ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

Некоторые экономисты опасаются, что пандемия и громадный объем фискального и монетарного стимулирования по всему миру (согласно октябрьским оценкам МВФ, государства направили $12 трлн на борьбу с кризисом) приведут к росту глобальной инфляции, находившейся в последние годы на низком уровне. По данным консалтинговой компании Yardeni Research (.

pdf), активы ведущих центробанков (ФРС США, Европейского ЦБ, Банка Японии и Народного банка Китая), отражающие размер денежных вливаний в финансовый сектор и реальную экономику, к ноябрю 2020 года выросли на 41,5% в годовом выражении и достигли $27,9 трлн.

Мировая денежная масса M2 (наличные деньги и безналичные средства) и другие денежные агрегаты резко увеличились на фоне пандемии.

Однако Credit Suisse отмечает, что с 1990 года рост денежной массы и индекс потребительских цен практически не коррелируют и вряд ли стоит ожидать, что в обозримом будущем связь между двумя этими агрегатами восстановится.

Риски инфляции могут возникнуть, только если правительства еще более резко нарастят расходы, а мультипликаторы этих расходов (то есть степень конверсии бюджетных расходов в конечное потребление) будут намного выше, чем сейчас.

Или если центробанки начнут обслуживать политические задачи правительств, однако маловероятно, что «центробанки станут фактическими подразделениями министерств финансов», подчеркивает Credit Suisse.

Скорее всего, постковидный мир будет отличаться «вялым экономическим ростом и едва заметной инфляцией», пишет банк, хотя рост инфляции остается «хвостовым» (экстремальным) риском, который может реализоваться из-за демографических изменений или политических факторов.

ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

Конец мультилатерализма в международных отношениях

Мультилатерализм (внешнеэкономические отношения, несущие выгоды всем сторонам партнерства) и роль многосторонних институтов ослабевали еще до пандемического кризиса, и он только усилил эту тенденцию.

За время президентства Дональда Трампа Соединенные Штаты выводили войска из Афганистана, Ирака и Сирии, запланировали сокращение военного присутствия в Германии, вышли из нескольких международных соглашений.

В то же время американцы все более негативно воспринимают Китай, и в США все чаще звучат призывы к сокращению экономических связей с Пекином.

«Страны мира стремятся расширить свою базу и сократить зависимость от других, в особенности от Китая», — отмечает Credit Suisse. Одним из следствий такой политики станет возвращение производства в исконные государства (решоринг) и диверсификация цепочек поставок.

Китай, со своей стороны, будет сворачивать некоторые программы экспансии в Латинскую Америку и на Ближний Восток, сосредотачивая усилия в направлении Юго-Восточной Азии (блок АСЕАН).

Пока непонятно, какие последствия — положительные или отрицательные — это принесет для России, указывает банк.

Пандемия коронавируса — первый глобальный кризис, в котором резко вырос мировой спрос не только на американские активы, но и на китайские, считает профессор Российской экономической школы Константин Егоров (его комментарии прислала пресс-служба РЭШ). «Отчасти это произошло из-за предыдущих усилий китайских властей по повышению международного статуса своих активов. Большую роль сыграло и то, что, по мнению многих, Китай справился с пандемией лучше, чем США», — говорит Егоров.

Пандемия привела к расширению полномочий государств, которые направили на борьбу с кризисом гораздо больше средств, чем, например, во время глобального финансового кризиса 2008–2009 годов.

Чрезвычайная ситуация позволила некоторым государственным лидерам принимать экстренные решения в обход парламентов через свои исполнительные указы.

«Когда кризис закончится, часть лидеров расстанется со своими чрезвычайными полномочиями, но часть захочет их сохранить», — предупреждает Credit Suisse.

ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

Правительства помогли бизнесу не обанкротиться, а людям — не потерять рабочие места. Но обратной стороной такой антикризисной поддержки стал риск подрыва естественной динамики рынка и индивидуальной ответственности, считают авторы исследования.

В условиях «эпидемического социализма» слишком большие полномочия правительства могут привести к созданию прослойки граждан, «привыкших полагаться на финансовую поддержку и лишенных стимула участвовать в конкурентной экономике», предупреждает банк.

Тип политического режима (демократия или авторитарное правление) сам по себе, по-видимому, не влияет на эффективность борьбы с коронавирусом, заключают эксперты Credit Suisse.

Оба варианта могут как потерпеть неудачу, так и успешно справиться с кризисом.

Эффективный ответ на пандемию определяет комплекс факторов, включая предыдущий опыт борьбы с подобными обстоятельствами, кризис-менеджмент, доверие граждан к властям и опору на научную экспертизу.

Технологии контроля и массовый сбор персональных данных во время пандемии открыли возможность государствам (и компаниям) стать «информационными империями», пишет Credit Suisse. Извечная дилемма между неприкосновенностью частной жизни и общественной безопасностью вновь становится актуальной, порождая целый ряд этических вопросов.

Например, уже звучат футуристические прогнозы о том, что власти рано или поздно захотят ввести «подкожный» контроль за гражданами, когда технологии станут обеспечивать потоковую информацию о состоянии организма человека (температура тела, давление, частота сокращений сердца).

Технологии анализа массовых персональных данных также могут создать возможности для влияния на избирателей на демократических выборах, отмечает банк.

Неравенство и рынок труда

Пандемия стала причиной беспрецедентного расширения дистанционной занятости. Одним из последствий перехода на удаленный режим работы станет меньшая привязка людей к жизни в мегаполисах и городских агломерациях. «Малые города могут пережить ренессанс и предложить достойную альтернативу мегаполисам», — пишет Credit Suisse.

ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

«Еще год назад было невозможно представить, что огромная доля жителей страны, и даже многих стран, может остаться дома и не пойти на работу. Оказывается, это возможно.

Технологически мы оказались готовы работать в дистанционном формате. В некоторых секторах технологии и навыки позволили это сделать практически без потерь.

Думаю, нам еще предстоит переосмысление понятия рабочего места», — сказала профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Пандемия повысила и риск углубления социально-экономического неравенства. В частности, во многих странах велика доля работников, занятых в неформальном секторе, без основных социальных гарантий, и именно эта категория оказалась под угрозой потери заработка из-за пандемии.

Например, в России с середины 2019 года до середины 2020-го занятость в неформальном секторе сократилась почти на 1,9 млн человек, указывал в декабре Всемирный банк.

«Сравнение этой цифры с данными по сокращению общего количества рабочих мест позволяет предположить, что самый сильный удар кризис нанес по работникам неформального сектора», — заявили во Всемирном банке.

Авторы исследования Credit Suisse полагают, что необходимость преодоления неравенства может привести к новым перераспределяющим налогам, вызвав в ответ межстрановые перетоки капиталов и трудовых ресурсов.

Как мошенники наживаются на коронавирусе | Эксперты объясняют от Роскачества

Итак, топ-6 самых популярных схем мошенников на фоне пандемии коронавируса. Ознакомьтесь и расскажите близким, особенно – детям и старшему поколению, ведь их уровень цифровой грамотности и опыта может быть существенно ниже вашего.

1) Компенсации за ущерб от коронавируса

Эта схема очень проста и, увы, часто встречается. Человеку приходит письмо или СМС о том, что ему полагается государственная материальная поддержка в связи с эпидемией.

Кто же откажется от такого? Все, что остается, чтобы получить деньги, – ввести персональные данные и данные карты для зачисления компенсации.

В итоге сервис попросит вас оплатить налог на доход от суммы компенсации (или комиссию) или вовсе похитит ваши платежные данные, а затем спишет произвольную сумму.

ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

Антон Куканов

руководитель центра цифровой экспертизы Роскачества

– Всю полученную информацию необходимо проверять – это универсальное правило. Новость о компенсации, если правительство сделает подобный шаг, обязательно будет освещена на новостных сайтах и государственных порталах вместе с официальной процедурой получения подобных компенсаций. Фразам “вы одни из первых” и “торопитесь, сумма ограниченна” верить нельзя. Это манипуляции чистой воды.

2) Звонок из медучреждений по поводу теста на коронавирус

В этой схеме мошенники звонят на сотовые номера граждан и представляются служащими медучреждений. Они сообщают потенциальной жертве о контакте с зараженным и необходимости срочного проведения теста на коронавирус.

Жертве необходимо оперативно оплатить услугу по проведению анализа онлайн, а после оплаты, как правило, ничего не происходит, кроме того, что мошенник нажился на ее наивности.

Лучшие «друзья» мошенников – страх и спешка жертвы – в этой схеме сработают как нельзя лучше.

Здесь применима та же рекомендация, что и в первом случае: не верьте сомнительным звонкам и СМС и обязательно проверяйте всю информацию через официальные сайты региона проживания. На них же можно узнать номер телефона горячей линии по вопросам коронавируса и вызвать на дом медицинских работников для проведения теста.

Читайте также:  Как получить гражданство Антигуа и Барбуды: сумма инвестиций, этапы и сроки

3) Письмо со штрафом за нарушение режима карантина/самоизоляции

Вам приходит электронное письмо или СМС официального характера, в котором говорится, что, по данным геолокации, вы нарушили режим карантина и обязаны заплатить штраф в ограниченное время.

Если вы проигнорируете эти сообщения, злоумышленники могут начать звонить вам и пытаться запугать возбуждением уголовного дела по статье 236 УК РФ (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил).

Что делать?

ЕС усиливает борьбу с коррупцией, мошенничеством и отмыванием денег на фоне пандемии коронавируса

Илья Лоевский

заместитель руководителя Роскачества

– В любом штрафе, выписанном государственными органами, должен быть номер постановления, который можно проверить через сайт государственных услуг. Все остальное является не более чем мошенническими рассылками, которые необходимо игнорировать.

4) Купите пропуск!

В последнее время появляется бум на объявления и письма с предложениями приобрести пропуск на свободное передвижение по городу. Если вы поверили этому предложению и произвели оплату, вам даже может прийти письмо с «пропуском».

Впоследствии, если вы предъявите его сотрудникам правоохранительных органов, они объяснят вам, что данный пропуск – фальшивка и вы стали жертвой обмана.

Как итог – ваши деньги утекли в руки мошенников, а вы получили штраф от сотрудника правоохранительных органов за нарушение режима карантина.

 – Не пытайтесь обойти систему – соблюдайте режим самоизоляции и для оформления пропуска используйте только официальные сайты. И вновь все та же рекомендация – не верьте всему, что приходит на почту или размещено в социальных сетях. Вся информация о пропускной системе размещена на официальных сайтах вашего региона, как и способ легального и – самое главное – бесплатного получения пропуска,  – рекомендует Антон Куканов.

5)    Лекарство от вируса

На эту уловку попадаются все любопытные граждане. Письма, содержащие ссылки на псевдоаптечные сайты с лозунгами «лекарство от вируса», приходят, как правило, сотрудникам компаний, которые в эти времена трудятся из дома.

По ссылке, содержащейся в письме, они переходят на сайт с вирусным ПО, которое автоматически загружает на компьютер или смартфон вредоносное содержимое.

Пострадаете не только вы, но и ваш работодатель, потому что на вашем устройстве может содержаться рабочая информация, не предназначенная для посторонних глаз.

Внимание

Не переходите по ссылкам, содержащимся в электронных письмах! Самостоятельно заходите на сайты аптечных сетей и перепроверяйте информацию, если содержание письма вас заинтересовало.

6)    Клоны сайтов для видеоконференций

Из-за возросшей популярности услуг видеосвязи эта схема тоже стала популярной. Фейковая ссылка от мошенника может прийти вам на почту или в СМС.

Если вы поторопитесь и окажетесь на подобном сайте, конечно, вы не поймете на первый взгляд, что сайт фейковый, ведь он ничем не будет отличаться от оригинального.

И, конечно, вам будет предложено под любым предлогом оставить свои персональные данные, или на ваше устройство автоматически загрузится вирусное ПО.

Забудьте о сторонних письмах-приглашениях на сайты для видеочатов. Открывайте такие ссылки только от сотрудников компании, в которой вы работаете, друзей или людей, с которыми есть предварительная договоренность о выходе на связь таким способом. Проверяйте адрес сайта в браузере, чтобы убедиться, что это не фишинг. Если адрес выглядит подозрительно – воздержитесь от перехода.

От сетей мошенников нет универсального лекарства, кроме бдительности на грани паранойи. Очень возможно, что такая высокая степень бдительности сможет уберечь вас от потери средств и возможного репутационного ущерба. Помните об этом всякий раз, когда ваша рука тянется нажать на сомнительную ссылку или произвести операции, которые от вас ждут злоумышленники.

Краткое резюме рекомендаций от Центра цифровой экспертизы Роскачества:

  • Используйте проверенные сервисы. Обращайте внимание на адреса сайтов перед тем, как вводить свои данные. Фальшивые веб-сайты могут выглядеть точь-в-точь как настоящие, но подделку можно распознать, если обратить внимание на адрес сайта. Пусть это станет вашей полезной привычкой!
  • Не переходите по подозрительным ссылкам из писем. Всегда самостоятельно заходите на оригинальный сайт, ссылка на который вам «прилетела».
  • При онлайн-оплате обязательно следите, чтобы в адресной строке был символ замочка – наличие SSL-сертификата. Главное, помните: он означает безопасность только в том случае, если сайт настоящий, поэтому всегда перепроверяйте адрес.
  • Читайте новости только от надежных источников. На теме пандемии коронавируса многие пытаются заработать, поэтому фейковой информации крайне много.
  • Обязательно проверяйте всю интересующую вас информацию, распространяемую в мессенджерах и социальных сетях, если она подразумевает ваши дальнейшие действия, будь то оплата услуги, штрафа или получение компенсации.
  • Защищайте устройства антивирусным ПО, а также регулярно обновляйте операционную систему и приложения.

На заметку

Помните: осторожность важна не только на улице, но и дома – при использовании гаджетов с выходом в интернет. Пострадать от такого «коронавируса» можно и при полной самоизоляции с гаджетом в руках.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесьна рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Управление коррупционными рисками во время пандемии: рекомендации международных организаций

Охватившая мир пандемия коронавируса формирует условия для совершения коррупционных преступлений в различных сферах государственного управления:

  1. государственные закупки – возрастает риск неправомерного присуждения контрактов аффилированным лицам, особенно в условиях срочности и непрозрачности закупочных процедур;
  2. оказание медицинских услуг – граждане чаще прибегают к подкупу для получения приоритетного доступа к услугам, служащие могут злоупотреблять служебными полномочиями при их распределении, кроме того, возрастают риски фальсификации медицинских продуктов;
  3. исследования и разработка медицинских продуктов – инвестирование в проведение медицинских исследований, в разработку лекарств и вакцины от COVID-19 является уязвимой с точки зрения конфликтов интересов и незаконного лоббирования сферой;
  4. разработка мер поддержки бизнеса и населения – в рамках принимаемых правительством чрезвычайных мер может быть установлен неправомерный преференциальный режим для отдельных групп, компаний, предприятий или секторов;
  5. распределение фондовых средств – возрастает вероятность незаконного присвоения или хищения пожертвований граждан и специальных фондов, учрежденных правительством, компаниями или государственно-частными партнерствами;
  6. коррупция в частном секторе – увеличивается вероятность подкупа со стороны юридических лиц с целью активизации замедлившихся из-за вводимых ограничений бизнес-процессов, а также фальсификации документов, необходимых для получения помощи со стороны государства, лицензий и разрешений.

Ведущие международные организации, реагируя на существующие коррупционные риски, предлагают государствам рекомендации по их минимизации. Ранее мы уже писали про рекомендации, выпущенные ГРЕКО, аналогичные документы были представлены и иными организациями.  

ООН

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) опубликовала  План по обеспечению прозрачности, подотчетности и борьбы с коррупцией в рамках мер реагирования на пандемию COVID-19.

Документ содержит обзор ключевых коррупционных рисков, вызванных пандемией, предлагаемые ПРООН меры по их минимизации в краткосрочной и долгосрочной перспективах, а также примеры предпринятых отдельными странами шагов по реализации таких мер.

1. Усиление контроля и надзора за предоставлением услуг в секторе здравоохранения:

  • создание эффективных систем внутреннего и внешнего надзора и подотчетности при оказании срочных медицинских услуг;
  • укрепление механизмов социальной ответственности, прежде всего на уровне локальных общин;
  • привлечение гражданского общества к контролю за распределением медицинских продуктов и оборудования;
  • обеспечение прозрачности данных, связанных с COVID-19.

Пример:

В Южной Корее была создана система сообщения об угрозах здоровью и безопасности населения, интересам потребителей и добросовестной конкуренции, за первые два месяца работы которой было обработано более 50 тыс. жалоб.

2. Создание прозрачной системы закупок:

  • повышение прозрачности на всех этапах закупок и поставок товаров, работ, услуг в чрезвычайных ситуациях;
  • разработка рекомендательных стандартов качества закупаемых и поставляемых медицинских товаров;
  • обеспечение прозрачности закупочных процедур с целью избежания завышения цен.
  • Пример:
  • В Португалии были приняты меры по сдерживанию практики завышения цен, в том числе был создан раздел на национальном портале открытых данных для публикации информации обо всех решениях о заключении государственных контрактов.
  • 3. Усиление прозрачности и подотчетности в управлении фондами:
  • обеспечение прозрачности и внедрение механизмов подотчетности при получении, распределении и использовании фондов и пожертвований;
  • предоставление гражданскому обществу возможности осуществлять мониторинг распределения бюджетных средств.
  1. Пример:
  2. В Тунисе при поддержке ПРООН была создана целевая группа для централизованного, прозрачного и подотчетного сбора пожертвований и взносов и их последующего распределения  в рамках принятия мер реагирования на пандемию.
  3. 4. Продвижение принципов прозрачности, подотчетности и добросовестности в органах управления:
  • оказание поддержки антикоррупционным, надзорным и аудиторским органам для обеспечения подотчетности в рамках общего управления кризисными ситуациями;
  • объединение усилий антикоррупционных, надзорных и аудиторских органов с отраслевыми министерствами, а также обеспечение их тесного взаимодействия с частным сектором и гражданским обществом;
  • обеспечение открытого доступа к данным с использованием современных технологий для осуществления эффективного мониторинга и борьбы с дезинформацией и иные.
  • Пример:
  • В Таиланде власти вовлекают общественность в мониторинг нарушений и выявление коррупционных рисков во время пандемии в рамках проекта «Картирование коррупционных рисков в период пандемии”.
  • В Сингапуре определение обоснованных мер реагирования на риски, возникающие в связи с пандемией, и обеспечение их соблюдения предусматривало вовлечение общественности в осуществление предварительного анализа и последующего мониторинга.
  • Среди среднесрочных и долгосрочных мер эксперты ПРООН выделяют следующие:
  • 1. Усиление институциональной среды для интеграции усилий по противодействию коррупции в отдельных сферах:
  • оказание учреждениям различных сфер технической помощи в проведении оценки и минимизации коррупционных рисков, оказание стратегической и консультационной поддержки для минимизации социально-экономического влияния COVID-19;
  • включение вопросов борьбы с коррупцией в национальные, отраслевые и локальные планы развития;
  • проведение общегосударственной оценки влияния COVID-19 с точки зрения рисков коррупции и мошенничества и иные.
  1. Пример:
  2. Для стран Арабского мира ПРООН была разработана методика оценки коррупционных рисков на отраслевом уровне, а также адаптированные к конкретным сферам экономики руководства по ее имплементации.
  3. 2. Использование технологий и инноваций для обеспечения прозрачности, подотчетности и добросовестности в различных сферах:
  • использование цифровых технологий для предоставления услуг и управления цепочками поставок, стимулирование внедрения механизмов «электронного правительства»;
  • создание цифровых платформ для проведения мониторинга качества предоставляемых услуг и рассмотрения жалоб;
  • создание систем электронных закупок и контрактов.
Читайте также:  Паспорт Евросоюза: как получить

Пример:

В Украине функционирует платформа электронных закупок «ProZorro», позволяющая государственным органам осуществлять закупки в электронном виде, а также предоставляющая гражданам открытый доступ к данным о закупках. Параллельно был запущен проект для выявления коррупционных рисков “DoZorro” — электронная платформа, на которой граждане могут сообщать о выявленных нарушениях закупочных процедур.

3. Поощрение честности и неподкупности бизнеса:

  • поддержка внедрения в компаниях комплаенс-программ и процедур проверки контрагентов;
  • поощрение прозрачности процесса закупок, в том числе при участии в государственных тендерах;
  • оказание предприятиям поддержки в процессе внедрения цифровых платформ для упрощения бизнес-процессов и рационализации административных процедур и иные.
  • Пример:
  • В Армении ПРООН и Фонд Кока-Колы объединили свои усилия в целях поставки оборудования для оказания неотложной медицинской помощи в период пандемии.
  • 4. Поддержка механизмов социальной ответственности и вовлечение гражданского общества:
  • создание платформ сообщения о нарушениях;
  • создание открытых систем обмена данными для повышения прозрачности и иные.
  1. Пример:
  2. В Папуа-Новой Гвинее ПРООН поддержала инициативный проект «Телефоны против коррупции», в рамках которого была создана безопасная анонимная платформа для отправки текстовых сообщений о коррупционных нарушениях.
  3. ОЭСР
  4. ОЭСР был принят ряд документов, содержащих рекомендации по предотвращению коррупции в условиях COVID-19, ознакомиться с которыми можно в отдельном разделе на сайте организации.
  5. Так, ОЭСР выпустила аналитическую записку «Меры по борьбе с коррупцией в рамках реагирования на COVID-19», в которой определены основные принципы по предотвращению коррупционных нарушений в период пандемии:
  • соблюдать верховенство закона, международные стандарты по борьбе с коррупцией и обязательства по борьбе со взяточничеством;
  • принимать меры по минимизации рисков при осуществлении государственных закупок в чрезвычайных ситуациях;
  • внедрить механизмы подотчетности и контроля за принимаемыми мерами по восстановлению экономики;
  • продвигать необходимость соблюдения деловой этики и внедрения комплаенс-программ в организациях, а также разработки основанного на оценке рисков подхода к надлежащему управлению организацией;
  • обеспечить проведение расследований нарушений и применение наказаний по делам о коррупции и взяточничестве.

Помимо этого, ОЭСР был опубликован документ «Обеспечение неподкупности для эффективного реагирования на COVID-19», который содержит обзор основных возникающих в связи с пандемией коррупционных рисков в государственном секторе и конкретные рекомендации по их минимизации. Авторы выделяют меры по трем направлениям:

1. Неподкупность при осуществлении государственных закупок:

  • ведение и хранение документации по осуществляемым закупкам;
  • разработка руководящих принципов по осуществлению закупок в чрезвычайных условиях;
  • обеспечение максимальной прозрачности закупочного процесса, в том числе открытых данных;
  • создание централизованной системы отслеживания цен и поставщиков ключевых товаров и услуг.
  • предоставление аудиторам и надзорным органам удаленного доступа ко всем данным о закупках;
  • создание цифровых и доступных для общественности инструментов отслеживания экстренных закупок и иные.

2. Подотчетность и надзор за реализацией пакетов мер экономического стимулирования:

  • обеспечение аудиторских органов необходимыми ресурсами;
  • создание или усиление существующих законодательных комитетов по надзору;
  • обеспечение проведения надлежащей оценки коррупционных рисков;
  • создание процедур для срочной разработки, рассмотрения и утверждения мер экономического стимулирования и иные.

3. Нарушения честности и неподкупности в публичных организациях:

  • укрепление существующих систем общественного контроля в организациях;
  • использование и совершенствование цифровых инструментов для обеспечения контроля и подотчетности;
  • создание программ консультирования или финансовой помощи для поддержки сотрудников в преодолении экономического кризиса;
  • повышение осведомленности сотрудников о стандартах деловой этики и иные.

Иные организации

В рамках Объединенной рабочей группы саммита стран Америки (Joint Summit Working Group — JSWG) ОАГ совместно с рядом межамериканских и международных организаций была принята декларация «Борьба с коррупцией, обеспечение неподкупности и демократического управления в период пандемии COVID-19».

В ней участники рабочей группы заявили о продолжении совместной работы по оказанию помощи странам Западного полушария в целях минимизации коррупционных рисков, связанных с пандемией, и принятии ряда обязательств, включая содействие обмену опытом и информацией, сотрудничество между национальными правоохранительными органами, стимулирование применения цифровых технологий для обеспечения прозрачности и подотчетности.

Антикоррупционная группа G20 (G20 Anti-Corruption Working Group's – ACWG) ведет разработку документа, содержащего рекомендации по борьбе с вызванными COVID-19 коррупционными проявлениями, для подготовки которого был проведен  опрос стран-участниц об основных существующих рисках и принимаемых мерах по их минимизации.

Преступность, коррупция и коронавирус

Весь мир борется с пандемией коронавируса. Но есть и те, кто хочет нажиться на трагедии.

Бандиты, мошенники и коррумпированные чиновники ищут новые возможности укрепить власть и приумножить нелегальные доходы, в то же время мешая правительствам и обществу быстро реагировать на растущую угрозу.

OCCRP считаем своим долгом отслеживать эти процессы. На этой странице мы собираем информацию о тех, кто пытается извлечь выгоду из закрытия границ, нехватки товаров, переносов судебных разбирательств и других сбоев, которые повлекла пандемия.

Импортированные более десяти лет назад маски включены в список контрафактной продукции, который составили регуляторы США

18 Декабрь 2020 Читать статью

Крупные международные дистрибьюторы продают в Европе маски и другие средства защиты от COVID-19, производимые китайскими компаниями, которые, по некоторым данным, используют принудительный труд уйгуров-мусульман. Товары поставляют в государственные больницы и закупают для пополнения национальных запасов.

16 Декабрь 2020 Читать статью

Самозваный бизнес-гуру заработал 16 миллионов долларов на мобильных госпиталях для больных COVID-19, но поступившие с опозданием в месяцы лечебные комплексы оказались практически бесполезны.

16 Октябрь 2020 Читать статью

Некачественные средства защиты от COVID-19 продают более чем в дюжине стран по сомнительным сертификатам, которые оформляют фирмы в самом центре Европы.

2 Июль 2020 Читать статью

Несмотря на пандемию, наркотики находят покупателей.

20 Май 2020 Читать статью

В конце марта у жителя Северной Македонии Роджера Зекировски появились все симптомы COVID-19: высокая температура, ломота в теле и сухой кашель. Он не смог сдать анализ на вирус в государственной больнице.

6 Май 2020 Читать статью

Румынская госкомпания — поставщик медицинских изделий закупила миллион защитных масок у бизнесвумен со связями в политике и судимостью за участие в ОПГ.

15 Апрель 2020 Читать статью

Читайте также:  Как открыть банковский счет за границей: преимущества второго гражданства

Словенский бизнесмен с активами в игорном бизнесе, но без опыта в медицинской сфере всего за день получил контракт на миллионы долларов на поставку средств защиты от коронавируса. При этом даже неясно, о каких средствах идет речь.

3 Апрель 2020 Читать статью

Российская внешняя политика и коронавирус: возможности и угрозы

Как и каждый серьезный глобальный кризис, пандемия коронавируса не только порождает дополнительные риски, вызовы и угрозы для внешней политики любой страны, но и создает новые возможности и открывает новые перспективы. Россия в этом смысле — не исключение.

Специфика российского случая, на наш взгляд, состоит в том, что возможности носят главным образом тактический, ситуативный характер, а угрозы — стратегический и системный.

Конкретный баланс возможностей и угроз зависит от большого числа переменных, но в первую очередь от того, как Россия в итоге справится с COVID-19 на фоне других стран мира, в первую очередь, на фоне ее основных международных оппонентов.

Любое сравнительное преимущество Москвы в борьбе с вирусом — будь то в статистике числа инфицированных и погибших или в относительных масштабах экономических потерь — будет так или иначе расширять спектр возможностей России в пост-вирусном мире. Любая неудача — усиливать внешнеполитические угрозы с сокращать возможности. Попробуем составить предварительный список этих возможностей и угроз.

«Никогда не позволяйте хорошему кризису пропасть даром», — эта парадоксальная сентенция, которую приписывают Уинстону Черчиллю, сегодня актуальна как никогда. Глобальный системный кризис, спусковым крючком которого стала пандемия коронавируса, не должен пропасть даром ни для России, ни для других государств.

Кризис никому не дает оснований зачеркнуть прошлые ошибки или забыть о былых достижениях. Но кризис — это не просто удобный повод, но и основательная причина для того, чтобы основательно перетряхнуть старый внешнеполитический гардероб.

Наверняка при ближайшем рассмотрении в этом гардеробе найдутся вещи, изрядно траченные молью, уже не вполне актуальные по своему размеру или просто давно вышедшие из моды.

Как и каждый серьезный глобальный кризис, пандемия коронавируса не только порождает дополнительные риски, вызовы и угрозы для внешней политики любой страны, но и создает новые возможности и открывает новые перспективы. Россия в этом смысле — не исключение.

Специфика российского случая, на наш взгляд, состоит в том, что возможности носят главным образом тактический, ситуативный характер, а угрозы — стратегический и системный.

Конкретный баланс возможностей и угроз зависит от большого числа переменных, но в первую очередь от того, как Россия в итоге справится с COVID-19 на фоне других стран мира, в первую очередь, на фоне ее основных международных оппонентов.

Любое сравнительное преимущество Москвы в борьбе с вирусом — будь то в статистике числа инфицированных и погибших или в относительных масштабах экономических потерь — будет так или иначе расширять спектр возможностей России в пост-вирусном мире. Любая неудача — усиливать внешнеполитические угрозы с сокращать возможности. Попробуем составить предварительный список этих возможностей и угроз.

Возможности

Подтверждение российского взгляда на мир.

На протяжении последних лет российское руководство настойчиво продвигало свою «вестфальскую» картину международных отношений, подчеркивая приоритетность национальных государств и важность суверенитета, выражая сомнение в устойчивости западной солидарности и в эффективности западной многосторонней дипломатии. Эпидемиологический кризис пока в целом подтверждает российский взгляд — усиливает национальные государства, демонстрирует беспомощность международных организаций и порождает сомнения в реальной приверженности Запада декларируемым им ценностям и принципам. Это обстоятельство не только открывает массу дополнительных возможностей для российской внутренней и внешней пропаганды, но и обосновывает амбиции Кремля выступить в качестве одного из главных архитекторов посткризисного мирового порядка.

Возможность коррекции международных приоритетов Запада.

Одним из итогов глобальной пандемии, особенно сильно ударившей (на данный момент!) именно по ведущим западным странам, вполне может оказаться перестройка восприятия ими иерархии внешних угроз и, соответственно, коррекция системы внешнеполитических приоритетов.

COVID-19 быстро расшатывает устоявшееся за последние годы представление о России как о «главной проблеме» мировой политики и «главной угрозе» интересам Запада.

Едва ли такой ментальный сдвиг быстро приведет к практическим позитивным сдвигам в отношениях Москвы со своими западными партнерами, но возможности «для мини-перезагрузки» в этих отношениях, на наш взгляд, появляются. Как минимум, можно рассчитывать на предотвращение дальнейшей эскалации конфронтации и усиления давления Запада на Москву.

Расширение «вакуума силы» в мире. Популярность предложений по сворачиванию международных обязательств наблюдалась в развитых странах, в первую очередь, в Соединенных Штатах, задолго до начала пандемии COVID-19.

Однако пандемия, по всей видимости, станет мощным катализатором подобных настроений, которые начнут оказывать все большее воздействие на внешнеполитические практики.

Это проявится, в частности, в вероятном сокращении двусторонних и многосторонних программ финансово-экономического содействия глобальному Югу, а также в снижении уровня военно-политических обязательств в отношении партнеров в зоне развивающихся стран.

Расширение «вакуума силы» на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Азии, а также на территории бывшего Советского Союза способно создать дополнительные возможности для российской внешней политики.

Угрозы

Ухудшение экономических позиций России в мире. Опыт последнего глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. позволяет предположить, что Россия пострадает от нового потрясения сильнее, чем большинство стран мира.

Перспективы даже частичного восстановления мировых цен на нефть остаются неясными, накопленные финансовые резервы будут быстро сокращаться, сроки выхода российской экономики на среднемировые темы роста будут пересматриваться, угроза вытеснения страны на периферию мировой экономики будет усиливаться.

Соответственно, возникает угроза сокращения ресурсной базы российской оборонной и внешней политики, включая поддержку российских союзников и партнеров, финансирование международных организаций, участия России в затратных многосторонних инициативах (например, в работе по выполнению Парижских соглашений по климату).

Не менее важны и негативные последствия для «национального бренда», если нынешняя социально-экономическая модель страны в посткризисном мире останется такой же, какой она была до кризиса.

Подъем изоляционизма в России. Первая реакция российского общества на усилия Москвы оказать поддержку ряду иностранных государств (от Италии до Венесуэлы) в борьбе с коронавирусом оказалась неоднозначной.

Однако в целом пандемия, безусловно, усиливает изоляционистские настроения и снижает общественную поддержку активному и энергичному внешнеполитическому курсу.

Демонстрация российского присутствия на Ближнем Востоке, на африканском континенте и в Латинской Америке, которое ранее рассматривалось в обществе как подтверждение однозначно позитивно воспринимавшейся «великодержавности» страны, все чаще интерпретируется как необоснованное расточительство сокращающихся ресурсов. Можно заключить, что в условиях пандемии т. н. «крымский консенсус» окончательно перестает работать, а обосновать продолжение нынешнего внешнеполитического курса в глазах населения становится труднее.

Жесткая биполярность пост-вирусного мира. Представляется очевидным, что пандемия COVID-19 придала дополнительное ускорение процессу формирования новой американо-китайской биполярности. Начавшаяся президентская избирательная кампания в США идет под знаком соревнования Д. Трампа и Дж.

Байдена в демонстрации жесткости по отношению к Пекину. Противостояние двух стран препятствует эффективной работе Совбеза ООН, ВОЗ, «Группы двадцати» и других международных организаций.

Для России складывание жесткой биполярности, помимо общих для всех участников международных отношений системных рисков, несет с собой и специфические угрозы.

В этих условиях растущая асимметрия потенциалов Москвы и Пекина становится все более заметной, а возможности сотрудничества с реальными или потенциальными оппонентам Китая (например, с Индией, Вьетнамом и даже с Японией) становятся все более проблематичными.

P.S.

«Никогда не позволяйте хорошему кризису пропасть даром» — эта парадоксальная сентенция, которую приписывают Уинстону Черчиллю, сегодня актуальна как никогда. Глобальный системный кризис, спусковым крючком которого стала пандемия коронавируса, не должен пропасть даром ни для России, ни для других государств.

Кризис никому не дает оснований зачеркнуть прошлые ошибки или забыть о былых достижениях. Но кризис — это не просто удобный повод, но и основательная причина для того, чтобы основательно перетряхнуть старый внешнеполитический гардероб.

Наверняка при ближайшем рассмотрении в этом гардеробе найдутся вещи, изрядно траченные молью, уже не вполне актуальные по своему размеру или просто давно вышедшие из моды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector