Госдума рассмотрит законопроект, который дает ФНС доступ к частным банковским счетам

Минфин подготовил поправки, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне — они смогут получать данные об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как сейчас, а в рамках регулярного информационного обмена с ЦБ.

Банк России, в свою очередь, сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну. Такой «обмен тайнами» призван облегчить собираемость информации обо всех денежных потоках в стране и де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.

В ФНС подчеркивают, что речь об отмене банковской и налоговой тайны не идет и что к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговиков не будет.

Изменения укладываются в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делают отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.

Минфин опубликовал два законопроекта, которые должны обеспечить более широкий, чем сейчас, обмен данными о налогоплательщиках между ЦБ и ФНС.

Предполагается, что ЦБ будет передавать налоговикам сведения, составляющие банковскую тайну, ФНС же предоставляет Банку России данные, охраняемые налоговой тайной.

В пояснительной записке к проекту сказано, что это необходимо, поскольку «недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью».

Такой «обмен тайнами» должен повысить эффективность налоговиков по выявлению схем минимизации налогов.

ЦБ же, получив сведения о доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о сомнительных операциях, об имуществе, объектах налогообложения и задолженности перед бюджетом клиентов банков, страховщиков и так далее, сможет более качественно исполнять свои функции регулятора.

Поясним, что сейчас банки передают налоговикам в автоматическом режиме информацию только об открытии/закрытии счетов или изменении реквизитов в рамках валютного контроля, об операциях по счетам они могут узнавать только по запросу. Информобмен между ЦБ и ФНС регулируется межведомственным соглашением. В частных беседах представители банковского сообщества утверждают, что этот обмен происходит на «минимальных оборотах».

В случае же принятия поправок его объемы существенно увеличатся — ЦБ придется раскрывать налоговикам чуть ли не всю доступную ему информацию о банках и клиентах.

Отметим, что тема расширения информобмена между налоговиками и ЦБ содержится в «Основных направлениях налоговой политики на 2021–2023 годы» Минфина.

В этом ведомстве “Ъ” вчера пояснили, что реализация новых мер будет способствовать обелению экономики и не затронет интересы добросовестных налогоплательщиков за счет применения риск-ориентированного подхода при отборе объектов для налогового контроля.

«Важно, что массового обмена данными не предполагается. Перечень документов и сведений, подлежащих обмену, будет определяться соглашением между Банком России и ФНС»,— говорят в министерстве.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, будет у ограниченного круга лиц, а обмен будет осуществляться с использованием защищенных каналов связи и предполагает административную и уголовную ответственность за разглашение любых данных.

В ФНС подчеркивают, что речь не идет об отмене банковской или налоговой тайны — в соответствии с НК все получаемые налоговыми органами сведения о налогоплательщиках составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

В службе отмечают, что изменения позволят существенно сократить количество запросов в банки о представлении сведений об операциях по счетам их клиентов.

«Это снизит трудовые и материальные затраты, повысит эффективность риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвратит ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов»,— заявили “Ъ” в службе.

Там подчеркнули, что законопроекты не предусматривают непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах физических лиц. Такие сведения, как и прежде, можно будет получить только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя или замруководителя ФНС при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребовании у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, то есть в очень узком перечне случаев.

Экспертов нововведения не пугают.

«Новый порядок повысит уровень автоматизации взаимодействия между налоговыми органами и Банком России в части контроля за налогоплательщиками и предотвращения использования схем по уходу от уплаты налогов.

В контексте тренда на рост собираемости налогов данная мера выглядит логичной»,— говорит партнер КПМГ в России и СНГ Михаил Клементьев. По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, изменения коснутся не столько банков, сколько их клиентов.

«Налоговая и сейчас может многое запросить о банковских счетах клиента, а после уточнения взаимодействие может быть более полным»,— сказал он “Ъ”.

Госдума рассмотрит законопроект, который дает ФНС доступ к частным банковским счетам

Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская поясняет, что сейчас налоговые органы имеют право запрашивать сведения о счетах и операциях клиентов банков у них самих, а не централизованно через Центральный банк.

При этом прямое информационное взаимодействие между ЦБ и ФНС носит в основном технический характер и касается банков, а не их клиентов.

«Примечательно, что законопроект подчеркивает особый характер отношений ЦБ и ФНС, делегировав им право самостоятельно согласовать перечень документов и сведений, а также порядок их представления налоговым органам.

В этой связи эффективность обмена банковской и налоговой тайнами зависит от условий этого соглашения, хотя принципиально этот механизм может существенно облегчить собирание всей мозаики денежных потоков клиентов банков и повысить прозрачность финансовой среды в целом»,— уверена Александра Амбрасовская.

