Я – Mrs. Britain, английская мама в Москве, и сегодня мы с вами попробуем сравнить образовательные системы России и Великобритании. Мы с супругом родились и выросли в Соединенном Королевстве, я получила образование в престижной школе для девочек, а муж — в обычной государственной школе.
Наши сыновья – Филипп (8 лет) и Вильям (11 лет) учатся по британской программе в Heritage School в Сокольниках. До этого мальчики посещали частный российский садик и даже пошли в начальную районную школу.
Мы с супругом придерживались мнения, что ребятам нужно полностью интегрироваться в среду, но после нескольких лет обучения в российской системе все-таки решили, что традиционная британская школа подойдет нашим детям больше. Почему мы пришли к этому выводу? Давайте разбираться!
История британского образования уходит корнями глубоко в прошлое.
Так, например, старейшая в Англии школа (кстати, действующая и сейчас) King’s School Canterbury была основана в шестом веке нашей эры! Тысячелетние традиции и отработанные до мелочей методики сделали систему школьного образования Великобритании в своем роде эталонной.
Английская школа не только обеспечивает отличную академическую подготовку, но и позволяет максимально раскрыться каждому ребенку, здесь воспитывают настоящих исследователей, всесторонне развитых молодых людей. Не зря британскую модель взяли за основу во многих других странах!
Высокое качество российского образования также не вызывает никаких сомнений. Для многих универсальность и глубина знаний, полученных в российской школе, являются показательными. Особенно это относится к людям старшего поколения, тем, кто окончил школу еще в советские времена.
Согласно рейтингу агентства Pearson, Великобритания занимает шестое место среди самых успешных образовательных систем мира, Россия – двадцатое. Несмотря на то, что у российской образовательной системы есть много общего с британской, выделяются и существенные отличия.
Попробуем выяснить, какие!
СОДЕРЖАНИЕ
Структура образовательной системы
В британской модели детский сад и ясли (Pre Prep и Nursery) зачастую представляют собой подразделение начальной школы, а в России это самостоятельные учреждения.
Начальную школу (Primary School) юные британцы обязаны посещать с 5-летнего возраста. Это правило обязательное для всех. В России дети садятся за парту немного позже – с 6-7 лет.
При этом готовность ребенка к учебе определяют сами родители: так, в первом классе могут оказаться и активные 6-летки, и ребята, которым вот-вот исполнится 8 лет.
В среднюю школу учащиеся обеих стран переходят в 10-11 лет.
И в России, и в Великобритании среднее образование (Secondary Education) является обязательным. Для получения аттестата российские ученики должны окончить 9 классов общеобразовательной школы. Британский аналог аттестата – сертификат GCSE –выдается школьникам по окончании Year 11 и результатам выпускных экзаменов. И в России, и в Англии среднюю школу ребята оканчивают в возрасте 16 лет.
Получить квалифицированную работу сразу по окончании средней школы нельзя, поэтому в России подростки, ориентированные на получение рабочей специальности, поступают в колледж или техникум. А в Англии подобные учебные заведения называются Vocational Schools.
Для поступления в ВУЗ в России школьник должен получить полное среднее образование (11 классов) и сдать ЕГЭ. Продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4-5 лет в зависимости от специальности. По окончании университета можно продолжить обучение и получить степень магистра (+ 2 года обучения).
Англичане, желающие получить высшее образование, должны закончить двухлетний курс A-levels и сдать экзамены по выбранным дисциплинам. Зачисление в вузы осуществляется через единую электронную систему UCAS.
Вступительные экзамены в ВУЗы, как правило, не проводятся. Но для поступления в топовые университеты придется пройти интервью с приемной комиссией. На бакалавра в Британии учатся 3 года, а на магистра 1-2 года.
Есть и третья ступень высшего образования – докторантура, учеба в которой длится 2-3 года.
Виды учебных заведений
В России школы работают по единой национальной программе. А в Англии две системы образования: одна используется в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии (The National curriculum), вторая – в Шотландии (The Curriculum for Excellence (CfE).
Большая часть российских школ – государственные. Частные школы есть во многих мегаполисах, а вот в провинции и сельской местности это очень редкое явление. Формат бординговых школ – пансионов, где дети не только учатся, но и живут, в России пока не получил широкого распространения.
В Британии институт частного образования существует очень давно. В стране работает более 2500 частных школ (это примерно 7% от общего количества по данным BESA (British Educational Suppliers Association) на 2019 год), есть школы совместного обучения, раздельные учебные заведения для мальчиков и для девочек.
Английские пансионы – одна из визитных карточек страны. Для состоятельных семей это наиболее традиционная модель образования, позволяющая обеспечить всестороннее развитие.
Ведь в бординговой школе ребенок совершенствуется не только во время учебы – внеклассные занятия, включающие спорт, творчество и музыку, позволяют воспитать по-настоящему гармоничную разностороннюю личность.
Календарь учебного года
До недавнего времени все российские школы работали по единой системе – четвертной. При этом учебный год состоит из четырех четвертей, каждая из которых длится от 8 до 10 недель.
Между четвертями школьники уходят на каникулы разной длительности, самые протяженные — летние, их продолжительность составляет целых три месяца! На сегодняшний день государственные школы вправе выбрать альтернативную триместровую систему — учебный год делится на 3 триместра по 11 недель каждый.
Школьники учатся в следующем графике: 5 учебных недель/ 1 неделя каникул. Исключение составляют зимние каникулы (2 недели) и летние каникулы (3 месяца). А вот частные школы могут устанавливать свой собственный режим. Так, например, в нашей школе – 5 учебных периодов.
В дополнение к осенним, зимним, весенним и летним каникулам, ребята отдыхают еще и в начале мая. Учебный год в Heritage School начинается в сентябре, а заканчивается в июле.
Начальное отделение школ, как правило, работает 5 дней в неделю, в вот ученики средней и старшей школы посещают занятия 5 или 6 дней в неделю.
В Британии школьники учатся по триместрам. Первый триместр (Michaelmas Term) длится с сентября по середину декабря. Второй триместр (Lent Term) начинается сразу после Нового года и заканчивается в конце марта.
А последний триместр (Summer Term) длится с середины апреля по конец июня. Юные англичане отдыхают на Рождество и Пасху, а самые длинные каникулы (2 месяца) приходятся на летний период.
В середине каждого триместра ребята получают небольшую передышку – короткие недельные каникулы (half-term). В британских школах принято обучение в режиме пятидневки.
Организация учебного процесса
Принципиальное различие в системах образования России и Великобритании в подходах к преподаванию. Так, в России максимальный набор предметов у учеников в старших классах, а в начальной школе они ограничивается всего лишь несколькими дисциплинами (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология и физическая культура)
В Англии всё наоборот. В младшей школе дети получают знания по достаточно широкому кругу предметов: они изучают естествознание и гуманитарные науки, знакомятся основами религии и компьютером, осваивают иностранные языки, занимаются творчеством и спортом.
Английское школьное образование предусматривает возможность добавить к обязательным предметам дисциплины по выбору. В старшей же школе британцы изучают всего 3-4 предмета в рамках предуниверситетской подготовки (A-Levels). Эти же предметы станут их дальнейшей специализацией при обучении в ВУЗе.
Ранняя профориентация способствует более серьезному отношению как к выбору предметов для изучения, так и к учебе в целом. На мой взгляд, это вынужденная необходимость уже в 15-16 лет задуматься о выборе будущей профессии очень дисциплинирует.
Конечно, ребенку бывает сложно определиться, но всегда можно прибегнуть к помощи профориентолога или школьного психолога. Например, в Heritage School такой специалист всегда готов помочь с выбором предметов!
Российские родители часто жалуются на большой объем домашних заданий. Они отнимают у детей минимум по несколько часов в день. Нередко выполнять домашние задания приходится всей семьей! Много времени уходит на подготовку докладов и проектов, решение огромного количества задач по математике, физике, химии.
Англичане считают, что учебных часов должно быть достаточно для усвоения материала, ведь ученики проводят в школе не менее 6-7 часов ежедневно.
Задания на дом во многих государственных школах просто не дают! Частные школы практикуют домашние работы, но на выполнение заданий, например, в стандартном распорядке дня школы-пансиона, выделяется всего 1 час в день.
Британцы сторонники практического подхода к обучению, learning-by-doing, даже в начальной школе очень популярны опыты и проектная работа.
В отличие от российских школ, где за основу берется заучивание материала, английская система образования ориентирована на самостоятельный поиск и получение знаний. Отдельное внимание уделяется способности анализировать информацию, даже есть специальный предмет – Critical Thinking (Критическое мышление). Очень популярны дискуссионные клубы.
К сожалению, в российской школе не всегда поощряют детей высказывать свое мнение. В Англии это только приветствуется.
Одна из главных причин, по которым мы с супругом решили вернуть детей в систему британского образования – атмосфера в школе.
Для нас очень важно, чтобы дети росли в духе терпимости и взаимоуважения, и не только уважения младших к старшим, но и уважения преподавателей к детям. По этому критерию Heritage School оказалась вне конкуренции!
Таково мое видение различий образовательных систем двух стран. Интересно было бы узнать, что думают русские родители о британском образовании!
Основные отличия систем образования
Пассивная форма обучения, изучение теории без практического применения. | Learning-by-doing, акцент на практическую работу и развитие исследовательских навыков |
Универсальных набор предметов. В течение всего обучения изучается большое число дисциплин без учета будущей специализации. | Небольшой набор обязательных дисциплин дополняется предметами по выбору учащегося. Узкая специализация в старших классах |
В государственных школах среднее образование бесплатное. Стоимость обучения в частных школах может составлять от 50 000 до нескольких миллионов рублей в год. | В государственных школах среднее образование бесплатное. Обучение в частных школах доступно только очень обеспеченным семьям, средняя стоимость составляет порядка 20 000 фунтов в год (около 2 000 000 рублей) |
Российская образовательная система построена на беспрекословном подчинении старшим | Английские школы отличаются подчеркнуто уважительным отношением как к преподавателям, так и к ученикам. |
Государственные школы часто имеют невысокий уровень оснащенности. Частные школы имеют хорошую материально-техническую базу, но не всегда располагают достаточно большой территорией | Каждая школа обладает достаточной материально-технической базой. Частные школы отличаются развитой инфраструктурой, зачастую расположены за чертой города. |
Поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ, ведущие российские вузы (МГУ, МГИМО и т.д.) помимо общего конкурса дополнительно проводят внутренние экзамены | Зачисление в университеты на основании результатов A-Levels, для топовых вузов дополнительно проводится интервью. |
Всегда ваша, Mrs. Britain
Начальные школы и базовое образование в Чехии
За последние пару десятков лет чешское начальное образование несколько раз реформировалось. Сегодня школам предоставлена большая самостоятельность в выборе концепции обучения и собственного позиционирования.
Как следствие, появилось много профильных и частных школ. Выбор существенно расширился. О том, как сегодня устроено начальное образование в Чехии рассказывает автор блога GoStudy Александра Баранова.
Общая информация
Начальное образование в Чехии является бесплатным и обязательным для всех детей от шести лет вне зависимости от национальности или наличия чешского гражданства. Ребенка отдают в первый класс в шесть лет, годовая отсрочка возможна только по рекомендации педагога или врача.
Более того, родители или опекуны несут ответственность перед законом, если ребенок старше шести лет не посещает школу без необходимого на то основания. Система начального образования состоит из двух ступеней и длится девять лет.
Первая ступень начальной школы включает классы с первого по пятый, вторая ступень – с шестого по девятый.
После девятого класса подросток переходит в среднюю школу или гимназию.
Жизнь младших школьников в Чехии отличается от России и СНГ:
- Первая учительница ведет свой класс только до второго, а не до четвертого или пятого класса.
- В чешских школах – хорошие столовые, где за символическую плату детям предоставляется качественное питание. В меню есть не только первое и второе, но и свежие фрукты, и соки, причем ребенок может сам выбрать то, что ему по душе.
- В первые годы обучения большое внимание уделяется внеклассным занятиям. Дети ездят на экскурсии в театры, галереи, ходят в зоопарк и в походы.
- Спорт в чешской школе – это не просто два урока физкультуры в неделю. Ребята активно играют в футбол, флорбол, баскетбол, много времени проводят на свежем воздухе во время «продленки». С третьего класса в расписание включают посещение городского бассейна. С 2017 года министерство образования Чехии обязало все начальные школы включить уроки плавания в обязательную программу. В седьмом классе ребят учат кататься на лыжах. А с марта по ноябрь дети раз в неделю ходят на каток.
Плюсы начальной школы
В целом я доволен чешской начальной школой. Мне нравится, что малыши отделены от старших, для них созданы отдельные условия. «Продленка» органично вписана в учебный процесс. Ребенок не просто тоскливо ждет, когда его заберут родители, а все время занят чем-то интересным, иногда даже успевает сделать домашнее задание.
Начальное образование включает игровую физическую культуру – в России для этого нужно отдавать ребенка в секцию. В Чехии у детей в школе много подвижных игр.
Хорошо и то, что можно по электронному меню выбрать обед для ребенка, учесть его предпочтения в еде, но при этом ограничить количество сладкого, булок или кнедликов.
Оплачивать нужно только столовую и продленку, иногда какие-то внеклассные мероприятия. В остальном школа деньги с родителей не «сдирает».
Детей не заваливают домашними заданиями, так что родителям не приходится сидеть часами над уроками. При этом в программе очень много задачек на сообразительность.
Помню, мы в третьем классе изучали пропорции и проценты, а я не мог взять в толк, для чего мне это пригодится. Так вот у моих детей эти задачи оформлены в более прикладном, «жизненном» варианте. К учебнику почти всегда прилагается рабочая тетрадь.
В случае математики это очень здорово: ты можешь сосредоточиться только на решении примера, а не на оформлении домашней работы.
Самое позитивное – подход к взаимодействию с ребенком. «Я тебе говорю, как надо, вот и делай, как я сказал» — это о российской системе образования. В Чехии все принято обсуждать, ребенок может и должен высказывать свое мнение.
Минусы начальной школы
Во время карантина дети перешли на онлайн-обучение, и сразу стало очевидно, что их учительнице трудно вести дистанционные уроки – прежде всего, в силу возраста. Вообще, очень многое связано с личностью учителя; мне кажется, что у младших школьников должны быть педагоги помоложе.
Всем детям-иностранцам назначают дополнительные занятия с педагогом (чеш. doučování), если становится ясно, что ребенок отстает из-за проблем с чешским языком. Правда, бывают сложности с одноклассниками: дразнят за то, что ты – иностранец. В этом случае важно, чтобы педагоги пресекали такое на корню.
Как устроить ребенка в начальную школу?
Ребенку-иностранцу лучше поступать в начальную школу после чешского детского сада. Это поможет ему адаптироваться в языковой среде и установить контакт с одноклассниками будет гораздо проще.
Пакет документов для записи в первый класс включает:
— свидетельство о рождении ребенка. Его нужно перевести на чешский и заверить у нотариуса.
— ксерокопия паспорта одного из родителей с визой (ВНЖ, ПМЖ и т.д.)
Если ребенок уже отучился несколько классов в другой школе, то необходимо приложить выписку с полным списком предметов и оценок. Выписка должна быть переведена на чешский и нотариально заверена.
Проще всего устроить ребенка в школу по местожительству. В случае, если родители нацелены на более престижную школу в другом районе, то туда лучше обратиться заранее и уточнить условия приема.
Ключевую роль в успеваемости детей-иностранцев играет знание чешского языка, поэтому к поступлению в школу имеет смысл готовиться заранее. Подача документов сопровождается личной беседой с директором школы, поэтому и родителям, и ребенку лучше владеть хотя бы разговорными навыками чешского.
Как выглядит обучение в начальной школе?
Учебный год начинается 1 сентября, однако в Чехии не приняты торжественные линейки или парадная форма. Дети приходят в школу в удобной будничной одежде. Дарить цветы учителям принято в конце учебного года, как бы в благодарность за все перенесенные сложности.
Учебники и рабочие тетради выдаются бесплатно, дополнительные книги можно взять в библиотеке.
Если ребенок заболел, то главное – вовремя предупредить учителя. Медицинских справок никто не требует, педагоги рассчитывают на ответственный подход взрослых. Надо сказать, что в чешских учебных заведениях вообще не принято прогуливать.
«В Чехии я учусь уже пять лет. За это время я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из моих одноклассников просто так пропустил урок. Домашние задания тоже большинство ребят делает.
У кого-то не получается, но это нормально – прийти и задать вопрос, попросить учителя объяснить. Поэтому я очень удивляюсь, когда разговариваю с друзьями, которые остались дома.
Ощущение, что они только и думают о том, как бы учиться поменьше и пореже бывать в школе».
Самые длинные каникулы в чешской школе – летние (два месяца) и рождественские (две недели). Кроме того, дети отдыхают несколько дней в конце октября, в середине февраля и на Пасху. Пасхальные каникулы начинаются в разных школах в разное время.
Школа не работает также в дни официальных государственных праздников. Если между праздниками и выходными выпадает всего один или два учебных дня, то можно устроить ребенку полноценные каникулы. Для этого родителям нужно написать письмо на имя директора школы.
В летние каникулы действуют лагеря (чеш. přiměstský tábor), где дети и учатся, и отдыхают. В течение учебного года класс вместе с учительницей может поехать в «школу на природе» (чеш. škola v přírodě).
Варианты начальных школ
В Чехии существуют государственные и частные начальные школы, в последних образование – платное. Стоимость обучения зависит от специализации учебного заведения, иностранных языков, внеклассной программы, технического оснащения классов и перспектив, которые открываются перед школьниками в процессе учебы и после окончания.
Базовым языком в школах является чешский. Однако в Праге существуют школы, где ведется обучение на английском, немецком, французском и русском. Все они – частные.
Например:
Обучение в школах с преподаванием на английском языке обойдется в среднем от 7 800 до 22 400 евро в год. Частные школы с обучением на чешском языке стоят дешевле.
Например, школа Věda, в которой есть русский язык и литература, но остальные предметы ведутся на чешском, стоит 5000 — 7000 евро в год.
Начальная школа при престижной гимназии PORG – от 6158 до 6300 евро, но туда непросто поступить.
Школы: | Стоимость обучения (для 1-го и 13-го класса) в чешских кронах |
Prague British International School | 458 100 — 540 000 |
Riverside School Prague | 417 000 — 567 000 |
Meridian International School Prague | 296 000 — 395 000 |
Sunny Canadian International School | 198 000 — 180 000 |
Open Gate School | 256 000 для детей, которые приезжают в школу каждый день; 470 000 — школа-интернат |
Parklane International School | 336 200 — 536 600 |
PORG | 156 185 — 161 648 |
Věda | 135 000 — 180 000 |
Как выбрать лучшую школу?
Для начала, можно посмотреть, какие школы расположены недалеко от дома, например в атласе образования. Также существуют рейтинги школ по районам, и отдельный — по Праге.
Список лучших школ Чехии традиционно возглавляют пражские учебные заведения:
- Гимназия и начальная школа PORG
Гимназия и начальная школа PORG — чешская школа с углубленным изучением английского языка. Финансируется чешским миллиардером и бывшим руководителем энергетической компании ČEZ Мартином Романом. Из 18 чехов, которые сейчас учатся в бакалавриате Оксфордского университета, 10 — выпускники PORG.
Частная школа-интернат Open Gate основана другим чешским миллиардером Петером Келлнером, трагически погибшим в этом году. Находится в 30 км от Праги. Принимает детей, исходя из сданных тестов на IQ. Стипендии получают около 50% учеников. 98% выпускников учатся в самых престижных университетах мира.
Что делать после окончания начальной школы?
После получения аттестата об окончании девятого класса у школьника есть два варианта:
- Поступить и отучиться два-три года в колледже и на выходе иметь готовую профессию. По окончании колледжа ученик получает т.н. «výuční list» и может сразу же устроиться на работу.
- Поступить и провести четыре года в гимназии и получить аттестат зрелости (чеш. «maturita»). С этим документом проще поступить в любой вуз.
Первый вариант предпочтителен, если семейная ситуация вынуждает молодого человека как можно быстрее начать зарабатывать на жизнь.
Это – хороший выбор и в случае, когда успеваемость в школе не блестящая, и родители не видят смысл в том, чтобы ребенок прилагал усилия для поступления в вуз.
Иногда склонность к определенной профессии настолько явная, что есть смысл сразу получить базовое образование в этой области, а обучение в высшей школе отложить на потом.
Второй вариант – классическая история, когда человек стремится к учебе в университете, получению ученой степени и хочет построить международную карьеру.
Резюме
Начальное образование в Чехии длится девять лет и состоит из двух ступеней: 1-5 классы и 6–9 классы. В отличие от российской системы обучения в чешских школах делается в упоре на внеклассные занятия, спорт и разнообразный досуг детей.
Чешские педагоги не стремятся навязать малышам свою точку зрения, а наоборот, поощряют диалог со взрослыми и охоту высказывать собственное мнение. Ребенок-иностранец может учиться в государственной школе бесплатно наравне с чешскими детьми.
Ключевое условие успешной учебы – знание чешского языка.
Сравниваем турецкие школы с российскими (ч.1)
Сухой паек, конкуренция и общая запутанность системы образования, — привычная учебная среда для юных турков. Узнаем, как устроены школы в Турции.
Напомним, что Synergy Times сравнивает системы образования в разных странах с российской, выявляя, что между ними общего и в чем различия.
Турция сделала огромный рывок в сфере высшего образования (44 вуза входят в ТОП-1000, а 4 занимают пограничное положение (с 400 по 510) в ТОП-500 систем высшего образования). Однако турецкую школьную систему часто называют запутанной.
«БИТВА ШКОЛ» — в этом проекте мы не ставим оценок системам образования, и в рассказе опираемся на мнения родителей и учащихся в стране, которую исследуем, и, конечно, на факты.
Гарантия образования нужна не всем
В Турции среднее образование для детей стало обязательным только в 2012 году. Еще 8 лет назад большая часть юных граждан удостаивались привилегии только «начальной школы».
При чем шли учиться не в 6 лет, а в 7−14. Сейчас средний возраст поступления в турецкую школу — 5,5 лет.
Но возможность стать всесторонне грамотными есть не у всех 6-леток — в менталитете жителей не мало архаичных установок.
Например, детей с малых лет нередко пытаются привлечь к взрослому неквалифицированному (например, конвейерному) труду — иным родителям важнее прокормить свою подрастающую молодежь, чем обучить.
По этой причине здесь до сих пор много неграмотных — и пожилых, и молодых. Особенно в Юго-Восточном округе страны. Многие курдские семьи с их консервативно-религиозными принципами в семьях с неохотой отдают своих чад в школу.
И это при том, что начальное и среднее образование в Турции для всех детей до 14 лет обязательно по Конституции.
Уровень грамотности населения Турции сейчас оценивается в 95%. В России этот показатель много лет: 99,7%.
Конституция и реальность
В Турецкой республике провозглашены принципы системы Просвещения, записанные в Конституции: равенство и всеобщность, право на образование, свобода выбора, качественные возможности для всех, соответствие потребностям, научный подход, демократия, совместное обучение мальчиков и девочек, сотрудничество учебных заведений и родителей.
Однако в жизни эти лозунги воплощаются иначе. Взять хоть последний пункт: о «сотрудничестве учебного заведения с родителями». Зачастую он реализуется в том, что мамы с папами фактически берут на себя содержание школы (об этом далее).
Далее — декларируется, что в Турции дети могут учиться в государственной школе, как в Европе, — 12 лет.
Согласно последней реформе образования, называемой «4+4+4», 4 года отводится на начальную школу, 4 — на среднюю и 4 — на старшую. После восьми лет обучения можно больше не учиться.
Или пойти в семинарию — современная Турция хоть и светское государство, но религия имеет для населения огромное значение.
Старшая государственная школа — исключительно платная. И дорогостоящая. Дать полное среднее образование своим детям — та еще задачка для многих турецких семей. Это к слову о другом принципе — равенстве и всеобщности образования.
Частные турецкие школы
От государственных они отличаются более комфортными условиями обучения. А именно: дети учатся в одну смену и в непереполненных классах. Еще в частных школах для учащихся организовано горячее питание. При этом методические программы примерно те же, что и в госшколах. Обучение в частных школах Турции стоит от 5,5 до 20,5 тысяч долларов в год.
В России, как известно, ребята проводят за школьной партой 9 или 11 лет. Все среднее образование полностью бесплатное. А дальше: поступать ли в вуз, идти ли работать сразу после школы, или определяться с другими планами на жизнь, — личный выбор молодых людей.
Как все организовано
В Турции дети идут в школу с 5,5 лет. Занятия начинаются во второй декаде сентября, в зависимости от того, на какие даты приходится национальный религиозный праздник Курбан-байрам.
Учебный год длится до середины июня и состоит из двух семестров по четыре месяца каждый. Между семестрами — двухнедельные каникулы.
По окончании семестра ученики проходят аттестацию и получают накопленный общий балл. Высчитывают его из оценок за домашние и контрольные работы, за поведение и посещение факультативов.
В России учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в 20-х числах мая. В одних школах классы занимаются по четвертям (их, соответственно, четыре), в других — по триместрам (их, понятно, три). Существует еще вариант: 5 недель — учеба, 6-я — каникулы. Расписание каникул и учебных блоков остается на выбор родителей и школ.
Российские и турецкие семьи с детьми-школьниками сближает масштаб недовольства системой аттестации в школах. Но в Турции недовольство родителей покруче.
Если наши школьники в завершение четвертей и триместров пишут контрольные, и только в 9 классе сдают общий ОГЭ, а в 11-м — ЕГЭ, то в Турции проверка знаний через тестирование — «угадайку ответов», как называют ее родители, — идет в течение всего учебного года.
Плюсом российской системы можно также назвать возможность поступить после 9 класса в колледж при вузе без сдачи ОГЭ и экзаменов. То есть пройти полное школьное обучение в колледже, причем сразу по углубленным специальностям, которые потом будут преподавать в вузе.
А что с питанием?
В турецких государственных школах официально отсутствует система горячего питания школьников. В ряде школ работают мини-буфеты, в меню — сэндвичи, пирожки, соки, чай.
В российских школах детям в школьных столовых предоставляют полноценное горячее питание. Те наши школьники, которые кривятся от меню школьных столовых, наверное, просто не понимают своего счастья.
Нюансы начальной школы
В госшколах Турции «началка» отличается «перенаселенностью» младших классов. В них детских голов больше, чем турецких апельсинов в зимнюю поставку в Россию. Еще пару лет назад в классе одновременно могло учиться до 50−60 маленьких учащихся. И чтобы не допускать скученности, школы работали в две смены.
В 2019-м властями Турции было принято решение о разделении классов так, чтобы в них оставалось не больше 30 учеников. Однако…
— К началу учебного года были составлены новые списки классов, по 25−30 человек в каждом, но многие родители очень хотели, чтобы их ребенок продолжал учиться у того же учителя, — рассказывает Наталья Зорина, работавшая ранее учителем в школе в РФ, а сейчас проживающая в Турции, где ее дети посещают начальную школу. — И родители кто словами, кто подарками «уговаривали» завуча записать их ребенка в прежний класс. В итоге в нашем классе уже через 2 недели после начала учебного года стало 40 человек.
Первый после учителя
В каждом классе турецкой школы
Чем отличается российское образование от зарубежного?
После окончания 11 класса всегда встает вопрос о поступлении? Кто-то выбирает университет в своем городе, кто-то едет покорять столицу, а кто-то уезжает за рубеж.
Специально для тех, кто планирует поступать в зарубежные вузы, наши друзья из EF Education First рассказали о разнице в системах образования России и других развитых стран, чтобы вы знали, как учатся студенты за рубежом и у нас, и могли на основе этих знаний выбрать для себя подходящую атмосферу.
Дошкольное и начальное образование (детский сад и начальная школа)
Дошкольное образование в зарубежных странах практически не отличается от нашего.
В России детские сады малыши посещают с 1,5 до 6 лет, в Англии – с 2 до 5 лет, в Китае – с 3 до 6 лет. В США нет государственных детских садов, есть только частные учреждения, в которые детей можно отдать в любом возрасте. В младших группах с детьми занимаются развивающими играми, лепкой, рисованием, пением. А в старших группах уже усиленно готовят к школе: обучают чтению, письму и счету.
Срок обучения в начальной школе в большинстве странах одинаковый — четыре года, разница кроется в организации учебного процесса. Обучение в Америке, например, проходит не у доски.
Формат занятий проходит в игровой форме: ученики сидят за круглыми столами по 5 человек или располагаются на ковре и вместе с учителем обсуждают какую-то тему.
Такой формат обучения предполагает, что каждый ученик будет принимать активное участие в дискуссии, выражать свое мнение и с энтузиазмом относиться ко всем заданиям. Оценки же учеников хранятся в строжайшем секрете и высылаются родителям в запечатанных конвертах.
Никто из учащихся не знает, хорошо или плохо учатся одноклассники. В отличие от российских школ, где каждый в первом классе получает свои «молодец», «хорошо», а начиная со второго – уже «3», «4» и «5».
Среднее образование (9 классов школы)
Следующие 5 лет российские ученики получают среднее школьное образование и готовятся к сдаче обязательного государственного экзамена (ОГЭ) по алгебре, русскому языку и еще по двум предметам на выбор. После успешной сдачи экзаменов школьники получают свой первый документ – аттестат о среднем образовании.
С ним они могут продолжить учебу в школе или начать обучение в средних специальных учебных заведениях по выбранной специальности. Во многих зарубежных странах примерно такой же принцип обучения. В Англии, например, в конце 9 класса, школьники сдают экзамен GCSE (похож на наш ОГЭ) и получают сертификат о среднем образовании.
А в США ребята проходят аттестацию по ISEE и SSAT для поступления в среднюю школу.
Полное среднее обраование
С 10 по 11 класс российские школьники получают полное среднее образование и готовятся к сдаче ЕГЭ.
А вот обучение в Великобритании длится целых 12 лет.
В отличие от России, где большинство предметов в старших классах являются обязательными, там в старшей школе ученики изучают предметы, которые выбирают самостоятельно (можно выбрать от 3 до 5 дисциплин).
Учебный процесс строится на самостоятельной работе учащихся. Школьники сами ищут и анализируют информацию, делают выводы и готовят проекты. Роль учителя заключается в предоставлении всех ресурсов для плодотворной работы учащихся.
В Китае, например, система образования основана на механическом запоминании. Иными словами, дети просто заучивают большое количество материала. Учителя требуют автоматического воспроизведения, и не заботятся о том, насколько выученный материал понятен ученикам.
Перед поступлением в вуз школьники тоже сдают единый экзамен – Gaokao, который проводится по всей стране в одно и то же время. Чувствуете сходство с нашим ЕГЭ? И не зря, ведь идея была позаимствована как раз из Поднебесной.
В Америке с 9 по 12 классы дети учатся в старшей школе (High school), в этот период ученики изучают обязательные школьные предметы: математику, английский язык, химию, физику, биологию, геологию, астрономию, историю, физкультуру. Дополнительно ученики осваивают те предметы, которые пригодятся им при поступлении в вуз: иностранные языки, изобразительное искусство, компьютерную технику, издательское дело и многие другие предметы на выбор учащихся.
Высшее образование
В России по закону предусмотрены разные формы получения высшего образования: двухступенчатая — бакалавриат и магистратура и одноступенчатое — специалитет. Бакалавриат является законченным высшим образованием первой ступени и длится 4 года, затем можно поступить в магистратуру.
В США на бакалавриате тоже учатся 4 года, причем студент может выбрать специальность через 1-2 года после начала обучения. В Англии срок обучения на большинстве программ – 3 года.
Средняя стоимость обучения в престижных университетах мира
Так называемое «бюджетное образование» существует только в России. Чтобы поступить на бюджет в престижный вуз страны, необходимо набрать определенное количество проходных баллов.
Например, для поступления в Московский физико-технический институт необходимо набрать 251 балл, а в «Высшую школу экономики» – 149 баллов. Причем, на каждое место огромный конкурс. Например, в МГИМО на текущий год всего 869 бюджетных мест.
Если не получится набрать нужные баллы, то придется платить. Стоимость годового обучения в МГИМО начинается от 400 000 рублей.
В Китае стоимость года обучения намного ниже, чем в России, Англии и Америке – от $4000 за год обучения.
В Англии высшее образование платное, как для резидентов, так и для иностранцев. Стоимость в топовых вузах страны для резидентов – от $38 000 за курс, что значительно ниже, чем для иностранных студентов. Граждане страны могут учиться в долг, который начинают отдавать уже после получения диплома. Иностранцам же придется рассчитывать на свои финансы.
В Америке стоимость учебного года в престижном вузе начинается от $50 000. Американцам образование обходится немного дешевле.
Лайфхак: вы можете «обмануть» систему и вместо $50 000 за год заплатить $12 000. Как? Рассмотрите вариант поступления в муниципальный колледж США. Там годовая стоимость за обучение в четыре раза меньше, а образовательная программа первых двух лет ничем не отличается от университетской. После окончания колледжа можно поступить сразу на третий курс вуза.
Где учиться, решать только вам. Если вы все же задумываетесь про обучение за рубежом, не забудьте, что для поступления в вуз Великобритании, Австралии и Сингапура после окончания школы иностранным студентам необходимо пройти программу University Foundation.
Университеты Канады и США прохождения специальной программы не требуют, но очень советуют. Если вы смелы настолько, чтобы подавать документы сразу после окончания 11 класса российской школы, убедитесь, что результаты вашего TOEFL не ниже 80 баллов.
Как все устроено: начальная школа в канаде
Система образования в Канаде неоднородная, и к тому же разнится от провинции к провинции. Но какие-то общие черты и отличия от школ в России у канадцев все-таки есть.
Система образования в Канаде неоднородная, к тому же еще и разнится от провинции к провинции. На провинциальном уровне принимаются многие законы о функционировании и финансировании школ, об их ответственности и правах и так далее. Но в самом общем виде устройство школьного мира выглядит так:
– Общеобразовательные школы (то самое бесплатное общее образование, которое нам хорошо известно)
– Католические школы. Самая распространенная в Канаде религия. Несколько веков назад в Канаде была создана существующая до сих пор система католического образования. В таких школах детям преподают и обычные предметы, и религию.
– Частные школы. Оплачивая обучение в частных школах, взамен родители получают возможность выбрать как «уклон» (Монтессори, спортивная), так и «избранное общество» для своих детей – сюда уж точно попадают только дети из семей с достатком выше среднего, ну, и некоторое количество других «бонусов» вроде ношения школьной формы, столовой в школе и тп.
– Домашнее обучение тоже возможно, но не очень распространено. Прибавьте к этому факт, что Канада – страна двуязычная; каждый из этих типов школ возможен в варианте, когда основное обучение ведется на английском, а французский изучается как второй язык, и наоборот.
В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики:
– «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет, и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время – на 100 процентов «игровое обучение».
- – Начальная школа, классы с первого по шестой.
- – Средняя школа, 7-8 классы.
- – Старшая школа, 9-12 классы.
Как правило, за время учебы канадский школьник меняет три здания: в первом он учится начиная с занятий в Kindergarden и вплоть до 6-го класса, во втором собирают учеников 7-8-х классов, ну, и в третьем проходит самая сложная часть обучения в канадской школе вплоть до ее окончания. Зато классы, учителей и одноклассников ученик меняет каждый год. В канадской школе каждый год классы формируются заново, поэтому за время учебы школьник успевает перезнакомиться буквально со всеми.
Системы прописки в Канаде не существует, но именно по месту жительства определяется, в какую именно школу пойдет ваш ребенок. У каждой школы – свое место в провинциальном рейтинге (в зависимости от того, насколько хорошо написали в этом году ученики тесты по основным предметам). Выше рейтинг – дороже дома в районе, который «приписан» к этой школе.
На фото – типичное здание канадской начальной школы. Два (бывает и один) этаж, канадский флаг у входа. Территория вокруг (границы отмечены) – школьная собственность.
В Канаде это не пустые слова: как хозяин обязан ухаживать за своей «землёй», так и «чужой» обязан соблюдать правила.
К примеру, нельзя зайти и поиграть на школьной детской площадке, или срезать дорогу через школьное поле, или ехать на велосипеде – для большей безопасности вам нужно будет идти пешком, ведя велосипед рядом.
Типичное явление для канадской школы, к сожалению – «трейлеры». Когда классы перестают вмещать учеников, часть занятий проводится в таких вот вагончиках. Благоустроенных, естественно, с канализацией и отоплением. Родители все равно не слишком довольны, а дети ничего, для них это как приключение.
Еще один типично канадский способ оптимизировать размещение учеников – это «сдвоенные» классы: например, класс 1/2 или 3/4.
В таких группах учатся дети из двух классов одновременно – из старшего все подряд, из младшего – те, кто сможет «потянуть» более самостоятельное обучение.
Учитель при этом дает часть времени одинаковый материал, часть – две разных программы, но главное различие – в тех работах, которые выполняют дети; к младшим требований поменьше.
Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 3:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает.
Где теснота и шум – так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда – любимую игрушку, младшеклассникам разрешают).
В классе, куда ни посмотри – плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов.
Пол – пространство для игры, построения сложных конструкций (часто всем классом дети сооружают или супер-город, или чудо-монстра).
В классах для «дошколят» парт вообще нет – несколько столов со стульями, и много «станций» для игры – тут и компьютер с игровыми программами, и уголок «природы» – выращивают растения, наблюдают за муравьями или улитками, и большой контейнер с песком, куда можно заливать воду и возиться вдоволь, развивая мелкую моторику.
В классах постарше парты появляются, но ученик сидит за ней, только когда нужно писать. Для обсуждения учитель чаще всего собирает детей в кружок – они садятся на полу со скрещенными ногами, он – в удобном кресле-качалке рядом.
Каждое утро начинается с канадского гимна (все стоят, но можно подпевать) и школьной радиопередачи. Потом начинается учеба.
Предметы обычно объединены в кластеры: так, на уроках «науки» изучают физику, химию, биологию, под словом «арт» скрываются занятия рисованием, лепкой и компьютерной графикой.
С первого класса школьники изучают «социальные науки» – и если обществоведение и история начинаются ближе к средним классам, то уже первоклассник в Канаде знает, как важно ждать своей очереди, делиться с друзьями, и правильно сортировать мусор для его повторного использования.
Очень большая часть учебного процесса отводится искусству презентации. Оценивается качество проекта и умение рассказать о нем перед классом. При этом использовать можно любые выразительные средства.
Канадская версия «из чего только сделаны девочки..и мальчики» – презентации на французском о том, кто что любит.
А еще в канадских школах очень много спорта. Спортивные занятия – три-четыре дня в неделю. Это и традиционная физкультура (в нехолодное время – на улице), и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминдтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах.
Чему определенно можно позавидовать – так это оснащенности местных школ. Как пример – на фото – кабинет музыки совершенно обычной канадской средней школы в небольшом городе.
В канадской школе весело. Редкая неделя обходится без какого-нибудь специального события.
То государственный праздник, то масштабный школьный (к примеру, юбилей школы или спектакль/концерт, который ставила вся школа), а то и просто – Пижамный День.
В этот день все, и ученики, и учителя, приходят в школу в пижамах, любимых тапочках и с подушками-пледами-игрушками в обнимку. Есть Шляпный День, и День Любимого Книжного Персонажа.
этот огромный квилт, занимающий пол-школьной сцены, шила вся школа. Квадраты ближе к центру рисовали в классах, а пестрые квадратики по краям – индивидуальные работы.
Фрагмента килта
А вот начало учебного года, к слову сказать, к праздникам не относится. Учеба в Канаде начинается в первый понедельник сентября, после Дня Труда, и ни специальных нарядов, ни букетов для учителей нет и в помине. Заканчивают учебу, кстати, тут гораздо позже – обычно в последнюю неделю июня.
Перед началом уроков в первый учебный день
Социализация, вовлечение в общение и обучение правилам бесконфликтного сотрудничества вообще значат в местных школах как минимум так же много, как и собственно академические оценки. Насколько хорошо или плохо учится ребенок – забота скорее его и его родителей.
Концепция такая: учитель дает знания, а уж сколько ребенок «взял», зависит от его/ее желания и возможностей.
В Канаде вообще не принято критиковать, и школы – не исключение; табель с оценками учитель в конце четверти и года в конверте – таким образом, просмотреть его может только ученик и его родители, и сами дети абсолютно не делают упор на то, насколько хорошо или плохо учатся их одноклассники.
Канада – страна иммигрантов, и потому появление в школе – в том числе в середине учебного года – ребенка, ни слова не говорящего по-английски – явление вполне обыденное. Механизм отработан до автоматизма: порция анкет на заполнение родителям, «друг» – для нового ученика или ученицы (обычно выбирается из школьников, которые говорят на том же языке, что и новичок).
На первых порах главное занятие «студента» (именно так, students, называются в Канаде школьники) – овладение языком; поэтому примерно половину всего учебного времени он проводит не на обычных занятиях, а в классах ESL – English as a Second Language. Как результат, даже дети, начинающие учить язык «с нуля», начинают более-менее свободно общаться через несколько месяцев.
Давайте посчитаем. В начале учебного года родителям младшеклассников выдается список с пожеланиями того, что нужно для учебы. Обычно это канцелярия – можно уложиться в долларов 20. Частично компенсировать нужно стоимость экскурсий, это от 5 до 15 долларов за каждую. 10 долларов стоит красивый цветной ежедневник, называемый планировщиком – он здесь играет роль дневника.
Все остальное – на действительно добровольной основе. Формы нет. Вы можете купить футболку с логотипом школы, но не обязательно.
Также необязательна покупка школьных завтраков, но почти все родители платят за то, чтобы в еженедельный «день пиццы» их ребенок получил свою пиццу и молоко.
Регулярно в школе проходят фото-дни, но опять же, ваше дело, выкупать фотографии (а в конце года – yearbook, то есть альбом на память, или пропустить.
В публичных канадских школах дети приносят еду с собой. Специальные коробочки для ланча выпускаются в тысяче и одной вариации: например, вот эта, с фотографии, «экологически чистая»: всю еду можно раскладывать по отделениям, не используя упаковку.
Для сторонников того, чтобы ребенок ел горячее – термоски: тепла хватает до того момента, когда школьник сядет за перекус.
Как-то особенно сильно в Канаде чувствуется включенность школы в жизнь всего общества. Дальше всего канадская школа от принципа «Со своим уставом в чужой монастырь не ходи»: школьники живут в одном ритме с тем, что происходит вокруг.
Была Олимпиада – и во всех канадских школах дети обсуждали, кто и как сыграл, подсчитывали медали, болели «за наших». А еще, на занятиях часто выступают гости. «Бюджетники» – полицейские, пожарные; защитники животных – те приходят в класс с мини-зоопарком.
Как следствие «цельности с обществом», совсем иначе ведут себя и канадские учителя.
Нынешний канадский учитель (среди них, кстати, много мужчин) – вполне себе компанейский товарищ, который «берет» не статусом, а тем, что он (или она) много знает, интересно ведет предмет и мастерски управляет процессом обучения.
Как и во всем канадском обществе, в местных школах большую роль играет волонтерство. Как правило, в канадских семьях детей заводят одного за другим, с разницей в два-три года. Мама – если позволяет финансовое положение семьи – сидит дома до тех пор, пока самый младший из них не пойдет в первый класс.
Так что мамы «киндергарденцев» – самые частые волонтеры. Они помогают дома (готовят, например, тесто для лепки), в школе (сортируют, организуют, складывают), и в классе на занятиях – например, читают с детьми или помогают решать задачки. И конечно, волонтеры просто незаменимы на выездных мероприятиях.
Визит на ферму – рассматриваем животных и делаем ставки на поросячьих бегах
В теплое время года такие «вылазки» совершаются раз в месяц, а то и чаще. Увлекательные – глаза у детей горят – походы в театр, библиотеку, ферму или зоопарк, пожарную станцию или в госпиталь – сопровождаются мини-лекциями о том, как всё устроено, а также «что такое хорошо и что такое плохо».