Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.
В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.
Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила.
Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др.
Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.
Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.
В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.
Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.
Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками.
Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы.
Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.
Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США.
Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе.
Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).
Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени.
Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе.
С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.
Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.
В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.
В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными.
Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.
Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.
Кипр
С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.
Налог на прибыль
- – Налогом на прибыль облагаются компании, являющиеся резидентами Республики Кипр (в отношении общемирового дохода), а также нерезиденты – в части прибыли, возникающей от источников на территории страны.
- – Резидентом Кипра признается компания, управление которой осуществляется на территории государства, при этом факт регистрации компании на Кипре не имеет значения для определения резидентства.
- – Ставка налога на прибыль составляет 12,5% (до 2013 года ставка составляла 10% и была самой низкой в Европе; увеличение налога продиктовано необходимостью поддержки банковской системы в период финансового кризиса).
- – Доходы от прироста капитала облагаются отдельным налогом по ставке 20%. Однако подлежит налогообложению только прибыль от продажи недвижимого имущества на Кипре, а также акций компаний, владеющих недвижимостью на Кипре и не котирующихся на валютных биржах.
- – Дивиденды, полученные компанией, являющейся резидентом Республики Кипр, не облагаются у получателя налогом на прибыль, независимо от того, является ли источник выплаты резидентом.
- – Кипр не имеет разработанных правил трансфертного ценообразования. Однако, согласно ст. 33 кипрского закона о налоге на доходы, все трансакции между связанными сторонами должны осуществляться на основе правила «вытянутой руки», исходя из справедливой оценки цены сделок, активов и нормальных коммерческих взаимоотношений. Причем указанное требование касается также трансакций с нерезидентами Кипра.
- – В Республике Кипр нет норм, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Налог у источника
– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.
- Это интересно:
- Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.
- При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.
– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%).
Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%).
Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.
НДС
– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.
– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).
Налогообложение доходов физических лиц
– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.
- – Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.
- – Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.
- – Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.
Налог на недвижимое имущество
– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.
– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.
Германия
Налог на прибыль
– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.
– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления.
До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.
– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.
НДС
– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).
– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).
Налогообложение доходов физических лиц
– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).
– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара).
Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно.
Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.
Налог на недвижимое имущество физических лиц
– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.
Подробный отчет читайте по ссылке.
Чехия
Налог на прибыль
- – Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.
- – Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.
- – Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.
- – Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.
- – Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.
- – Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».
- – В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
- – Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.
- – Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.
НДС
– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.
– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.
– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (~36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.
Налогообложение доходов физических лиц
- – Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.
- – Стандартная ставка налога составляет 15%.
- – Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.
- – Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налог на недвижимое имущество физических лиц
– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.
– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.
Минимизировать налоговые платежи в Европе станет труднее
В Европе уже не остается налоговых гаваней / Amir-MAKAR / AFP
В 2021 г. европейские налоговые юристы и консультанты будут обязаны направлять описание налоговых схем своих клиентов в контролирующие органы в рамках так называемого механизма DAC 6.
Кроме того, вступят в действие новые правила по борьбе с отмыванием доходов 6 AML, которые предусматривают, в частности, конфискацию доходов, источник происхождения которых неясен.
«Решения Еврокомиссии последних лет обязывают бизнес быть абсолютно прозрачным, допускают конфискацию неподтвержденных доходов и принципиально ужесточают подходы к налоговому администрированию», – констатирует руководитель налоговой практики юридической фирмы «Клифф» Наталья Кордюкова.
Под ударом оказываются не только международные корпоративные структуры с сомнительным происхождением активов, но и трасты.
«Согласно новым требованиям, страны – участницы ЕС создают открытые реестры бенефициаров трастов, доступ к которым будут иметь не только компетентные европейские органы, но и третьи лица, обладающие «законным интересом», – например, потенциальные кредиторы учредителя или бенефициара», – отмечает юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков.
Большинство стран – низконалоговых юрисдикций отчаянно сопротивлялись внедрению таких правил и затягивали принятие соответствующих законопроектов.