По словам директора юридического департамента МКБ Ирины Гудковой, после принятия поправок ЦБ будет вправе сообщать сотрудникам налоговых органов широкий круг сведений, ставших известными ему в рамках надзорной деятельности. В самом ЦБ новые горизонты регулирования комментировать не стали.

  • Отметим, что задуманный Минфином «обмен тайнами» укладывается в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делает отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.
  • Возможность получения информации о большой части денежных потоков в стране де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.
  • Татьяна Гришина, Максим Буйлов, Олег Сапожков

Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах — новости Право.ру

Комитет Государственной думы про безопасности и противодействию коррупции предложил внести законопроект о праве регионов вводить QR-коды для доступа в общественные места в повестку декабрьской сессии ГД.

Эту новеллу вместе с законопроектом-спутником о регулировании на транспорте правительство внесло в Госдуму вечером 12 ноября. Опрошенные Право.

ru юристы отмечают, что новые нормы призваны придать больше веса уже вводимым в регионах ограничениям, но вопрос об их соответствии Конституции по меньшей мере неоднозначен.

Коронавирус В ГД внесли законопроекты о QR-кодах в общественных местах

Законопроекты касаются только угрозы распространения коронавируса (а не любых ЧС) и носят временный характер — их действие закончится 1 июня 2022 года. 

Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.

QR-коды по всей стране и единые «правила игры»

Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов.

Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест.

Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.

Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.

Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.

Сейчас власти субъектов уже установили требования предъявлять QR-коды для подтверждения вакцинации при посещении определенных общественных мест, причем правила разные в разных регионах и меняются в зависимости от эпидемической обстановки. В Москве, например, они с 28 октября нужны для посещения театров и музеев. Зампред правительства Татьяна Голикова подчеркнула, что новая норма позволит руководителям всех регионов «принять однозначные, понятные населению правила».

«Ограничения в разных регионах могут существенно отличаться, что зачастую вызывает немало вопросов и претензий со стороны граждан», — отметил Александр Павлов из Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
. Так, в Чувашии принято решение выдавать QR-код лицам, имеющим высокий титр антител.

В Санкт-Петербурге и на уровне Государственной думы звучали аналогичные предложения. В то же время новый федеральный законопроект не предусматривает такого критерия. Павлов надеется, что с принятием новых законопроектов будет больше единообразия.

Читайте также:  5 типичных ошибок при оформлении второго гражданства

Госдума рассмотрит законопроект, который дает ФНС доступ к частным банковским счетам

Новеллы напрямую связаны с провалом правительства и органов исполнительной власти, которые не смогли выстроить правильную и открытую политику внутри государства и наладить диалог с гражданами.

Михаил Герман, партнер Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании

Герман отметил, что новеллы не только позволяют гражданам лучше понять суть ограничений, но и до определенной степени дают бизнес-структурам возможность адекватно и на законных основаниях реагировать на нарушителей ограничительных мер.

Сейчас бизнес, в первую очередь общепит, не имеет законных оснований отказаться пускать клиента. Это сопряжено с риском «потребительского экстремизма» и исков на основании закона «О защите прав потребителей», объясняет Герман.

В случае судебных разбирательств по таким претензиям новый законопроект может стать для бизнеса базой при защите своей позиции, указывает юрист.

Кроме того, законопроект расширяет полномочия главных санитарных врачей регионов. Они смогут направлять главе субъекта рекомендации по борьбе с распространением COVID-19.

В трехдневный срок губернатор должен будет либо принять предложенные меры, либо направить главному санитарному врачу РФ мотивированное возражение против них.

По результатам главный санитарный врач примет «соответствующие меры реагирования».

Ограничения на транспорте

Законопроект № 17358-8 позволяет вводить аналогичные требования при междугородних и международных перевозках железнодорожным и авиатранспортом. Правительство отдельным актом определит длительность переходного периода, во время которого наряду с QR-кодом или документом, подтверждающим перенесенный коронавирус либо медотвод от прививки, можно будет предъявить отрицательный ПЦР-тест.

Требования будут вводиться в два этапа. На первом QR-код потребуется только при посадке в транспорт. Если человек купил билет, но QR-кода у него нет, ему вернут деньги в течение 30 дней.

На втором этапе код потребуется предъявить уже при покупке билета на поезд или самолет. Первый этап начнется сразу после вступления закона в силу, а срок наступления второго этапа кабмин определит отдельным актом.

Ряд субъектов ввели или запланировали ограничительные меры для пассажиров. С 23 ноября QR-коды будут требоваться для посадки на авиарейсы и междугородние автобусы внутри Камчатского края. С 7 ноября такие требования ввели для междугородних поездок автомобильным и железнодорожным транспортом в Хабаровском крае, а с декабря их распространят и на авиаперелеты. 

Но все эти нормы до сих пор касались только передвижений внутри регионов, а не между ними. В случае принятия правительственной новеллы ситуация изменится.

