Валютный контроль — 2021 для юридических лиц традиционно вызывает много вопросов и является горячей темой для бухгалтеров.
Каково определение валютных операций, все ли они подвергаются контролю? Какие действия обязана произвести бухгалтерия, если в организации проходят валютные операции? Какие документы для работы с валютными операциями необходимо иметь? Расскажем о порядке работы с валютой в 2021 году в нашем обзоре.
Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:
Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.
Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:
Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.
Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.
В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:
- Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.
- «Валютные операции: понятия, виды, классификации».
- Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.
Кто принимает участие в контроле операций с валютой
Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.
Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.
Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.
Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.
Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.
Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.
Права тех, кто осуществляет валютный контроль:
Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:
За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.
Как заполнить платежку при валютном переводе, мы рассказывали в статье «Образец заполнения валютного платежного поручения».
Суть валютного контроля
В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.
Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:
Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.
Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется.
Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.
При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:
- кредитный договор или импортный контракт — валютный контроль начинается с 3 млн руб.;
- экспортный контракт — 6 млн руб.
В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.
Порядок документооборота при валютном контроле
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные.
Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:
ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.
- Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.
- Подведем итоги в таблице:
Итоги
При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Изменения валютного законодательства с 1 января 2020 г
Илья Назаров, управляющий партнер
Основные понятия, используемые в настоящей статье, а также детальные ответы на вопросы, связанные с владением зарубежным банковским счетом Вы можете найти в статье ниже.
(СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)
Актуально на 2021 год
Изменения валютного законодательства для физических лиц с 01 января 2020 г. Нормативные акты
С 01 января 2020 года в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле«, который регулирует использование российскими валютными резидентами своих зарубежных счетов, вносятся существенные изменения.
02 августа 2019 г. в ФЗ-173 были внесены изменения ФЗ-265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».
Помимо этого в декабре 2019 года ФЗ-173 и ФЗ-265 были дополнительно изменены законодателем путем принятия ФЗ-398 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».
Новые поправки в ФЗ-173 вступают в силу с 01 января 2020 г. (указанный ниже обзор приведен с учетом самых последних изменений).
Необходимо уведомлять о наличии счетов в «иных организациях финансового рынка» (напр., брокерских счетов) и подавать по ним отчеты о движении средств
С 1 января 2020 г. необходимо уведомлять ИФНС об открытии / закрытии / изменении реквизитов не только банковских счетов, но и счетов, открытых в «иных организациях финансового рынка» — п.2 ст.12 ФЗ-173.
В первую очередь, это становится актуально для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах. По указанным счетам с 2020 г. необходимо также ежегодно подавать отчеты о движении средств (т.е.
первый отчет — до 01.06.2021 за 2020 год).
Детальный обзор того, какие именно организации относятся к «иным организациям финансового рынка», а также порядка подачи по таким счетам уведомлений о отчетов о движении средств см в отдельной статье:
Минфин хочет ослабить ограничения для валютных операций на зарубежных счетах
Министерство финансов предлагает ослабить ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов в зарубежных банках и репатриацию денежных средств. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Сейчас часть рублевой выручки по несырьевому экспорту можно зачислять сразу на счёт в иностранном банке, но при этом российский рубль должен быть и валютой цены договора и валютой расчётов.
Исключениями являются внешнеторговые договоры на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов.
Этот список предлагают дополнить лесоматериалами, полученными распиловкой или расщеплением вдоль, толщиной более шести миллиметров.
Согласно проекту, требования «О валютном регулировании и валютном контроле» не будут применятся: с 1 июля 2022 года — в отношении не более 70 процентов суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, а с 1 января 2023 года — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Проектом предусмотрена поэтапная отмена репатриации рублевой выручки. Так, с 1 января 2022 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей не более 10 процентов суммы внешнеторгового договора; с 1 июля 2022 года — не более 20 процентов; с 1 января 2023 года — не более 30 процентов; с 1 июля 2023 года — не более 50 процентов, а с 1 января 2024 года — 100 процентов.
Также предлагается ввести в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определение о сомнительной валютной операции. Под ней будет пониматься операция, имеющая признаки отмывания или легализации доходов, полученных преступным путём.
Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции смогут запрашивать и получать информацию и документы, подтверждающие основания зачисления и источник происхождения денег на счете, сведения об IP-адресах, МАС-адресах, номерах SIM-карт, номерах телефонов, сведения о держателях электронных цифровых подписей, которыми подписываются такие документы.
Кроме того, агенты в срок не более семи рабочих дней обязаны передать таможенным и налоговым органам по их запросам заверенные копии документов и информацию о фактах отказа в проведении сомнительных валютных операций.
Для контроля за сомнительными валютными операциями уполномоченные кабмином органы валютного контроля передают Центробанку документы и информацию о совершении сомнительных валютных операций. Органы валютного контроля при осуществлении мониторинга за такими операциями будут применять риск-ориентированный подход, основанный на утверждённых Центробанком методиках.
Согласно законопроекту, ЦБ, ФТС и ФНС, а также агенты валютного контроля (банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) смогут обращаться в суд с заявлением о вступлении в дело о возможном исполнении обязательств, связанных с переводами средств на счета нерезидентов, за исключением Банка России. Ведомства также смогут предъявлять иски о признании недействительности сделок, совершенных с целью осуществления валютных операций, запрещённых законодательством.
28 июня Президент России Владимир Путин подписал закон об отмене для несырьевого неэнергетического экспорта требования об обязательном возвращении валютной выручки при проведении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами, за исключением резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса.
Фнс предупредила о риске утечки капитала при смягчении валютного контроля — рбк
Кроме того, действующие ограничения поддерживают курс национальной валюты, добавил Вольвач.
Так, устойчивость юаня «даже в пик кризиса, который в Китае наступил чуть раньше, чем у нас, в том числе была достигнута именно потому, что в Китае действуют очень жесткие и серьезные меры защиты национальной валюты и национальной экономики, и эти меры обеспечены не только банковским регулированием, но и валютным контролем», привел пример Вольвач: «Китаю удалось сделать свой юань резервной валютой (включен в корзину валют МВФ. — РБК) во многом за счет того, что был очень серьезно увеличен объем контролируемых внешних операций заимствований».
За последний год российское валютное законодательство уже смягчилось. В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом.
Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией.
Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.
Следующим этапом должна стать либерализация контроля за зарубежным счетами компаний, считает замглавы ФНС. По его словам, сейчас такая возможность обсуждается с замглавы Минфина Антоном Дроздовым. «Ограничений по зарубежным счетам быть не должно при условии, что эти счета прозрачны для ФНС», — уверен замглавы службы.
«Если контроль за зарубежными счетами в первую очередь несет фискальную функцию, то давайте мы эту историю заберем в Налоговый кодекс, разгрузим законодательство о валютном регулировании и будем контролировать иностранные счета для целей налогового контроля — нам это совершенно комфортно и нормально.
Если такой законопроект появится, мы его поддержим и примем участие в подготовке», — отметил Вольвач.
Сейчас информацией о счетах с Россией не обменивается Великобритания, а США никогда не присоединялись к автообмену. «Если страна не участвует в автообмене, то сам налогоплательщик должен раз в год подавать информацию о счете [в этой стране], остатках средств и движении средств по нему», — напомнил Вольвач.
Тормоз развития экспорта
Сейчас валютные ограничения используются для контроля за платежным балансом, противодействия отмыванию средств и нелегальным операциям, отметила директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. По ее словам, высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт.
Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, согласна профессор РЭШ Наталья Волчкова. В то время как несырьевой экспорт всегда растет за счет выхода на рынок новых компаний и появления новых партнеров у уже действующих.
Из-за спада предложения и спроса после пандемии возрастет конкуренция на мировых рынках, в то время как «мы бьем своих, чтобы чужие боялись», иронизирует профессиональный банкир, специалист по торговому финансированию Дмитрий Лебедев.
Всемирная торговая организация в апреле спрогнозировала спад мировой торговли на 13–32% по результатам 2020 года.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2020 году экспорт из России сократится более чем в полтора раза (с $419 млрд до $268 млрд) и восстановится до докризисного уровня только в 2023 году.
В первом квартале общий экспорт из России сократился на 14% по сравнению с первым кварталом предыдущего года.
Пандемия усилила проблемы
В условиях пандемии зарубежные заказчики не всегда успевают перевести оплату услуг в срок, который прописан в договоре, рассказали участвующие в вебинаре представители бизнеса.
«Иногда доходит до абсурда: опоздание составляет один рабочий день, а компания автоматически попадает в нарушители валютного законодательства вплоть до уголовной ответственности», — рассказала главный бухгалтер разработчика программного обеспечения «Аурига» Наталья Моногарова.
Из-за этого бизнес вынужден заключать дополнительные соглашения и продлевать сроки поступления выручки по выставленным счетам.
«Это отрицательно сказывается на рабочем капитале предприятий и создает искусственные ограничения для денежного потока в экономику», — рассказал руководитель группы платежей «Сибура» Олег Чернышев.
Иногда выручка зависает в банках, и компании вынуждены брать кредиты на текущие нужды, рассказала директор по взаимодействию с госорганами ABBYY Ольга Минаева.
Отдельный «квест» — собрать от партнеров оригиналы документов с подписями и печатью, когда закрыты границы и почтовые службы работают с опозданием.
«Приходит валютная выручка, но нет подтверждающих документов, и мы не можем зачислить средства на валютный счет», — рассказала Моногарова.
«Вместо того чтобы заниматься коммерческой деятельностью, мы занимаемся контрольной, и внимания на клиентов не хватает», — подчеркнул замгендиректора по внешнеэкономическим операциям производителя телекоммуникационного оборудования T8 Александр Шелепин.
Если требование о репатриации валютной выручки не будет отменено полностью, компании предложили изменения, которые облегчили бы ведение бизнеса:
- изменить принцип репатриации валютной выручки: осуществлять репатриацию только после поступления валюты экспортеру;
- расширить перечень случаев, когда разрешено зачислять средства на счета в зарубежных банках;
- исключить контракты, по которым услуги оказываются исключительно за рубежом, из числа внешнеторговых;
- признать особый правовой статус иностранных филиалов компаний: исключить филиалы из перечня валютных резидентов РФ, в пилотном режиме отказаться от контроля репатриации валютной выручки высокотехнологичными компаниями, если у них есть иностранные представительства и расходы за рубежом;
- разрешить предоставлять не оригиналы документов, а файлы в электронном виде.
В первую очередь нужно отменить требование предоставлять оригиналы документов для ИТ-компаний, отреагировал замглавы ФНС: «Отчетность и внутренний учет этих компаний находятся на таком высоком уровне с точки зрения цифровизации, что для них представить любую информацию об их деятельности не составляет никаких проблем. Заставлять их дублировать это все на бумаге — это анахронизм, это не нужно».
«Наша главная цель — в принципе отменить репатриацию валютной выручки», — заявил замглавы Минфина Антон Дроздов. По его словам, в ближайшую неделю-две в Минфине пройдет совещание, «чтобы определиться, как мы поэтапно отменяем валютный контроль».
Трудолюбивым можно не возвращать
Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства.
Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта.
Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.
Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru.
Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году.
При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.
Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).
Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов.
Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта.
При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов.
Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ (см. “Ъ” от 14 июня 2019 года).
Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.
Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.
По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно.
«Небольшая компания получает «прививку» больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.
Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.
Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок.
В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок.
Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.
В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта.
При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы. «Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»,— отметили в ведомстве.
В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались.
Диана Галиева
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки.
Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование.
Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.
Законодательная база
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании…».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
- Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами. В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Сделки, подлежащие валютному контролю
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции.
Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован.
Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
до 200 тыс. руб. | документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции | |
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. | контракт для регистрации | |
свыше 6 млн руб. | контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается
За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции.
Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики.
Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона
Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий.
При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ).
Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).
Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.
Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:
- получать проценты на остаток средств на этих счетах;
- переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
- переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
- получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).
Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:
- зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
- суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
- пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
- страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
- возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.
Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:
- кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
- доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
- средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
- средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
- средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
- средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
- средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.
Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:
- между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
- валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
- Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).
Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.
Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.
Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.
Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях.
Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.
Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
- возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
- получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
- Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки.
То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств.
В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.
Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.
При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.
Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.
Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям.
И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты.
Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.
До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках.
Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства.
Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России.
Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.
Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того.
Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.
) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.
В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.