Кипр, Мальта под давлением ЕС начали вводить не свойственные им ранее инструменты, например, налог у источника на выплаты, местные правила КИК и так далее, — поясняет партнер практики международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.
— В значительной степени, эти страны – посредники. И они свой посреднический бизнес ухудшают не потому, что хотят, а потому что от них требует общество и конкретные институты, например, ЕС».
В Швейцарии уже вступила в силу корпоративная налоговая реформа, в соответствии с которой льготные режимы, которые применялись ранее, были отменены, рассказывает партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. Планируется, что там негативный эффект от реформы будет сглажен снижением кантональных налоговых ставок и других инструментов.
Ключевой вопрос, которым задаются сейчас налоговые органы, – насколько фактический функционал торговых компаний, внутригрупповых казначейских центров, холдингов и компаний, зарегистрированных в низконалоговых зонах, соответствует объемам прибыли, которую они освобождают от налогообложения, отмечает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. Налоговики руководствуются принципом «кто не работает, тот не получает прибыль», что существенно повышает риски использования европейских офшоров для налоговых целей. «Последние несколько лет очевиден тренд на ограничение льгот по международным соглашениям и обложению доходов у источника при выплате их в другую страну, – отмечает Кордюкова. – Даже Кипр, традиционно свободно перечислявший через себя средства в любую точку мира, сейчас поднимает вопрос о возможности обложения у себя выплат в офшоры, если они включены в черный список ЕС».
Но и за пределами Евросоюза условия пребывания в офшорах ужесточаются. В Сингапуре планируют создать реестр конечных бенефициаров, об аналогичных намерениях заявляют и в других юрисдикциях. В большинстве традиционных офшоров вводятся требования сабстенса, т. е.
обязательности фактического присутствия компании по месту юридической регистрации. В результате владельцы компания вынуждены тратить деньги на содержание дополнительного офиса. «Еще в 2019 г.
владельцы компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, в Белизе, Панаме, на Каймановых островах, начали переезжать в более лояльные юрисдикции, опасаясь штрафов за нарушение требований сабстенса, – говорит Горшков. – В 2020 г. эта тенденция продолжилась.
Многие бенефициары обратили свой взор на юрисдикции, где требования о сабстенсе отсутствуют или являются более лояльными, как, например, на Маршалловых и Сейшельских островах».
Кроме того, российские налоговые органы и их иностранные коллеги достигли значительных успехов в деле обмена информацией, что сводит к нулю все попытки спрятаться.
«Место регистрации компании выглядит все менее значимым фактором для определения налоговых обязательств компании, поскольку растущая информационная прозрачность позволяет все меньшими усилиями отследить место фактического управления компанией и оспорить факт ее налогового резидентства по месту регистрации», – констатирует Тимоничев.
Налоговые органы последовательно создают условия, в которых компаниям становится бессмысленным мигрировать в надежде снизить налоги или получить преференции по праву регистрации.
KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС — РБК
Эксперты аудиторской компании KPMG представили три сценария введения европейского климатического налога для поставляемых из России товаров. При базовом варианте российские экспортеры заплатят €33,3 млрд в 2025–2030 годах
Сергей Пономарев / AP
Аудиторская компания KPMG подготовила презентацию о влиянии на российских производителей трансграничного углеродного налога, введение которого сейчас обсуждается в Европейском союзе (ЕС).
Она была сделана на заседании рабочей группы комитета экологии и природопользования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в понедельник, 6 июля.
РБК ознакомился с презентацией, ее подлинность подтвердил один из участников заседания.
Эксперты KPMG представили три сценария введения углеродного налога в ЕС:
- В оптимистичном сценарии ЕС введет налог только в 2028 году и будет взимать с разницы между фактическими выбросами углекислого газа (СО2) при производстве товаров и эталонным объемом ЕС. Нагрузка для российских производителей в этом случае составит €6 млрд за три года (2028–2030-й). Больше других пострадают поставщики газа, никеля и меди: углеродоемкость их продукции превышает европейский бенчмарк в два-три раза. Производство нефти, продукции нефтехимии, калийных удобрений и других экспортируемых товаров полностью укладывается в европейский эталон.
- В базовом сценарии налог вводится в 2025 году и распространяется только на прямые выбросы парниковых газов (непосредственно при производстве продукции). В этом случае нагрузка для российских экспортеров составит €33,3 млрд в 2025–2030 годах.
- При самом негативном сценарии налог может обойтись поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года. Это произойдет, если трансграничный налог будет введен уже в 2022-м и распространится не только на прямые, но и на косвенные выбросы CO2 — под этим подразумеваются выбросы из источников, принадлежащих другим организациям, но так или иначе связанных с деятельностью экспортера.
Параметры налога, который ЕС может ввести для импортируемых «грязных» товаров с большим углеродным следом, пока не ясны. Но для России это значимый вопрос. По данным KPMG, Европа — самый крупный регион сбыта российский товаров, на нее приходится 46% экспорта. В 2019 году Россия экспортировала в страны ЕС продукцию на $189 млрд, следует из статистики ФТС.
Пока введение углеродного трансграничного налога находится в категории рисков, напоминает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
По его словам, в случае введения такого налога в ЕС российское правительство может поддержать компании, предоставив им налоговые льготы и преференции.
Оно уже поручило министерствам к 1 октября представить предложения о поддержке компаний, которые могут пострадать от углеродного налога.
Год назад глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести собственный углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. В случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога.
Но в этом случае ущерб для экономики страны вырастет в разы, предупреждает Широв. По его подсчетам, европейский налог на реально экспортируемый объем парниковых газов из России (141 млн т эквивалента CO2) составит 275 млрд руб.
в год (€3,4 млрд по курсу на 7 июля) с учетом текущих цен ЕС на парниковые выбросы. А российский углеродный налог взимался бы со всего объема производства компаний (621 млн т эквивалента СО2), которые в ЕС экспортируют только часть товаров.
В этом случае налог был бы вчетверо выше — 1 трлн руб. в год, подсчитал эксперт.
Российские производители могут избежать налогов и обвала экспорта путем модернизации, которую можно профинансировать за счет «зеленых облигаций», считают эксперты АКРА.
Такие инструменты подразумевают не только доступ к более дешевому финансированию, но и высокое качество отчетности и ее прозрачность, указывают эксперты.
ВЭБ уже заявил о готовности помочь в развитии «зеленого» направления в экономике: для поддержки российских компаний институт развития планирует привлечь около 300 млрд руб.
Модернизация предприятий — хорошее решение для российского бизнеса, но далеко не все смогут инвестировать в новые мощности во время стагнации в экономике и климатические риски тут не помогут, скептичен Широв.
Новые правила уплаты НДС при импорте товаров в ЕС в 2021 году
С 1 июля 2021 года изменились правила сбора НДС при трансграничной электронной торговле в ЕС. С этого момента с товаров, продающихся на территории ЕС, eBay собирает и перечисляет НДС на основе данных о местонахождении продавца, стоимости отправления и местонахождении товара.
Действовавшие ранее правила и лимиты по освобождению от НДС при импорте в ЕС и трансграничных продажах внутри ЕС отменены.
Узнайте, нужно ли вам предпринимать какие-либо действия
- Если вы размещаете объявления на ebay.com или любом другом региональном сайте eBay, за исключением ebay.co.uk или региональных сайтов eBay в EC*, то вам не нужно предпринимать никаких дополнительных действий при указании цены товара.
- Если вы размещаете объявления на ebay.co.
uk или на региональных сайтах eBay в ЕС*, то для покупателей из ЕС и Великобритании должна отображаться полная стоимость товара, включающая НДС.
- Если вы являетесь владельцем частной учетной записи, то вам не нужно предпринимать никаких дополнительных действий. eBay автоматически рассчитает и добавит к стоимости вашего товара подходящую ставку НДС, который затем перечислит налоговому органу. Покупатель увидит стоимость товара с учетом НДС при оформлении заказа.
- Если вы являетесь владельцем учетной записи компании (business account), то при размещении объявления можете выбрать один из вариантов:
- указать стоимость товара без учета НДС (net price) и оставить поле для ввода ставки НДС пустым — eBay сам рассчитает и начислит налог на основе данных о местонахождении продавца, покупателя и товара;
- указать полную стоимость товара, включающую НДС (gross price), и в отдельном поле — ставку НДС, включенную в стоимость.
После 1 июля 2021 года для заказов на импортируемые в ЕС товары, стоимость которых не превышает €150, необходимо указывать на этикетке доставки номер IOSS (Import One Stop Shop), который предоставляет eBay, и передавать его в выбранные службы доставки. Номер IOSS будет указан в заказе eBay, в поле “Адрес получателя”. В противном случае ваши покупатели могут столкнуться с необходимостью повторно оплатить НДС при получении товара. По транзакциям, на которые НДС начислил eBay, покупателю будет выставлен инвойс с подтверждением суммы удержанного НДС и указанием номера IOSS eBay. Если при импорте товаров на территорию ЕС покупателя попросят уплатить НДС еще раз, проинформируйте его о том, что инвойс следует передать в таможенную службу. Также вы можете ознакомить покупателя с деталями заказа, где можно найти номер IOSS eBay и сумму удержанного НДС.
Если стоимость заказа превышает €150, eBay не будет начислять НДС, и покупатель должен будет уплатить его самостоятельно при получении посылки.
Если ваш годовой оборот продаж на территории ЕС покупателям, не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС, превышает €10 000, то вам будет необходимо взимать НДС по правилам страны доставки. Для этого вам будет нужно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС в каждой из стран, куда вы осуществляете продажи, или использовать код EU VAT One Stop Shop.
Для уточнения порядка учета НДС при подаче налоговых деклараций обратитесь к своему налоговому консультанту.
* Региональные сайты eBay в ЕС: ebay.at, ebay.be, ebay.fr, ebay.de, ebay.ie, ebay.it, ebay.nl, ebay.pl, ebay.pt, ebay.es, ebay.sg.
Основные аспекты налоговой политики Европейского Союза — МО АЮР РФ
Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов.
Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне.
Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС регулируется на уровне ЕС, исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств-членов ЕС.
Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств-членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется процесс координации.
При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения, и относящиеся к так называемым нормам «мягкого права». И поскольку «мягкое право» является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права.
Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения [1; с. 15].
- Еще в 1967 году была принята Программа Комиссии ЕЭС по гармонизации прямых налогов, в которой определялся следующий перечень задач:
- — устранение всех налоговых барьеров для перемещения капитала, единого рынка и расширения инвестиций;
- — обеспечение налогового нейтралитета корпоративных операций по реструктуризации и трансграничным слияниям;
- — обеспечение условий для реализации принципа равной конкуренции в сфере инвестиций с помощью выравнивания налоговых стимулов и методов исчисления налогов;
- — устранение различий между налогами, взимаемыми с активов компаний, инкорпорированных в государствах-членах;
- — создание единообразной налоговой базы налога на корпорации и метода исчисления прибыли;
- — сближение ставок налога на корпорации государств-членов;
- — координация способов проведения налоговых проверок и взимания налогов;
- — устранение двойного налогообложения, которое не может быть достигнуто в процессе гармонизации [2] .
Вместе с тем этим инициативам не суждено было сбыться, поскольку государства-члены ЕС неоднократно выражали свою позицию сохранения фискального суверенитета в сфере прямого налогообложения.
Таким образом, вместо гармонизации прямого налогообложения в ЕС в настоящее время осуществляется координация налоговых систем государств-членов ЕС, что с одной стороны позволяет сохранить фискальный суверенитет государств, с другой – посредством норм мягкого права воздействовать на формирование налоговых политик государств-членов.
В частности, общая стратегия налоговой политики ЕС содержится в Сообщении Комиссии ЕС от 23 мая 2001 года о «Налоговой политике в ЕС – приоритеты на будущие годы».
В этом сообщении Комиссия ЕС указала, что не существует необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств-членов ЕС.
Право выбирать ту или иную систему налогообложения оставлено за государствами-членами ЕС, при условии соблюдения права ЕС.
Налоговая политика ЕС состоит из системы мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и государствами-членами в целях гармонизации и координации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, обеспечения реализации основных свобод, закрепленных учредительным актом ЕС, недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции, дискриминации на внутреннем рынке, создании норм об избежании двойного налогообложения. Однако в учредительном акте ЕС налоговая политика не определяется в качестве отдельного вида политики ЕС (ст.3 Договора о функционировании ЕС) [3]. Вместе с тем в учредительном акте ЕС закреплено, что в компетенцию ЕС входит сближение (гармонизация), которое необходимо с целью обеспечить создание или функционирование внутреннего рынка и не допустить искажений конкуренции (ст.113 Договора о функционировании ЕС).
Институты ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств-членов ЕС.
В Договоре о функционировании ЕС содержится следующее положение: «В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах» (ст. 5(2) Договора о функционировании ЕС).
Налог по-черному
Россия, долгое время в основном игнорировавшая экологическую повестку, вскоре вынуждена будет заняться ею, хотя бы чтобы защитить свои ключевые экспортные отрасли.
Пандемия не затормозила, а может быть, и подстегнула появление в ЕС нового углеродного налога на импорт. Он может обойтись российским нефтегазовым, угольным и металлургическим компаниям в миллиарды евро в год.
А также заставить их начать новый этап модернизации производства.
В начале марта, когда коронавирус уже вовсю бушевал в Италии, Еврокомиссия приступила к разработке давно обсуждаемого механизма — углеродного налога на импортные товары.
Он должен стать частью «зеленой сделки» — масштабного плана госинвестиций и изменения законодательства в ЕС, с тем чтобы к 2050 году выйти на нулевые выбросы углерода.
В частности, речь идет о росте стоимости выбросов СО2 и сокращении бесплатных квот, которые сейчас есть у многих отраслей европейской промышленности.
Это призвано стимулировать бизнес снижать выбросы, однако на практике также сделает энергоемкие отрасли ЕС — нефтепереработку, химическую промышленность и металлургию — неконкурентоспособными по сравнению со странами, где производители подобных налогов не платят. Чтобы не допустить этого, власти ЕС и хотят ввести сбор с импортных нефтепродуктов, угля и металлов.
Масштабный план по выбросам, согласие по которому даже внутри ЕС остается неполным, казалось, не должен был выжить в новой коронавирусной реальности. Но случилось наоборот: «зеленая сделка» стала частью антикризисного плана ЕС на €750 млрд, и к июню 2021 года Еврокомиссия должна разработать параметры углеродного налога, который вступит в силу до 1 ноября 2023 года.
По разным оценкам, фискальная нагрузка на черную металлургию РФ в таком случае может увеличиться на €27–442 млн в год, на «Русал» — на €122–277 млн, на ГМК «Норильский никель» и УГМК — на €58–119 млн. Нагрузка на российских производителей энергетического угля может достигнуть €205–571 млн. Экспортеры нефтепродуктов могут быть вынуждены платить до €1 млрд.
Российские власти уже неоднократно критиковали планы ЕС, а Владимир Путин называл налог «проявлением недобросовестной конкуренции». Но реальность такова, что Россия не сможет заблокировать ввод налога, а оспаривание его в ВТО позволит лишь получить отсрочку в несколько лет.
Могут ли российские экспортеры в таком случае сменить рынок сбыта? В теории да, но в реальности это экстремальный вариант.
Европа — по-прежнему ключевое направление продаж российских нефтепродуктов, угля и металлов. Основные экспортные потоки достаточно консервативны, и на их формирование влияет прежде всего наличие спроса. Кроме того, у стран, в которые потенциально может быть перенаправлен углеродоемкий экспорт, также есть национальные цели по декарбонизации, и их амбиции постоянно растут.
Так что компании вынужденно готовятся приспосабливаться к новому регулированию. Все нефтяники, даже избегавшая этого прежде «Роснефть», публично обозначили цели по снижению выбросов СО2.
С практической точки зрения нефтегазовому бизнесу для этого нужно либо существенно уменьшить прямые выбросы при производстве (что технологически ограничено), либо заняться захоронением СО2, либо проводить компенсирующие мероприятия — высаживать леса и т. д.
В последнем случае необходима признанная ЕС система верификации выбросов, которой пока не существует.
Российская черная металлургия тоже ищет решения, которые помогли бы ей снизить будущий углеродный налог.
Один из возможных вариантов — переход от классической доменно-конвертерной схемы на производство железа прямого восстановления.
В этом году основной владелец ОМК Анатолий Седых объявил о создании такого завода в Выксе за 150 млрд руб., намереваясь снизить выбросы углерода на 70% в сравнении с конвертерной технологией.
Но переход на низкоуглеродные технологии грозит новой гонкой.
Более экологически чистые мощности нуждаются в сырье — прежде всего в ломе, который в условиях углеродного налога становится, по словам металлургов, «стратегически важным ресурсом». Правительство и прежде стремилось ограничить экспорт этого сырья, а теперь, скорее всего, попытки поставить лом на службу родине станут более настойчивыми.
Евгений Зайнуллин
Евросоюз введёт налоги для подъёма экономики
На восстановление экономики Евросоюза после пандемии предложено потратить 750 млрд евро. Но как собрать такую астрономическую сумму?
Самый обычный способ – поднять подоходные налоги. По оценкам Еврокомиссии, от этого можно выручить дополнительно около 30 млрд евро в год.
А деловые круги Брюссель хочет обложить корпоративными налогами. В настоящее время это делают страны-члены, причем на льготных для бизнеса условиях.
С американских технических гигантов может быть взыскан цифровой налог.
«Большое преимущество цифрового налога в том, что он может быть введён в одностороннем порядке странами ЕС, которые не хотят причинить вреда себе, — говорит немецкий евродепутат и эксперт по налогообложению Свен Гиголд. — Подоходный налог собирается на месте потребления, а кооперативный — пока только на месте производства. Введение же цифрового налога стало бы хорошим предвестником более широкой реформы корпоративного налога ».
- Чтобы заодно сохранять окружающую среду, могут быть обложены зелёным налогом:
- — европейские компании, слишком загрязняющие атмосферу;
- — товары из третьих стран, недостаточно сокращающих выбросы углекислого газа. Это иначе называется «углеродной корректировкой»;
- — а также производители пластиковой упаковки, не подлежащей утилизации.
- Однако сотрудник брюссельского Центра исследований европейской политики считает, что было бы рискованно наказывать международных партнёров, которые не столь решительно борются с климатическими изменениями:
«Единственная проблема, связанная с углеродной корректировкой, заключается в том, что ЕС не может навязать её другим, если только он не хочет с ними торговой войны, — сказал Хорхе Нуньес Феррер.
— Это означает, что требовать снижения выбросов нужно осторожно и постепенно. Торговые партнеры должны это понимали и принимать. Они ведь не хотят быть похожими на Трампа.
Как бы то ни было, на такую меру потребуется время »
Ещё один способ получить больше ресурсов — постепенно отменить скидки, которые предоставлены некоторым из стран с наибольшим взносом в бюджет Евросоюза за то, что они сами оплачивают многие свои крупные нужды.
Но во времена рецессии они вряд ли откажутся от такой привилегии, зато будут искать новые источники дохода:
«Интересно, что Германия приняла решение в пользу новых ресурсов вместе с Францией, продолжает брюссельский эксперт. – Эти экономные страны будут сопротивляться отмене своих скидок, но не захотят терять контроль над общим бюджетом. И хотя взносы каждой должны быть согласованы единогласно, боюсь, это будет иметь долгосрочное воздействие «.
Еврокомиссия ожидала, что такие её предложения будут встречены скептически. Поэтому Брюссель советует вводить любые новые налоги начиная с 2024 года, когда наступит время возвращать долг за подъём экономики.