Для въезжающих в Россию иностранцев достаточно будет ПЦР-теста. Срок его действия определит Роспотребнадзор, но он будет не более 72 часов.

Законопроекты также устанавливают требование для проводящих тесты организаций передавать их результаты, при согласии гражданина, в информационную систему единого портала «Госуслуги» в срок не более 24 часов. Это позволит оперативно проверять их подлинность.

Конституционно или нет?

Даже законодательное закрепление дополнительных ограничений породит немало споров относительно их законности и правомерности, считает Михаил Герман. Такие споры, вероятно, дойдут и до Конституционного суда.

Делать прогнозы относительно соответствия таких изменений Конституции — неблагодарное занятие, поскольку только жесткие ограничительные меры могут переломить ситуацию с антипрививочными настроениями в обществе, полагает адвокат.

Поскольку сам Основной закон указывает на обеспечение безопасности здоровья граждан как на одну из основных обязанностей государства, «в какой-то мере» новые законопроекты ему соответствуют.

В этом сюжете

Александр Павлов отметил, что конституционное право на свободное передвижение по территории страны и выезд за ее пределы, безусловно, будет ограничено для не имеющих QR-кодов граждан, если законопроект примут. В то же время государство уполномочено ограничивать одни права граждан для того, чтобы соблюсти другие — в данном случае право на охрану здоровья.

Герман отметил, что законопроекты не прошли даже первое чтение с Госдуме и могут претерпеть существенные изменения. 

В то же время новые нормы могут в любом случае вызвать раскол в обществе, хотя в последнее время многие россияне и изменили свое отношение к вакцинации, опасается партнер Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании
.

40 млн непривитых пассажиров и коллективный иммунитет

Зампред правительства Татьяна Голикова на посвященном новеллам брифинге отметила, что ситуация с коронавирусом в России все еще «достаточно сложная», а нерабочие дни пока дали только ограниченные результаты. Показатели смертности, по ее словам, «абсолютно тревожные», а нагрузка на систему медпомощи велика.

«Эти потери связаны с нашим нежеланием сделать то, что мы должны сделать: просто пойти и привиться», — заявила Голикова.

Она также обозначила необходимый уровень коллективного иммунитета в 80% от взрослого населения страны. Сейчас этот показатель «приближается к 50%». К моменту окончания срока действия законопроектов власти рассчитывают довести его до планового результата. Голикова добавила, что страны, где коллективный иммунитет уже составил 80%, поднимают его желаемый показатель до 95%.

пассажиров вакцинированы от коронавируса

Министр транспорта Виталий Савельев отметил, что с августа 2020-го по август 2021-го около 58 млн россиян воспользовались авиа- и железнодорожным транспортом, и только 29,5% из них вакцинированы от коронавируса. Именно поэтому новые меры затрагивают поездки этими видами транспорта.

Савельев добавил, что ведомство, не дожидаясь вступления новых мер в силу, разрабатывает процедуру проверки QR-кодов при посадке, которая не будет сильно задерживать пассажиров.

Также идет работа по совмещению систем бронирования билетов с порталом «Госуслуги».

Правительство определит срок наступления второго этапа, требующего предъявления QR-кода при покупке билетов, в зависимости от времени, которое потребуется на эту интеграцию.

Деньги покажут: ФНС получит контроль над счетами граждан — Газета.Ru

Федеральная налоговая служба может получить доступ к банковским данным российских граждан, предложение о расширении полномочий фискалов подготовило правительство. Предполагается, что по запросу «компетентного органа» банки расскажут о движениях средств на счетах клиента. Усиление государственного давление отрицательно скажется на малом и среднем бизнесе, предупреждают эксперты.

Российское правительство предложило в ближайшие три года расширить доступ Федеральной налоговой службы (ФНС) к банковским данным граждан, которые помогут фискалом улучшить налоговый контроль. Об этом сообщается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2021-2023 годы», соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

  • «Расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства»,— сообщается в пояснении к документу.
  • В пояснительной записке к проекту также отмечается, что реализация подобной меры
  • «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».
  • Впрочем, о каких именно данных клиентов идет речь и по какой схеме налоговики получат доступ в тексте не сообщается.

Кроме того, законопроект правительства предлагает узаконить возможность обмена информацией между Центробанком и ФНС. Это откроет регулятору доступ к сведениям, относящимся к налоговой тайне, а налоговой службе — к банковской тайне. Подобный обмен понадобится ЦБ «для исполнения возложенных на него функций», говорится в документе.

Сейчас банки передают в ФНС информацию о клиентах: данные о закрытии и открытии счетов, депозитов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, это предусмотрено
статьей 86 Налогового кодекса. Кроме того с этого года налоговики аккумулируют сведения об электронных кошельках россиян (работающих через банки.),

в частности таких сервисов, как «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других, сообщает РБК.

