, является ли лицо, заключившее договор банковского счета, номинальным держателем. Если да — просит раскрыть информацию о фактическом бенефициаре.

Аналогично устанавливают бенефициарных владельцев компаний, даже тех, владение которыми осуществляют через трасты или номинальных акционеров, и подтверждают их налоговое резидентство.

При этом анализируют информацию из баз данных финансовых институтов — начиная от почтового адреса и телефона и заканчивая тем, куда идут денежные средства со счета. 

Так как обмен автоматический, то есть безусловный, он не зависит от воли и интереса налоговых органов. Если налогоплательщик соответствует формальным критериям, то он подпадает под обмен. Для каждой категории владельцев счетов — свои критерии. Сейчас вы поймете почему. Критерии нужно знать, чтобы быть увереными: счет под автоматический обмен не попадает. 

Про счета физических лиц. Что касается счетов физических лиц, то информация о них попадет в периметр обмена в любом случае.

Если у финансового института нет оснований полагать, что имеющиеся у него сведения неверны или неактуальны, то проверка на этом заканчивается. По крупным счетам — свыше 1 млн долл. — проводят более тщательную работу: анализируют документы, направляют запрос к клиентскому менеджеру.

Если в результате проверки сложно или невозможно установить налоговое резидентство бенефициарного владельца счета, информацию о нем направят во все потенциально заинтересованные государства.

Про счета организаций. Не все счета компаний подпадают под автоматический обмен. Так, исключены из-под обмена счета юридических лиц, на которых менее 250 тыс. долл.

Если на счете организации больше 250 тыс. долл., то банк должен установить, является она активной или пассивной. Под обмен подпадают только пассивные компании.

Если более половины дохода компании за предыдущий год были пассивными, а более 50 процентов активов порождают пассивные доходы, то такая компания признается пассивной.

Пример:

Холдинговая компания, имеющая счет в голландском банке, получила в 2016 году 65 процентов дохода в виде дивидендов.

При этом более 50 процентов активов фирмы составляют акции, по которым и выплачивают дивиденды.

Таким образом, эта компания признается пассивной: голландский банк, где у нее открыт счет, должен будет установить налоговое резидентство ее бенефициаров и направить информацию о них в налоговые органы.

Есть исключения, при которых компания всегда признается активной, даже если получает пассивный доход. Например, компании, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг и предприятия с государственным участием.

Про счета трастов. Траст может быть признан пассивной нефинансовой организацией. В этом случае банк, в котором у такого траста открыт счет, направит в налоговые органы информацию не только о его бенефициарах, но и об учредителях.

Вместе с тем если траст занимается инвестиционной деятельностью или торгует ценными бумагами, то он может быть признан организацией финансового рынка.

Соответственно в рамках автоматического обмена у такого траста возникнет обязанность собирать и подавать информацию по счетам своих бенефициаров в налоговые органы.

Следует учитывать, что штраф за ненаправление финансовой информации составляет 500 тыс. руб., за невключение клиента — 50 тыс. руб. за каждый факт выявленного нарушения.

  • Важно!
  • Пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, рента, доход от торговли ценными бумагами и иными финансовыми активами, страховые премии, а также доход от сделок с иностранной валютой.
  • Когда счет подпадает под автоматический обмен, то организация финансового рынка передает в страну налогового резидентства держателя (бенефициарного владельца) следующую информацию:
  • имя держателя (бенефициарного владельца), ИНН, дату и место рождения;
  • реквизиты счета;
  • остаток денежных средств на конец года;
  • по счетам депо: размер дивидендов или процентов и иного дохода, полученного в отношении активов на счетах, а также сумму выручки от продажи активов;
  • по депозитным счетам: сумму полученных на счет процентов.

Вас пугает этот список? Далее разберемся, нужно ли заранее опасаться негативных последствий. 

Само по себе получение этих сведений российскими налоговиками не влечет за собой налоговых рисков. Автоматический обмен не имеет для российских налоговых резидентов последствий при условии, что они соблюдают нормы налогового и валютного законодательства.

Читайте также:  Гражданство Гренады: досрочный выкуп недвижимости незаконен и может привести к лишению гражданства

В противном случае автоматический обмен может привести к тому, что у российских налоговых органов появится доступ к информации, подтверждающей нарушение наших законов.

Так, налоговики могут узнать об иностранных компаниях, в которых российские налоговые резиденты являются бенефициарными владельцами, а следовательно, признаются контролирующими лицами по законодательству о КИК. В таком случае налогоплательщику грозят штрафы за неподачу уведомлений о КИК и об участии в иностранной организации: 100 тыс. руб. и 50 тыс. руб. соответственно за каждую компанию или структуру.

Более того, обнаружение «незадекларированных» КИК может привести к доначислениям НДФЛ с прибыли такой компании и 20-процентному штрафу за его неуплату.

Существенные риски возникают и в связи с совершением валютных правонарушений. В рамках автоматического обмена налоговые органы получат информацию о банковских счетах и вкладах, по которым не были поданы уведомления об их открытии и отчеты о движении денежных средств.

Сам по себе штраф за данное правонарушение несущественен — до 5 тыс. руб. Но не стоит думать, что это единственное возможное наказание. 

ФНС предупредила, что все операции по счету, о котором не подано уведомление, являются незаконными валютными операциями. За это — штраф от 75 до 100 процентов от суммы такой операции (письмо от 16.08.2017 № ЗН-3-17/5523@).

В дополнение к проверке незаконных валютных операций налоговые органы могут проанализировать поступления на счет, открытый за рубежом, и обнаружить незадекларированный доход, который подлежит налогообложению в РФ. В результате налогоплательщику также грозят доначисления НДФЛ и штрафы. 

До того как автоматический обмен информацией заработает и налоговики станут получать финансовую информацию из-за рубежа о российских налоговых резидентах, располагающих иностранными активами и счетами, необходимо всесторонне оценить потенциальные налоговые и валютные риски. 

Во-первых, следует проанализировать национальное законодательство страны, где расположены финансовые институты, в которых открыты счета. Каждое государство, участвующее в автоматическом обмене, может адаптировать и ужесточать положения об автоматическом обмене. Во-вторых, нужно:

  • оценить размер и характер дохода, поступающего на зарубежные счета;
  • удостовериться, что в отношении счетов и компаний были поданы все необходимые уведомления;
  • уплатить с доходов необходимый налог;
  • проверить, чтобы по счетам не было незаконных валютных операций.

Если валютное или налоговое законодательство все же нарушили, то для многих российских налогоплательщиков самым простым и удобным способом легализовать зарубежные счета и компании может стать добровольное декларирование в рамках амнистии капиталов (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).

Важно!

Получение информации об иностранном юрлице – ilex

Информация об иностранном юрлице может понадобиться организации в разных ситуациях. К наиболее распространенным можно отнести необходимость проверить контрагента перед заключением сделки или уточнить текущее состояние действующего контрагента.

Проверка правового и экономического статуса иностранного партнера (например, поставщика, покупателя, юрлица, инвестором которого вы являетесь, или участника вашего юрлица), оценка его финансовой состоятельности позволяют снизить риск при осуществлении внешнеэкономической деятельности. При этом получить достоверную и объективную информацию об иностранном юрлице сложнее, чем о белорусском. Как правило, получением такой информации занимается юридическая служба. Далее рассмотрим основные способы и источники получения информации об иностранном юрлице.

  • Запрос информации у контрагента
  • Целесообразно запросить:
  • — выписку из регистра государства, в котором зарегистрирован контрагент;
  • — учредительные документы. В разных странах названия и содержание таких документов отличаются;

— документы, подтверждающие личность и полномочия представителя компании (право подписи, ведения переговоров и т.д.);

  1. — документы, подтверждающие наличие необходимых ресурсов, в том числе налоговую отчетность;
  2. — документы, подтверждающие наличие расчетных счетов;
  3. — другие необходимые документы.
  4. Желательно, чтобы документы были переведены на русский или белорусский язык и заверены.
  5. Отказ контрагента предоставить запрашиваемую информацию должен насторожить.

Полученную от контрагента информацию следует проверить. Сделать это можно одним или несколькими из рассмотренных ниже способов.

Получение информации из открытых источников

Найти информацию о зарубежных контрагентах можно на разных сайтах, собирающих информацию о компаниях одной или сразу нескольких стран. Такие порталы есть как у государственных органов и организаций этих стран, так и у коммерческих компаний.

  • На веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Беларуси приведены ссылки на онлайн-реестры некоторых иностранных государств.
  • На сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации приведены ссылки на открытые базы данных 113 государств.
  • Информацию о европейских компаниях можно найти также на сайте Европейского бизнес-регистра (EBR), который дает ссылки на национальные регистры европейских стран.
  • Подробнее о регистрах европейских стран можно прочитать здесь.

При поиске информации в национальных регистрах необходимо учитывать следующее. Объем информации, который можно получить бесплатно, зависит от конкретной страны. Как правило, открытой является информация: о наименовании, регистрационном номере, статусе (действующее или нет) и адресе юрлица.

В то же время открытой может быть и вся информация, содержащаяся в регистре, или большая ее часть. Например, информация об изменении регистрационных данных, участниках, размере уставного фонда (капитала) и т.д. Как правило, в регистрах стран основная информация предоставляется бесплатно, а дополнительная — за плату.

Кроме того, в регистрах некоторых стран информация доступна только на национальных языках (например, Украина, Франция).

Важно помнить, что часто такие общедоступные сведения носят справочный характер и не могут рассматриваться как официальный ответ государственного органа. В то же время это не всегда так. Необходимо искать на сайте каждого регистра указание о том, считается представленная информация официальной или справочной.

Например, сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП Российской Федерации о конкретном юрлице/ИП предоставляются бесплатно в виде полной выписки из соответствующего реестра либо справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Выписка/справка выгружается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для получения выписки/справки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не нужен.

Выписка/справка формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, которая отображается в том числе при распечатывании выписки/справки.

Она равнозначна выписке/справке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа . Сведения в сервисе актуализируются ежедневно.

В ряде случаев информации из открытых источников (как бесплатных, так и предоставляющих доступ за плату) может быть достаточно. Например, если в них представлена развернутая информация о юрлице. Или на этапе первоначальной проверки стало понятно, что в регистре нет сведений о регистрации контрагента, в связи с чем дальнейшая трата времени и денег на его проверку нецелесообразна.

Получение выписки из регистра страны учреждения иностранного юрлица

Такую выписку можно запросить по своему усмотрению. Однако есть случаи, когда это сделать обязательно. Именно выписка из торгового регистра страны учреждения (или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения) необходима, например, при подготовке документов для государственной регистрации :

— организации, когда собственником имущества, учредителем (одним из учредителей) является иностранная организация;

— изменений в устав, связанных со сменой собственника имущества, изменением состава участников, если новым собственником имущества или участником является иностранная организация.

Выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации. По общему правилу такая выписка требует легализации.

На заметку
Не все иностранные официальные документы подлежат легализации. Например, на документах из государств — участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных публичных документов, достаточно проставления апостиля.

При этом, если документ выдается в стране, с которой Беларусь подписала двусторонний или многосторонний договор о правовой помощи, отменяющий требования легализации, дополнительного специального удостоверения не требуется.

Перечень таких международных договоров есть на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.

Порядок получения выписки (направления запроса, оплаты, срок и способы направления готовой выписки), как правило, можно найти на сайте самого регистра. Например, порядок получения выписки из регистра Литвы можно посмотреть здесь. Так, для получения выписки необходимо заполнить заявку по установленной форме и направить ее:

— по почте на адрес: Lvovo g. 25-101, 09320 Vilnius, приложив копию документа, удостоверяющего личность руководителя (нотариально заверять копию не нужно), и документ, подтверждающий оплату услуги, или

по электронной почте info@registrucentras.lt. В этом случае заявка должна быть подписана электронной подписью.

Обращение в организации, оказывающие услуги по предоставлению информации о компаниях и их проверке

Когда нужна более глубокая и всесторонняя проверка контрагента, целесообразно обратиться к специалистам. Однако это сопряжено с дополнительными финансовыми и временными затратами.

В интернете можно найти компании (как отечественные, так и зарубежные), которые оказывают услуги по предоставлению информации об иностранных юрлицах. Стоимость услуг, как правило, зависит от объема запрашиваемой информации и сроков ее подготовки.

Сведения о юрлицах предоставляются в форме бизнес-справок.

Такие бизнес-справки, как правило, включают в себя: регистрационные данные юрлица и произошедшие изменения; сведения о руководстве, в том числе о лицах с правом подписи; информацию о персонале, его численности; размер уставного фонда (капитала), историю его изменений; сведения об учредителях и размерах их долей, сфере деятельности компании, наличии недвижимости, аффилированных лицах, негативных фактах (наличие задолженности, задержки платежей и др.); дополнительную информацию (например, участие в судах, наличие транспорта, упоминания в СМИ и др.); финансовые данные (балансы, отчеты о прибылях и убытках).

Компании, предоставляющие информацию об иностранных юрлицах, дополняют бизнес-справки важными аналитическими показателями, характеризующими текущую платежеспособность юрлица, его платежную дисциплину, а также дают собственную оценку возможности сотрудничества с проверяемым юрлицом. Эти показатели формируются с использованием программных продуктов и с помощью финансовых аналитиков.

Некоторые компании размещают на своих сайтах примеры бизнес-справок, которые готовят для клиентов.

Часть таких компаний помимо предоставления бизнес-справок предоставляют услуги по получению выписок из иностранных регистров, а также обеспечивают их консульскую легализацию и апостилирование (при необходимости).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector