Андрей Гордеев / Ведомости
Как и обещал министр Антон Силуанов, Минфин – теперь уже официально – предложил сократить срок фактического нахождения физических лиц в России для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации с нынешних 183 дней до 90 в течение 12 следующих подряд месяцев и установить более гибкие критерии определения налогового резидентства физлиц в тех случаях, когда они находятся в стране меньше срока, необходимого для признания налоговым резидентом Российской Федерации, но тем не менее центр их жизненных интересов находится в России.
Вопросов по предложению остается больше, чем получено ответов. Первый вопрос – с какого момента будут введены изменения. Силуанов уже дал понять представителям РСПП, что торопиться правительство не будет. Физически администрировать такое изменение будет крайне сложно.
Это не только контроль пребывания, который, по сути, не велся, это еще вопрос центра жизненных интересов, и нет ни четких определений, ни опыта, ни методики его выявления – все это нужно создавать.
Это и вопрос подготовки позиции по переговорам с большинством стран мира, в которых тысячи новоиспеченных резидентов России останутся резидентами по локальному законодательству. Но из этого не стоит делать вывод, что мера будет отложена на 2021–2022 гг.
: в нашем правительстве умеют выпускать сырые законы, оставлять трактовку на совести мелкого чиновника и смотреть, как мучатся те, кого этот закон касается.
Это и вопрос о сокращении срока пребывания в стране для приобретения статуса российского налогового резидента. В мировой практике подобная норма бывает двух типов: обязательная и добровольная.
Кипр разрешает считать себя резидентом тому, кто не является резидентом других стран и пробыл в стране 60 дней в году, – но не обязывает делать это. В Великобритании все пробывшие в стране 90 дней и имеющие с ней минимум «3 связи» (всего в списке их пять типов) автоматически являются резидентами.
Что выберет Минфин – добровольное признание себя резидентом или автоматическое признание резидентства – едва ли не самый жесткий в мире закон на эту тему?
Но самая интересная тема в этой новации – тема центра жизненных интересов. Минфин ясно говорит о том, как видит применение этой концепции: ее «предполагается применять в тех случаях, когда физическое лицо находится в стране меньше срока, необходимого для его признания налоговым резидентом Российской Федерации».
То есть Минфин хочет определить критерии, по которым налогоплательщик будет признаваться резидентом, пребывая в стране менее 90 дней! В Великобритании эти критерии описаны крайне тщательно, закон дополнен сотней примеров и способов определения того, сколько связей у вас есть со страной (по их количеству считается предельный срок пребывания).
Среди критериев российского Минфина упоминаются «наличие недвижимости, личных и экономических связей, место проживания (домициль), гражданство».
Можно только гадать, как именно будет сформулирован алгоритм определения центра жизненных интересов, но наверняка окончательная формулировка будет давать широкий простор для волюнтаризма налоговиков – законы у нас по-другому писать не умеют.
Как может выглядеть формулировка в законе, если предполагать, что Минфин будет следовать этой своей логике? Скорее всего, российскими резидентами объявят тех, кто более 90 дней проводит в России (в нашей стране «добровольность» не в почете) или имеет с Россией минимум две-три связи из четырех указанных – недвижимость, личные связи, бизнес-отношения или бизнес, гражданство.
Эта формулировка автоматически сделает всех граждан России, которые живут за границей, но имеют в России или с Россией бизнес или недвижимость, резидентами Российской Федерации, так как личные связи приписать можно кому угодно, – и потребует 13% со всех их офшорных доходов (по оншорным они будут, скорее всего, все же платить сперва в зонах с налогами выше 13%, а значит, России ничего не останется).
Среди таких офшорных доходов – дивиденды на Кипре (0%), не ввезенный в Великобританию доход для domicile non residents (большинство «наших», уехавших в Великобританию, местная ставка 0%), доходы КИК (в большинстве стран мира определение КИК значительно мягче) и т. д.
Под гребенку попадут и иностранные бизнесмены, у которых есть бизнес с Россией и которые приезжают более чем на 90 дней или даже менее, но которые, например, имеют здесь недвижимость и/или женаты на россиянке, а значит, имеют с Россией личные связи.
Под закон попадут жители, например, Израиля, наши недавние соотечественники, у которых остались в России квартира, тетя с дядей и гражданство, даже если они приезжают сюда только на 10 дней в Йом-Киппур, – они первые 10 лет после алии не платят в Израиле налогов на офшорный доход.
Кто еще попадет под закон – вопрос: чиновник из налоговой может трактовать «недвижимость» или как собственность, или как место, куда можно приехать (например, квартира родителей), «личные связи» – как наличие знакомых, «бизнес-отношения» – как, например, контракт с российской компанией.
Можно было бы предположить, что предложенная идея – результат развития идеи увеличения бюджета любой ценой, ведущей у «власти бухгалтеров». Минфин даже оговаривается, что подобные принципы используются во многих других странах.
Но на такие шаги идут страны, куда стремится множество людей и готово даже платить большие налоги, лишь бы в них осесть (и то даже такие страны, за исключением, пожалуй что, США, оставляют для некоренных жителей периоды в 6–17 лет, в которые можно платить сильно меньше налогов). Наша же страна не может похвастаться толпами желающих переселиться в нее и привести свои капиталы.
Нам нужно привлечение капиталов и талантов, и для этого низкие налоги могли бы быть едва ли не единственным стимулом – за отсутствием остальных.
Думаю, что мало кто из тех, кто уже проводил в России менее полугода, захотят платить. Они будут продавать в России недвижимость, сокращать свое пребывание, отказываться от подрядов в России, продадут остатки бизнесов – насколько смогут их продать.
Кто их сегодня купит, кроме придворных бизнесменов на деньги госбанков и самого государства? Кто выиграет от возможности скупки таких бизнесов с существенным дисконтом, от устранения осевших за границей конкурентов, от выдавливания последних независимых бизнесменов, которые стремятся жить в развитых странах, все еще ведя в России бизнес? Возможно, те, кто принес эту идею в правительство, и те, кто будет ее дальше лоббировать. Поживем – увидим.
Автор — глава группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group
Определяем налоговое резидентство в 2020 году
Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст.
207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020.
О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.
Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ
На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.
1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.
183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.
Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.
В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса.
В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п.
7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).
Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев.
Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен.
Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).
Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):
- миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
- справки с места работы (в том числе с предыдущего);
- приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
- авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
- справка, полученная по месту проживания в РФ;
- договор с медицинским (образовательным) учреждением;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания).
Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.
Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).
Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.
Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.
Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства.
Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.
Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.
Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:
- либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
- либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.
С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).
Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году
Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.
В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:
- в налоговый орган по месту жительства физического лица;
- в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
- в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).
Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.
Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).
Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.
Теперь резидентом можно стать, даже если живете в России меньше 183 дней
Вот что нужно об этом знать.
При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.
Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую.
С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%.
Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.
Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.
Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.
Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю
В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.
Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.
Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.
В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.
Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.
Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.
Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р.
Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р. Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.
Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.
Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты.
При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р, при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р, при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди.
Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.
Иван продал машину за 800 000 Р. Покупал он ее за 900 000 Р, поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р. Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р, хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.
До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.
Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:
- Оформить ИП и сдавать квартиру
- Стать самозанятым
Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства — новости Право.ру
В 2015 году ФНС России уже пыталась изменить критерии налогового резидентства граждан. Тогда инициатива не получила развития. В связи с глобальным трендом на деофшоризацию в ближайшее время могут быть введены более строгие критерии по определению налогового резидентства и последующего его налогообложения.
Сегодня физическому лицу достаточно находиться за пределами РФ более 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев, чтобы не быть налоговым резидентом РФ (согласно п. 2 ст.
207 НК РФ) и не отчитываться о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК), указанных в ст. 25.13 НК РФ.
Таким образом, некоторые налогоплательщики минимизируют свои обязательства по КИК перед Федеральной налоговой службой (ФНС).
Новая инициатива по признанию физлица налоговым резидентом РФ подразумевает уменьшение количества дней пребывания в России до 90 и введение нового критерия – «центр жизненных интересов». Это затронет не только вопросы НДФЛ физлица, но и его зарубежные активы.
Иностранные юридические лица, которыми владеет это физическое лицо, будут автоматически признаны КИК, и, следовательно, увеличится совокупная административная и фискальная нагрузка.
Именно поэтому вопросы налогового резидентства необходимо рассматривать в контексте международных норм и законодательства о КИК.
Предыстория и оценка критерия «центр жизненных интересов»
Сама возможность определить резидентство с помощью критерия «центр жизненных интересов» указана в Постановлении Правительства РФ от 24.02.
2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), но не содержится в НК РФ.
Сейчас критерий «центр жизненных интересов» используется для признания налоговым резидентом в тех случаях, когда физлицо соответствует условиям налогового резидентства в двух государствах одновременно (т. е. имеет место жительства и проживает примерно равное количество дней в обеих странах).
Такие принципы определения налогового резидентства применяются в Италии, Румынии, Франции, Англии, Китае и других странах. В этих юрисдикциях для определения данного критерия особенно важны семейные и социальные отношения физлица, его профессиональная, культурная или иная деятельность, место самой предпринимательской деятельности, а также место, откуда ею управляют.
Очевидно, что семья как центр жизненных интересов физлица может легко поменять территорию пребывания. Например, в зависимости от комфорта проживания и налогообложения в стране. А вот основной источник доходов чаще всего не обладает такой мобильностью.
С точки зрения наиболее эффективного налогообложения фундаментальным фактором становится именно страна происхождения доходов – место, где осуществляется основная предпринимательская деятельность.
Поэтому юрисдикция этого центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства бенефициара.
«Хитрить» при выборе удобного с точки зрения налогообложения центра жизненных интересов и игнорировать при этом законы государства, в котором находится основной источник доходов, может быть крайне опасно.
Согласно данным ОЭСР, на 1 июня 2019 года в рамках автоматического обмена налоговой информацией (CRS) банки более 90 стран передали фискальным органам данные о 47 млн счетов физических лиц с €4,9 трлн и всю имеющуюся информацию об источниках происхождения денежных средств.
А в случае непредоставления налоговой службе физическим лицом информации о своих зарубежных счетах контролирующие органы без труда смогут получить данные сведения при взаимодействии с коллегами из других государств.
Последствия правил «90 дней» и «центра жизненных интересов»
Предположим, что физическое лицо – фактический получатель дохода (ФПД) – является налоговым резидентом Кипра и проживает там более 183 дней в году. Сейчас он создает кипрскую компанию с реальным экономическим присутствием, которая владеет в России прибыльным дочерним обществом.
При этом управление российской компанией и контроль за ней осуществляются строго через кипрскую компанию с соблюдением корпоративной иерархии, положений и преференций СОИДН. Тем не менее специфика этого бизнеса требует личного присутствия в России от трех до пяти месяцев в году.
По действующему законодательству указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ и, следовательно:
- не обязано декларировать КИК и отчитываться по ней в РФ;
- может распределять дивиденды из России, применяя ставку 5% вместо 13%;
- для него практически отсутствуют опции нарушения валютного законодательства.
Так, по обозначенным операциям риски признания резидентом РФ и инкриминирования необоснованной налоговой выгоды минимальны при условии, что соблюдены все требования текущего законодательства.
Однако в случае вступления в силу новых критериев в рассматриваемом примере у владельца бизнеса возникает риск признания его налоговым резидентом РФ. При реализации такого риска его зарубежная компания соответствует пп. 2 п. 1 ст. 25.
13 НК РФ и управляется резидентом РФ, а ему следует применить ставку налогообложения 13% в отношении распределения дивидендов (вместо 5% в рамках СОИДН), задекларировать КИК и проверить все зарубежные транзакции на предмет соответствия валютному законодательству РФ.
Дополнительно к возросшей фискальной нагрузке в случае правонарушений возникнут штрафные санкции и риски доначисления:
- от 20 до 40% от полученной необоснованной налоговой выгоды (согласно ст. 122 НК РФ);
- от 75 до 100% от суммы транзакций за валютные правонарушения (согласно ст. 15.25 КоАП РФ);
- если у КИК были сделки с российскими организациями, возникнет риск доначисления НДС.
Теперь рассмотрим эту историю в цифрах. Например, сейчас российская дочерняя компания при перечислении 100 млн руб. дивидендов в пользу материнской компании на Кипр, владелец которой бывает в России около 100 дней в году, заплатит налог в размере 5 млн руб. А в случае принятия новых правил налоговые издержки по такой операции составят 13 млн руб.
Кроме того, собственнику необходимо будет отчитываться обо всех зарубежных компаниях (КИК) и транзакциях перед ФНС России.
Также возможен штраф до 100% от суммы операций, совершенных не через уполномоченный банк при дальнейшем движении денежных средств из Кипра в другую страну, и другие вариации фискальных последствий, это зависит от конкретных обстоятельств.
В итоге даже прозрачная на сегодняшний день структура и модель ведения бизнеса нерезидентом на территории России после нововведений становится рискованной и противоправной.
Таким образом, небольшие изменения критериев признания физического лица налоговым резидентом могут в несколько раз увеличить фискальную нагрузку на всю корпоративную структуру с иностранным элементом, а не только на персональный доход этого лица.
Если основное внимание будет уделено именно «источнику доходов», то грядущая новелла российского налогового права о «центре жизненных интересов» может быть весьма эффективной для достижения основных целей: предотвращения оттока капитала и полного налогообложения доходов у источника выплат, полученных в России. Судебная практика в рамках концепции фактического получателя доходов может приобрести новое развитие.
В целом данная норма четко разделит владельцев российских активов на отечественных и иностранных бенефициаров, которые очень редко бывают в России.
Если бизнес требует регулярного личного присутствия бенефициара на территории РФ и он не планирует инвестировать за рубеж, то будет целесообразным признать себя резидентом РФ и соблюдать требования российского законодательства в полной мере, а также распределять дивиденды по полной ставке НК РФ и тем самым минимизировать риски фискальных санкций. Если же фактический получатель дохода преследует цель выхода на международный рынок с проживанием за пределами РФ, а российский бизнес способен эффективно существовать и не нуждается в его постоянном присутствии, то полный переезд в другую комфортную юрисдикцию становится эффективным и низкорискованным решением с точки зрения налогообложения.
Владельцам бизнеса для исключения фискальной или даже уголовной ответственности за свои действия, совершенные чаще всего по неосторожности, необходимо своевременно понять персональные цели и цели компании в долгосрочной перспективе и реорганизовывать корпоративную структуру в соответствии с ними.
Все равно я буду резидентом
Как Россия помогла налогоплательщикам, задержавшимся за рубежом из-за пандемии
В статье «После пандемии придется платить больше налогов» мы упоминали, что из-за изоляции за рубежом человек мог утратить статус налогового резидента РФ, а это привело бы к обложению его российских доходов налогом по более высокой ставке – 30% вместо 13%. Тем же, кто приобрел этот статус из-за вынужденного пребывания в России, пришлось бы платить налог со всех своих мировых доходов.
В статье мы также рассуждали о мерах, которые принимает мировое сообщество для поддержки граждан, оказавшихся в условиях локдауна из-за пандемии, а именно о смягчении требований к определению их налогового статуса.
Соответствующие разъяснения еще в апреле дала Организация экономического сотрудничества и развития. ОЭСР признала пандемию форс-мажором, который не должен стать основанием для изменения налогового статуса человека, оказавшегося в непривычном для себя месте пребывания.
Такая же логика постепенно появлялась и в национальном регулировании ряда государств.
До середины лета Россия хранила молчание по этому вопросу, а представители власти высказывались, что изменения в правила определения налогового резидентства вводить не планируется.
Напомним: человек считается налоговым резидентом РФ с правом применения ставки НДФЛ 13% с полученного дохода, если проводит на российской территории более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Если же в период пандемии человек не смог вернуться в Россию и более полугода находился за рубежом, то он автоматически становится налоговым нерезидентом и его доходы от источников в России облагаются по ставке 30% вместо 13%.
Последствия ощутимые, поэтому многие ожидали реакции от российских властей в поддержку налогоплательщиков.
Реакция последовала в конце июля. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ все же были внесены1. Что предложено? Если человек находился в России в 2020 г. от 90 до 182 дней включительно, то он может стать налоговым резидентом РФ. Но это происходит не автоматически.
Необходимо выразить свою волю и намерение считаться российским налоговым резидентом: человек должен подать заявление в произвольной форме в налоговый орган по месту своего жительства (пребывания). К заявлению пока только одно требование – в нем обязательно должны быть указаны Ф.И.О. заявителя и его ИНН.
Представить его нужно не позднее 30 апреля 2021 г.
Поправки представляют собой всего один дополнительный абзац в ст. 207 НК РФ. Регламентов, разъясняющих писем Минфина или ФНС России, которые бы детализировали порядок использования нововведений, – нет.
Во-первых, возможность признать себя резидентом при нахождении в России от 90 дней действует только в 2020 г. Это значит, что в 2021 г. будут действовать старые правила о 183 днях (если не последуют новые изменения).
То есть это краткосрочная мера, которая была вызвана «ковидными» обстоятельствами.
Во-вторых, в связи с этим настораживают молчание правоприменителя и отсутствие инструкций с четкими полномочиями налоговых органов, которым граждане будут направлять заявления о признании их резидентами.
Если мы исходим из того, что эта мера временная и вынужденная, обусловленная пандемией, то будет ли она распространяться на всех, кто пожелает? Или же она предусмотрена для тех, кто оказался в «ковидной» ловушке за границей и не смог вовремя вернуться? Станет ли инспектор на месте выяснять, мог ли г-н Петров, подавший заявление о признании его резидентом, вернуться в Россию и пробыть в стране должные полгода?
Здесь уместно напомнить комментарии министра финансов А.Г. Силуанова в отношении принятых изменений.
Он указал, что они предполагают сохранение условия налогообложения доходов для тех граждан, у которых не было возможности вернуться в Россию по объективным причинам (из командировки или отпуска, после учебы или лечения).
Право признать себя резидентом означает недопущение ухудшения условий для граждан из-за сложившейся ситуации с коронавирусом.
То есть направленность новых правил очевидна – сохранить прежние условия для тех, кто не смог вернуться. Хотя ни из текста закона, ни из каких-либо разъясняющих писем контролирующих органов это не следует, и из буквального прочтения кажется, что эти правила действуют для всех.
Примечание редакции: 15 сентября на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой является ИД «Коммерсантъ», с докладом выступил заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач.
Он упомянул о том, что поправками в Налоговый кодекс РФ предусмотрена «возможность учета срока, меньшего, чем было установлено ст. 207 НК РФ, если пребывание резидента на территории РФ сократилось по причинам, не зависящим от него. В 2020 г.
мы будем учитывать эти обстоятельства для определения налогового резидентства».
Также Дмитрий Вольвач напомнил о прошлогоднем законопроекте, который предусматривает изменение основного критерия определения налогового резидентства уже не как временную меру – срок пребывания в России для получения статуса налогового резидента РФ может быть сокращен до 90 дней.
Но пока судьба законопроекта неясна. Выводы о развитии института налогового резидентства будут делаться на основании опыта, полученного в 2020 г. Кроме того, Дмитрий Вольвач напомнил о сервисе на сайте ФНС, который позволяет получить сертификат, подтверждающий статус налогового резидента РФ. По его словам, срок выдачи сертификатов сократился до 10 дней, но чаще его выдают и раньше.
Для тех, кто планирует воспользоваться нововведением, с учетом вышесказанного рекомендуем:
- отслеживайте разъяснения контролирующих органов по данному вопросу и развитие практики применения ст. 207 НК РФ;
- по возможности позаботьтесь о наличии подтверждения вынужденности пребывания за рубежом и намерения въехать в Россию (отмененные авиабилеты, сообщения авиаслужб, переписка об отмене встреч в России и т.п.);
- подавайте заявление о признании резидентом, только будучи убежденными в безопасности такой опции применительно к вашей ситуации.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Налоговое резидентство при выплате заработной платы и дивидендов: основные вопросы
Порядок исчисления налогов у работников, осуществляющих деятельность как в России, так и на территории иностранного государства, вызывает множество вопросов.
Проблема правильного налогообложения актуальна и в отношениях между компанией и ее участниками/акционерами, находящимися за рубежом, при выплате дивидендов.
Рассмотрим в статье основные проблемы определения статуса налогового резидентства в описанных случаях.
Что говорит закон о расчёте дней пребывания в России для целей признания лица налоговым резидентом РФ?
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом для 2020 года предусмотрены специальные правила, согласно которым физическое лицо добровольно может признать себя налоговым резидентом РФ, если находился в 2020 году на территории РФ не менее 90 дней, после подачи в налоговый орган соответствующего заявления в произвольной форме в срок до 30 апреля 2021 года
Подробная информация о порядке подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для физических представлена в разделе «Вопросы резидентства и гражданства» на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/fl/i… ).
Как налоговому агенту удерживать налог у нерезидента, какие предусмотрены санкции за неправильное удержание налога?
Налоговый агент несет ответственность за исчисление, удержание и перечисление НДФЛ, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода (Письмо ФНС России N БС-4-11/9701@).Удерживать НДФЛ у нерезидента налоговому агенту нужно только с тех доходов, которые он получил от источников в России (п. 2 ст. 209 НК РФ). К ним, например, относятся (п. 1 ст.
208 НК РФ):
• зарплата за исполнение трудовых обязанностей в РФ;
• оплата за оказание услуг, выполнение работ в РФ;
• дивиденды и проценты от российской организации.
В отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
За исключением доходов в виде дивидендов (об этом ниже).
При этом порядок налогообложения доходов от источников в РФ зависит от условий международных договоров. Налог может не удерживаться (или удерживаться в ином размере) в случае, если лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым РФ заключен международный договор, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в России соответствующего вида дохода. Международные договоры имеют приоритет над НК РФ (ч. 4 ст.15 Конституции РФ, п.1 ст.7 НК РФ). Поэтому налоговый агент обязан их применить, если выплачивает доход нерезиденту. По общему правилу, если работник на дату получения дохода стал нерезидентом, удержанный ранее в текущем году налог нужно пересчитать.
Обратите внимание что согласно пп. 1 и 10 п. 1 ст.
31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налоговых агентов документы, служащие основаниями для удержания и перечисления налогов, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания и перечисления налогов, а также требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание НДФЛ, то с налогового агента подлежат взысканию пени согласно ст. 75 НК РФ, а также штраф по ст. 123 НК РФ в размере 20% от неудержанной суммы налога.
Какой документацией подтверждается статус налогового резидента-нерезидента, нужно ли что-то запрашивать, куда-то обращаться?
Вокруг света из-за 90 дней: кому выгодны новые правила налогового резидентства
Предлагаемые Минфином поправки в законодательство сокращают срок минимального пребывания в России, при котором налогоплательщик считается налоговым резидентом страны.
Кроме того, вводится понятие «центра жизненных интересов» (ЦЖИ), так что налоговое резидентство РФ может наступать вообще независимо от места фактического пребывания.
В результате статус значительного числа налогоплательщиков может существенно измениться.
Правда, позднее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что реформа может быть отложена. Однако какие-то шаги в этом направлении будут все равно сделаны, так как концепция ЦЖИ применяется сегодня в большинстве стран мира.
Яркий пример использования этого принципа продемонстрировали испанские власти: суд признал «привычным (habitual)» резидентом страны гражданку Колумбии певицу Шакиру, хотя и не смогли доказать, что певица жила в Испании больше 183 дней в году.
Согласно испанскому законодательству, резидентами считаются не только лица, прожившие более полугода в стране, но и те, кто имеет там центр жизненных интересов.
И хотя певица проводила большую часть времени в гастролях по всему миру, она владела собственным домом в Каталонии, ее муж — футболист испанского FC Barcelona, а дети обучались в испанской школе.
В материалах дела фигурировали также периодические походы певицы к местному парикмахеру и в местные магазины, посты и снимки певицы в соцсетях и даже собачка Шакиры, регулярно в течение налогового года топчущая соседский газон. Результат — €14,5 млн налогов и штрафов.
Немного теории: как платить налоги при жизни на две страны?
По общему правилу вы платите налоги в стране, где вы резидент, то есть живете и получаете доход. Если есть доходы в другой стране, там вы тоже должны платить налоги. При этом, если между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения (СоИДН), налоги, уплаченные за рубежом, будут вычтены из ваших общих налогов.
Определение налогового резидентства разное в разных странах. Вот некоторые примеры применяемых критериев:
- Самый жесткий — по гражданству. Все граждане США и обладатели американской Green Card считаются налоговыми резидентами независимо от места жительства. Кроме США, такой позиции придерживается только африканская Эритрея.
- Самый распространенный: минимальное пребывание (обычно 90-183 дня) и/или центр жизненных интересов либо другие связи со страной пребывания. Скажем, в Великобритании достаточно провести в собственном жилище всего одну ночь, чтобы при наличии ряда других связей стать резидентом. В Казахстане пошли еще дальше: если семья налогоплательщика остается в стране, значит ЦЖИ и налоговое резидентство здесь, даже если вы не провели на родине и дня за весь год.
- Самый мягкий: 183 дня пребывания в стране независимо ни от чего. Россия здесь чуть ли не единственный представитель, поэтому периодически встает вопрос об изменении этого критерия.
Обычно резиденты уплачивают в стране налоги по своим доходам по всему миру, а нерезиденты — только по доходам в этой стране. Но есть и приятные исключения. Жители стран с территориальным принципом налогообложения платят налоги только с доходов внутри этих стран.
Примеры — Грузия, Сингапур, Гонконг, Куба, Панама. Не взимает налоги с зарубежных доходов своих резидентов-иностранцев Греция. В ряде стран (Португалия, Великобритания, Кипр, Израиль) вновь прибывшие жители не платят налог с доходов за рубежом в течение 10-15 лет (так называемый режим нон-домициль).
Наконец, есть страны с нулевым НДФЛ: Карибские острова, Вануату, ОАЭ и ряд других. Все это создает определенный простор для личного налогового планирования при получении ВНЖ или приобретения гражданства в одной из таких стран.
При этом не следует забывать, что гражданство и налоговое резидентство — разные понятия, и они часто не совпадают.
Следует также учитывать, что ставка налога на большинство видов доходов из РФ для нерезидентов составляет сегодня 30%, а не 13%, как для резидентов (постоянных жителей России).
Об этом забывают многие наши соотечественники, уехавшие из страны, но получающие здесь доход.
Минфин, кстати, предлагает уравнять эти ставки с 2021 года, что сильно облегчит жизнь наших граждан, проживающих за рубежом и имеющих активы или доход в России.
Кроме того, резиденты РФ должны в ряде случаев платить налоги на нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), то есть фактически на неполученные доходы.
Кто пострадает от нововведений?
Прежде всего пострадают как раз владельцы КИК и счетов за рубежом, которые проводили в России меньше полугода, и, как следствие, не попадали под требования НК РФ по отчетности и уплате налогов. Теперь таким лицам придется декларировать свои компании и счета за рубежом, отчитываться по ним и платить налоги.
Из «простых» граждан, которые станут по новым правилам налоговыми резидентами, пострадают лишь те, кто получал доходы в странах, где налоговая ставка меньше российской, либо в странах, с которыми нет налоговых соглашений. Сейчас они не должны отчитываться и платить налоги в России.
С принятием новых критериев первые должны будут доплатить в РФ до ставки 13%, а вторые — оплатить налог и в другой стране, и целиком в России (13%). Примеры стран с низким НДФЛ: Черногория (9%), Андорра, Болгария и Казахстан (10%), ОАЭ (0%).
А вот, например, с Грузией (20%) и Эстонией (20%) соглашения есть, но они не действуют, так как не ратифицированы. Здесь придется заплатить дважды.
Для счастливых же обладателей дворцов и яхт на Лазурном Берегу или в других местах Европы, где налоговые ставки обычно до 40% и выше, однако действуют СоИДН, ничего, по существу, не изменится. Их зарубежные налоги и так превышают российские, доплачивать не придется. Правда, надо будет по ним отчитаться, что тоже не всем понравится.
Кто выиграет?
Прежде всего, выиграть, по замыслу авторов изменений, должно государство. Собственники крупных бизнесов в России и по совместительству владельцы иностранных компаний не смогут оставить свои российские бизнесы без присмотра на 9 месяцев в году.
Они неизбежно будут проводить здесь больше 90 дней и таким образом попадут под новые требования по КИК. К тому же само наличие бизнеса может стать основанием для применения критерия ЦЖИ.
Таким образом, бюджет должен будет получить существенные вливания в виде НДФЛ с прибыли этих КИК.
Другими неожиданными бенефициарами нововведений могут стать «обычные» граждане, имеющие ВНЖ в странах с высокими налогами.
Для продления ВНЖ обычно требуется присутствие в той или иной стране более полугода, что автоматически ведет к приобретению налогового резидентства в этой новой стране.
Тем самым европейцы с российскими паспортами должны сейчас платить налоги по своим доходам по всему миру, включая РФ, по европейским ставкам — 30-50%.
Теперь, если поправки будут приняты, такие граждане смогут воспользоваться Соглашениями с Россией и платить 13%, по крайней мере, с доходов в России. Если, конечно, проведут здесь более 90 дней и новая страна признает, что ЦЖИ гражданина остался в РФ.
Большинство СоИДН предусматривает, что в случае, если физическое лицо подходит под определение налогового резидента в двух странах, резидентство определяется по его гражданству.
Таким образом, если по новым правилам гражданин России, проживающий в европейской стране, где действует СоИДН с Россией, окажется налоговым резидентом России, именно это резидентство должно быть признано страной пребывания. В этом случае налоги по доходам в РФ надо будет платить только в России.
Очевидно, при наличии грамотного налогового консультанта не составит большого труда вынудить налоговые органы европейской страны признать этот факт, причем даже для владельцев Green Card.
Разбор на примере
Для примера рассмотрим воображаемого героя. Он владеет бизнесом и недвижимостью в России и других странах, имеет компанию на Каймановых островах и счет в Швейцарии, является двойным гражданином России и Израиля и имеет ВНЖ еще в паре стран.
Наш герой круглый год сдает свою виллу в Ницце и апартаменты в Эмиратах, а сам живет весной и осенью в тель-авивской квартире, пару зимних месяцев проводит в Лондоне, где у него учатся дети, а с мая по сентябрь проживает в своем особняке на Рублевке, вылетая периодически на Кузбасс, где расположен бизнес.
По нынешним правилам этот герой — нерезидент РФ. Кроме того, в течение 10 лет он не платит налогов в Израиле по зарубежным доходам. Он, кстати, вообще может быть «налоговым туристом», то есть не быть налоговым резидентом ни в одной стране.
Однако с этим есть проблема: в банках при купле-продаже активов и во многих других ситуациях ему зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»
Как новые правила изменят жизнь нашего героя?
Что касается налогов вне России, то почти никак. Но в России сразу появятся проблемы — в крупном и даже особо крупном размере.
Во-первых, и это самое простое, ему придется отчитываться и платить налоги в РФ по доходам во всех странах, в том числе от сдачи недвижимости.
С Францией и Израилем дополнительных расходов не возникает: с этими странами у РФ есть СоИДН и ставки там выше российских. А вот с аренды в ОАЭ придется теперь заплатить 13%: и соглашения с ними толком нет, и налоги там нулевые.
Во-вторых, и это главное: теперь придется отчитываться по всем иностранным компаниям, которые в одночасье стали КИКами, а также по швейцарским и другим счетам, и платить по ним налоги.
Интересно отметить, что даже если бы наш герой вовсе не был гражданином РФ и проводил бы здесь лишь пару месяцев в году, но при этом имел серьезный бизнес в России, приносящий основные доходы, и особняк, где постоянно проживала бы, скажем, его теща, по предлагаемым правилам он все равно мог бы быть признан налоговым резидентом РФ по причине наличия в России «центра жизненных интересов». Причем эксперты опасаются, что размытость критериев и отсутствие правоприменительной практики в части определения ЦЖИ дают налоговым органам возможность трактовать его достаточно широко.
Заключение
Можно заключить, что обычные граждане, даже имеющие активы за рубежом, от введения новых критериев в большинстве своем не пострадают.
Некоторые даже смогут при грамотном подходе выиграть, так как ставка НДФЛ в России — 13% (пока), то есть меньше, чем в большинстве развитых стран.
Еще меньше ставка для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (ИП/УСН) — всего 6%. Правда, налоги ИП попадают не подо все СоИДН, о чем тоже мало кто задумывается.
Более того, не исключено, что новый налоговый режим действительно приведет к росту инвестиций в Россию, если желающие стать налоговыми резидентами России получат облегченный режим и дополнительные возможности, как заявил глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.
Но что делать нашему воображаемому герою и другим потенциальным владельцам КИК? Естественно, что правительство хочет «вернуть» как можно больше бизнесменов на Родину. Однако эффект может быть обратным.
К сожалению, ужесточение режима налогового резидентства может привести к очередному исходу из страны наиболее экономически деятельной части населения, тем более что выбор для человека с деньгами — весь мир.
Будем также надеяться, что изменения не затронут определение валютного резидентства. Иначе многие операции по зарубежным счетам лиц, которые сейчас проводят больше полугода вне страны, могут стать незаконными и подвергнутся штрафам до 100% от суммы поступления. Но это уже тема для отдельного анализа.