При направлении запроса ФНС банки предоставляют справки о любом клиенте, его счетах, вкладах, остатках средств на них и об операциях за любые периоды.

Информация о юрлицах или индивидуальных предпринимателях предоставляется в случае назначения налоговой проверки либо штрафа или налогового взыскания.

Иностранные налоговики при наличии соответствующего запроса и договора об обмене данными также могут получить такую информацию о счетах своих граждан.

В 2020 году в России было назначено новое правительство вместе с ним очень ярко обозначился новый тренд: увеличение налогов, рост НДФЛ и НДПИ, налог на банковские депозиты и повышение контроля за денежными потоками, причем как предприятий так, и физических лиц, то есть обычных граждан, констатирует руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев.

Читайте также:  Сколько алкоголя можно ввозить в россию в 2020 году - литров, крепкого, из европы, через грузию, финляндию

«Мировой Банк оценивает российский теневой сектор в $300 млрд, поэтому неудивительно, что данной круглой суммой заинтересовалось государство.

Однако, на мой взгляд, момент выбран не совсем удачно. Пандемия — это рецессия, снижение зарплат, плохое время, чтобы «кошмарить» бизнес», — поделился мнением в беседе с «Газетой.Ru» Разуваев.

Налоговики хотят обойти необходимость проводить налоговые проверки физлиц, которые сейчас практически не предпринимаются и приносят неочевидный результат, но необходимость у ФНС в них есть, приводит РБК мнение партнера ФБК Legal Надежды Орловов. В 2018 году с таким предложением ФНС уже обращалась в Минфин.

С получением массива данных из банков фискалы получат возможность проводить такие проверки более адресно, считает эксперт.

В частности налоговая сможет анализировать информацию об источниках перечисления денег и расходах, группировать отдельные сегменты налогоплательщиков и точечно их проверять, полагает Орлова. Сейчас такой подход ФНС практикует при работе с юрлицам, по которым у службы больше данных, отмечает она.

По мнению Александра Разуваева из «Альпари», расширение полномочий ФНС по контролю над средствами физлиц приведет к еще большему уходу денежного оборота в наличные и в теневой сектор. А это, в свою очередь, подстегнет рост криминала, уверен он.

Экономист указывает на то, что после снижения ключевой ставки Банка России до 4,25%, процентные ставки в банках низкие, и это уже и так стимулирует отток средств с депозитных счетов из кредитных организаций.

В целом, Разуваев соглашается с правительством, что подобная инициатива приемлема, но не в болезненных условиях посткарантинной России.

Налоговая получит неограниченный доступ к банковским тайнам россиян

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, расширяющий возможности ФНС. Документ предполагает, что Федеральная налоговая служба получит дополнительные полномочия по запросу информации о банковских счетах физлиц.

По данным РБК, новая волна по «усилению налогового контроля» начнется с принятием разработанных правительством «Основных направлений бюджетной и налоговой политики». По мнению авторов реформы, нововведение поможет «обелить» экономику, но при этом не должно затронуть интересы добросовестных налогоплательщиков.

Действующая статья 86 Налогового кодекса РФ уже обязывает российские банки передавать в ФНС данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний.

Кроме этого, в налоговую поступают сведения об открытии или закрытии электронных кошельков.

По запросам налоговиков банки обязаны предоставлять им справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определенные периоды.

«Планы расширить полномочия ФНС можно трактовать как желание дать налоговым органам возможность получать банковские данные клиентов-физлиц вне налоговых проверок», — приводит finanz.ru слова партнера ФБК Legal Надежды Орловой.

Издание отмечает, что аналогичная инициатива уже обсуждалась в России два года назад, однако тогда ее не поддержали Минфин и ЦБ.

Представители этих ведомств посчитали, что отказ от банковской тайны несет в себе значительные риски, поскольку может подорвать доверие граждан к банковской системе.

Однако сейчас правительство пересмотрело свою позицию по этому вопросу и само предложило законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС.

В этом случае оба ведомства будут располагать абсолютно легальным доступом и к банковской, и к налоговой тайне. В последнее время в различных регионах страны с завидной регулярностью возникают скандалы, связанные с несанкционированным раскрытием служебной информации, составляющей налоговую и банковскую тайну клиентов.

Так, в апреле прошлого года в Костроме двух сотрудниц налоговой инспекции отдали под суд за взятки и торговлю служебными тайнами. Бывшую начальницу отдела камеральных проверок заподозрили в совершении четырех случаях получения взятки. Еще одну бывшую сотрудницу налоговой инспекции обвинили в трех фактах посредничества во взяточничестве.

Как выяснили в прокуратуре, одна из сотрудниц ФНС, обладая доступом к сведениям, составляющим налоговую и служебную тайну, с января по апрель 2017 года передавала своему знакомому — руководителю коммерческой организации, информацию о финансовом состоянии ряда организаций, за что получала от него деньги. По мнению следствия, передачу служебной инсайдерской информации чиновница обеспечивала как устно, так и путем копирования на электронный носитель.

В марте этого года суд приговорил экс-начальницу отдела налоговой инспекции к штрафу в 1,7 миллиона рублей с лишением права занимать должности на государственной и муниципальной службе сроком на пять лет. Ее подельница до суда не дожила, и дело в отношении нее прекратили. Взяткодателю при этом удалось избежать наказания «в связи с деятельным раскаянием».

Как рассказал журналистам партнер юридической Paragon Advice Group Александр Захаров, ФНС пыталась получить неограниченный доступ к банковской тайне еще с начала 2000-х годов. «Действующий премьер Михаил Мишустин в то время уже работал в Министерстве налогов и сборов, он эту тему прекрасно знает», — пояснил он.

Как только ФНС получит больше данных о гражданах от банков, налоговики смогут анализировать данные о движениях денежных средств, выделять конкретные группы налогоплательщиков и точечно проводить проверки. Аналогичный подход ФНС уже применяет к юрлицам.

В россии отменяется «банковская тайна». налоговики получат неограниченный доступ к счетам россиян

Уже в следующем году в России перестанет существовать такое понятие, как «банковская тайна». В Госдуму поступил на утверждение законопроект «Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2021–2023 гг.», который предоставит налоговым органам неограниченный доступ к счетам россиян. По замыслу властей, пристальный налоговый контроль за всеми движениями на счетах граждан со стороны государства необходим для вывода экономики из тени. При этом власти уверяют, что нарушение банковской тайны никак не затронет добросовестных налогоплательщиков.

Налоговая будет знать все о счетах россиян

Налоговая начиная с 2021 года будет знать все о движении средств на счетах россиян. Надо отметить, что и до сегодняшнего дня Федеральная налоговая служба имела довольно широкие полномочия.

ФНС получала сведения об открытии и закрытии счетов и депозитов физлиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.

С 1 апреля 2020 года налоговой стало известно об открытии и закрытии электронных кошельков.

Но эту информацию ФНС была вправе запрашивать только в рамках камеральных проверок, причем запрос должен был быть мотивированным. Банки были обязаны по запросу налоговой службы предоставить справки о наличии у клиентов счетов, вкладов и остатках на них или операциях за конкретный период.

Теперь же новый закон позволит налоговой запрашивать данные о счетах россиян в банках безо всякого повода, в том числе без инициирования камеральной налоговой проверки.

Надо сказать, что этого ведомство добивалось аж с 2000 года. Однако Минфин и Центробанк защищали банковскую тайну как основу банковской системы.

Но теперь, когда в Правительство пришел бывший налоговик, это стало вполне реализуемо.

«Банковская тайна» – привилегия цивилизованных стран

Хочу вам напомнить, что такое «банковская тайна», и приведу цитату из «Вики»:

Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов (например, в случае возбуждения уголовного дела). Такое толкование термина характерно для таких государств, как, например, Швейцария, Сингапур, Люксембург, а также для офшорных зон либо офшорных банков, осуществляющих банковскую деятельность, в рамках добровольных или установленных законом положений о конфиденциальности.

В нашей стране правовую основу банковской тайны закрепляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «О банках и банковской деятельности», стандарт ЦБР «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации» (принят и введен в действие распоряжением ЦБР от 18 ноября 2004 г. № Р-609) и др.

Исходя из ст. 26 федерального закона от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности», банковская тайна – это защищаемые банком и иными кредитными организациями сведения о вкладах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, а также иные сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Читайте также:  Изменения программы кипра: к чему готовиться инвестору

Но для наших законотворцев, как мы много раз уже это наблюдали, закон не писан. Понятие «банковской тайны» в нашей стране после принятия законопроекта «Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2021–2023 гг.» будет утрачено полностью. Государство хочет знать о нас все, в том числе о наших деньгах.

Как отмена «банковской тайны» отразится на обычных людях

Правительство бывшего налоговика Михаила Мишустина убеждает, что добросовестные налогоплательщики не пострадают от этой меры. Но если честно, я в этом сильно сомневаюсь.

Какую именно информацию о клиентах и по какой схеме смогут получать налоговики, в законопроекте не сказано. Под большим сомнением стоит вопрос о возможной утечке информации.

Банк вряд ли передаст кому-то сведения о счете клиента. Налоговики тоже обязаны хранить тайну.

Но будут ли они с учетом коррупции в российских ведомствах? Не случится ли так, что, допустим, сведения о счетах гражданина попадут к преступникам?

Отслеживая движение средств, налоговики, скорее всего, будут точечно выхватывать людей и устраивать проверки. Но непонятно, как будут действовать сотрудники налоговой службы в случае, если сбережения были, например, скоплены относительно давно, а данных о честно заработанных деньгах у гражданина не осталось.

Напоследок хочу сказать о том, что контроль доходов в нашей стране почему-то совершенно не касается тех, кто зарабатывает в России и выводит за рубеж миллиарды долларов. По отношению к ним государственные ведомства гайки не закручивают, а наоборот им обнуляют налоги, отменяют отчетность и контроль за всеми доходами (Подробнее ➤).

аŸбƒб‚аИаН аПаОаДаПаИбаАаЛ аЗаАаКаОаН аО аПаОаЛаНаОаМ аДаОбб‚бƒаПаЕ аЄааЁ аК аБаАаНаКаОаВбаКаОаЙ б‚аАаЙаНаЕ б„аИаЗаЛаИб† | 17.02.21

а аОббаИаЙбаКаИаЕ аВаЛаАбб‚аИ баДаЕаЛаАаЛаИ аЕб‰аЕ аОаДаИаН бƒаВаЕб€аЕаНаНб‹аЙ бˆаАаГ аК б‚аОаМбƒ, б‡б‚аОаБб‹ аПб€аЕаВб€аАб‚аИб‚бŒ аБаАаНаКаОаВбаКбƒбŽ баИбб‚аЕаМбƒ аВ б„аИаЛаИаАаЛ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ аНаАаЛаОаГаОаВаОаЙ баЛбƒаЖаБб‹.

а’ бб€аЕаДбƒ, 17 б„аЕаВб€аАаЛб, аПб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚ а аЄ а’аЛаАаДаИаМаИб€ аŸбƒб‚аИаН аПаОаДаПаИбаАаЛ аЗаАаКаОаН аО аВаНаЕбаЕаНаИаИ аПаОаПб€аАаВаОаК аВ ааАаЛаОаГаОаВб‹аЙ аКаОаДаЕаКб, аКаОб‚аОб€б‹аЕ ббƒб‰аЕбб‚аВаЕаНаНаО б€аАббˆаИб€ббŽб‚ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аМ аОб€аГаАаНаАаМ аДаОбб‚бƒаП аК аБаАаНаКаОаВбаКаОаЙ б‚аАаЙаНаЕ б„аИаЗаЛаИб†.

аŸаОаПб€аАаВаКаИ аВ бб‚аАб‚бŒбŽ 86 ааš а аЄ аОаБбаЗб‹аВаАбŽб‚ аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аЕ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛбб‚бŒ аНаАаЛаОаГаОаВаИаКаАаМ аКаОаПаИаИ аПаАбаПаОб€б‚аОаВ аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ, аКаОаПаИаИ аДаОаВаЕб€аЕаНаНаОбб‚аЕаЙ аНаА б€аАбаПаОб€баЖаЕаНаИаЕ аДаЕаНаЕаЖаНб‹аМаИ бб€аЕаДбб‚аВаАаМ, аКаОаПаИаИ аДаОаГаОаВаОб€аА аНаА аОб‚аКб€б‹б‚аИаЕ бб‡аЕб‚аА аИ аЗаАбаВаЛаЕаНаИб аНаА аЕаГаО аЗаАаКб€б‹б‚аИаЕ, аА б‚аАаКаЖаЕ аОаБб€аАаЗб†б‹ аПаОаДаПаИбаЕаЙ аИ аОб‚б‚аИбаКаИ аПаЕб‡аАб‚аЕаЙ.

аЄааЁ б‚аАаКаЖаЕ аПаОаЛбƒб‡аИб‚ аДаОбб‚бƒаП аКаО аВбаЕаЙ аИаНб„аОб€аМаАб†аИаИ аИ аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аАаМ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аВ аБаАаНаК аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛбаЕб‚ аКаЛаИаЕаНб‚.

аšб€аОаМаЕ б‚аОаГаО, аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аЕ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ аБбƒаДбƒб‚ аОаБбаЗаАаНб‹ б€аАбаКб€б‹аВаАб‚бŒ аВб‹аГаОаДаОаПб€аИаОаБб€аЕб‚аАб‚аЕаЛаЕаЙ аПаО баОаВаЕб€бˆаАаЕаМб‹аМ аОаПаЕб€аАб†аИбаМ — аКаАаК аВ аОб‚аДаЕаЛбŒаНб‹б… баЛбƒб‡аАбб…, б‚аАаК аИ аЗаА аОаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаНб‹аЙ аПаЕб€аИаОаД.

  • ааА аПаЕб€аЕаДаАб‡бƒ баВаЕаДаЕаНаИаЙ аВ аНаАаЛаОаГаОаВбƒбŽ аБаАаНаКаАаМ аДаАаЕб‚бб б‚б€аИ аДаНб б аМаОаМаЕаНб‚аА аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИб аЗаАаПб€аОбаА.
  • аšб€аОаМаЕ б‚аОаГаО, б б‡аЕб‚б‹б€аЕб… аДаО аПбб‚аИ аЛаЕб‚ бƒаВаЕаЛаИб‡аИаВаАаЕб‚бб бб€аОаК аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаГаО б…б€аАаНаЕаНаИб аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аОаВ аВ б†аЕаЛбб… аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО бƒб‡аЕб‚аА.
  • аŸаОаПб€аАаВаКаИ аБб‹аЛаИ аВаНаЕбаЕаНб‹ аВ а”бƒаМбƒ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаОаМ аИ аВаКаЛбŽб‡аЕаНб‹ аВ аПб€аОаЕаКб‚ аЗаАаКаОаНаА, аКаОб‚аОб€б‹аЙ аКаАбаАаЛбб баОаВаЕб€бˆаЕаНаНаО аДб€бƒаГаОаГаО аВаОаПб€аОбаА — аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО аКаОаНб‚б€аОаЛб аЗаА б†аЕаНаАаМаИ аИ аПаОб€баДаКаА аЗаАаКаЛбŽб‡аЕаНаИб баОаГаЛаАбˆаЕаНаИаЙ аО б†аЕаНаОаОаБб€аАаЗаОаВаАаНаИаИ аДаЛб б†аЕаЛаЕаЙ аНаАаЛаОаГаОаОаБаЛаОаЖаЕаНаИб.

а­б‚аО аПаОаЗаВаОаЛаИаЛаО аПб€аИаНбб‚бŒ аИб… аБаЕаЗ аПбƒаБаЛаИб‡аНаОаГаО аОаБббƒаЖаДаЕаНаИб аИ аВ бƒбаКаОб€аЕаНаНаОаМ б€аЕаЖаИаМаЕ.

аšаАаК баЛаЕаДбƒаЕб‚ аИаЗ аДаАаНаНб‹б… аВ аБаАаЗаЕ а”бƒаМб‹, аВаНаЕбаЕаНаИаЕ баОбб‚аОбаЛаОббŒ аВаО аВб‚аОб€аНаИаК, 26 баНаВаАб€б.

а’ б‚аОб‚ аЖаЕ аДаЕаНбŒ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аПб€аОбˆаЕаЛ аВб‚аОб€аОаЕ б‡б‚аЕаНаИаЕ, аА 27 баНаВаАб€б — бƒб‚аВаЕб€аЖаДаЕаН аВ б‚б€аЕб‚бŒаМ.т€Јт€Ј аЁаОаВаЕб‚ аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИ аОаДаОаБб€аИаЛ аЕаГаО баПбƒбб‚б аДаВаЕ аНаЕаДаЕаЛаИ — 10 б„аЕаВб€аАаЛб.

аŸб€аОб‚аИаВ аИаНаИб†аИаАб‚аИаВб‹ аВб‹бб‚бƒаПаАаЛ аœаИаНбŽбб‚, аПаИбаАаЛ ТЋа˜аНб‚аЕб€б„аАаКбТЛ.

ТЋааЕ ббаНаО, аДаЛб аКаАаКаИб… б†аЕаЛаЕаЙ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЕ аОб€аГаАаНб‹ аНаАаДаЕаЛббŽб‚бб аПб€аАаВаОаМ аЗаАаПб€аАбˆаИаВаАб‚бŒ аВб‹бˆаЕаПб€аИаВаЕаДаЕаНаНб‹аЙ аПаЕб€аЕб‡аЕаНбŒ аИаМаЕбŽб‰аИб…бб аВ б€аАбаПаОб€баЖаЕаНаИаИ аБаАаНаКаА аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аОаВ аИ баВаЕаДаЕаНаИаЙ, аПаОбаКаОаЛбŒаКбƒ аВ аПб€аЕаДбб‚аАаВаЛаЕаНаНб‹б… аМаАб‚аЕб€аИаАаЛаАб… аОб‚ббƒб‚бб‚аВбƒаЕб‚ аАб€аГбƒаМаЕаНб‚аАб†аИб аВаВаОаДаИаМб‹б… аПб€аОаЕаКб‚аОаМ аПаОаПб€аАаВаОаК аПаОаЛаОаЖаЕаНаИаЙТЛ, — аГаОаВаОб€аИаЛаОббŒ аВ аЗаАаКаЛбŽб‡аЕаНаИаИ аВаЕаДаОаМбб‚аВаА.

аœаИаНб„аИаН аВ аПаОббаНаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аЗаАаПаИбаКаЕ аК аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚бƒ бƒб‚аОб‡аНаИаЛ, б‡б‚аО аПаОаПб€аАаВаКаИ аНаЕаОаБб…аОаДаИаМб‹ аДаЛб аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНаИб аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО аКаОаНб‚б€аОаЛб аИ аИбаПаОаЛаНаЕаНаИб аМаЕаЖаДбƒаНаАб€аОаДаНб‹б… аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВ а аЄ аПаО аОаБаМаЕаНбƒ аИаНб„аОб€аМаАб†аИаЕаЙ аВ аНаАаЛаОаГаОаВб‹б… б†аЕаЛбб….

аœаАб‚аЕб€аИаАаЛб‹ аПаО б‚аЕаМаЕ

а˜аЗаОаБб€аАаЖаЕаНаИаЕ: RIA Novosti

Власти захотели дать налоговикам расширенный доступ к банковской тайне россиян. К чему это может привести

Правительство внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Кабмин предлагает расширить «возможности получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства».

Какую информацию о клиентах откроют перед налоговиками, в документе не уточняется. Однако отмечается, что новая мера «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».

Российские банки обязаны передавать в налоговые органы данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний (ст. 86 Налогового кодекса).

С 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения об открытии или закрытии электронных кошельков: это затрагивает клиентов таких сервисов, как «Яндекс.Деньги», «Qiwi кошелёк», WebMoney, PayPal и других, поскольку они работают через банки.

Кроме того, кредитные организации обязаны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определённые периоды, рассказал «Секрету» Андрей Шугаев, заместитель председателя МКА «Клишин и партнёры». Такое возможно, если, например, в банк поступит соответствующий запрос от налогового органа.

Сейчас ФНС может запрашивать у банка сведения об операциях физлиц только в рамках налоговой проверки.

Однако в ведомстве выступают за предоставление им онлайн-доступа к счетам физлиц — чтобы тратить меньше времени на запросы и бюрократию, пояснил «Секрету» Давид Капианидзе, партнёр налоговой практики BMS Law Firm. Речь идёт о контроле над поступлениями наличных, а также о доходах и затратах физлиц.

«Многие оплачивают онлайн-покупки картой, но получают зарплату «в конвертах», то есть деньги в итоге поступают на счёт. И нововведения помогут получить полную картину о финансовых операциях граждан. Причём не у всех банков настроен онлайн, и сейчас будут работать над тем, чтобы банки могли предоставлять такой доступ онлайн как налоговым, так и другим контролирующим органам», — говорит он.

Эксперт также отметил, что под угрозой окажутся и работодатели. «Когда выяснится, что у физических лиц был «серый» доход, автоматически будут смотреть на работодателя, который с большей долей вероятности выдавал зарплату в конвертах. И, как следствие, это коснётся и юридических лиц», — говорит он.

По мнению Андрея Шугаева, эта инициатива приведёт к тому, что у ФНС появится легальный доступ к банковской тайне без предварительного проведения налоговых проверок.

«Подобные предложения за последнее время исходили от МВД и ФАС и не нашли понимания в Центральном банке России.

Неограниченный доступ налоговых органов к банковской тайне, особенно физических лиц, предлагаемый правительством, можно рассматривать с точки зрения права как презумпцию виновности, когда гражданин, имеющий банковский вклад, изначально позиционируется налоговыми органами как ненадлежащий неплательщик налогов», — говорит он.

Юрист «Арбитраж.ру» Сергей Филиппов, напротив, считает, что правительство намерено расширить «возможности информационного взаимодействия». «Это предложение направлено на повышение качества налогового администрирования, которое необязательно должно быть связано с «симбиозом» Центробанка и Федеральной налоговой службы», — говорит он.

Идея правительства снять большинство барьеров на пути к банковской тайне выглядит крайне тревожно, считает Андрей Шугаев. Особенно если вспомнить, что в ближайшем будущем россияне будут платить проценты с доходов от банковских депозитов.

«Мало того что проценты по вкладам в большинстве российских банков из года в год снижаются и составляют в настоящее время незначительные суммы, так ещё и нам готовится «реформа», когда налоговые органы без спроса, только по их непонятным для большинства граждан и организаций причинам, будут активно получать сведения об их счетах и вкладах. С подобной «реформой» — а мы можем её охарактеризовать как «держать и не пущать» — вряд ли можно согласиться. Кроме того, она неизбежно вызовет серьёзные негативные социальные последствия и реально подорвёт интерес и доверие к банковской системе страны в целом», — говорит он.

Если у налоговой появятся новые полномочия, то механизм их реализации может быть аналогичным положениям закона о противодействии отмыванию доходов, «когда банки запрашивают у клиентов информацию и документы по операциям, соответствующим критериям «подозрительной операции»», — полагает Сергей Филиппов.

mskagency.ru/Кирилл Зыков

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector