11 Ноября 2020 г. 18:21
Шенгенское пространство ждет модернизация. Как заявил 10 ноября президент Франции Эмманюэль Макрон, в ближайшие дни Париж представит ЕС предложения по реформам, которые должны «улучшить управление Шенгенской зоной» и повысить уровень безопасности в ее границах.
В качестве причин, обуславливающих необходимость срочного обновления, французский лидер назвал сложности, привнесенные пандемией, а также террористическую угрозы.
Проблемы, с которыми столкнулся ЕС, и перспективы их решения проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Шенгенское пространство: основные аспекты
Шенгенское соглашение вступило в силу в 1995 г. Оно упразднило внутренние границы между государствами, подписавшими его, и практически все страны, входившие тогда в состав ЕС, за исключением Соединенного Королевства и Республики Ирландия, стали частью Шенгенского пространства.
В дальнейшем государства, вступавшие в Евросоюз, также становились участниками Шенгенской зоны. Более того, к ней примкнули страны, которые в ЕС не входят (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария).
Одновременно с упразднением внутренних границ вводилось укрепление границ внешних благодаря взаимодействию судебных систем и полицейских служб, поэтому Шенгенская зона стала реальным достижением европейской интеграции.
Им пользуются не только граждане ЕС, но и туристы из третьих стран, которые могут посетить сразу несколько государств-членов по одной шенгенской визе. Также традиционно более 60% респондентов опросов Евробарометра заявляют, что свободное передвижение является наиболее позитивным результатом интеграции в ЕС.
В условиях коронакризиса и проблем безопасности Брюссель занимается укреплением интеграционных основ. Неслучайно в настоящее время активизирован диалог о повышении эффективности миграционной политики, в которой Брюссель стремится играть главенствующую, координирующую и контролирующую роль, признавая при этом более гибкое участие государств-членов.
Сейчас также стоит задача укрепления общего рынка, которая реализуется благодаря оптимизации работы таможенной службы.
Следующий вопрос в данной повестке – эволюция Шенгенской зоны, причем не только в контексте поставленных задач в рамках миграционной политики и внутреннего рынка, но и в контексте влияния коронакризиса, который привел к перекрытию внутренних границ.
Таким образом, ЕС в настоящее время занимается подтверждением принципа четырех свобод (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, людей), так как Шенгенская зона – наиболее очевидный инструмент их подтверждения, фактически их манифестация.
Именно она создала условия для углубленного сотрудничества правоохранительных и миграционных служб государств-участников, формирования единой базы данных, которая стала возможной благодаря Шенгенским соглашениям.
Причем, первоначально Шенгенские соглашения как раз были включены в общее пространство свободы, безопасности и правосудия. С учетом роста террористических угроз, подобное сотрудничество как никогда актуально.
Помимо этого следует учитывать, что Шенгенская зона функционирует именно благодаря компромиссу и взаимному доверию государств-участников, и если этого доверия не будет, она не сможет воплощать ценности ЕС.
Необходимость обновления
Различные вызовы современного мира привели к тому, что государства-члены периодически восстанавливают свои национальные границы, политические лидеры отказываются принимать беженцев, а отсутствие общей координации угрожает единому рынку.
Кроме того, любое достижение со временем нуждается в обновлении, тем более с учетом указанных выше вызовов (терроризм, миграционный кризис, коронавирус и так далее). В отношении Шенгенского соглашения подобные мнения высказываются достаточно давно.
Например, еще в 2011 г. Франция и Италия призывали к реформе принципов работы Шенгенского пространства из-за иммигрантов. В 2013 г. о том же говорили евродепутаты, предложившие ввести инспекционные группы для осуществления внезапных проверок.
Они предложили проект реформирования управления Шенгенской зоной, который уже неофициально был согласован в Парламенте и Совете.
Он предполагает ввод нового механизма оценки возможностей работы Шенгенских соглашений в критических условиях, а также вносит поправки в Шенгенский пограничный кодекс, устанавливая общие правила временного повторного введения проверок на внутренних границах в особых ситуациях.
Для контроля положений предусмотрено создание инспекционных групп, которые посещают как внутренние, так и внешние границы, в последнем случае предупреждая о своем визите за сутки. Инспекционные группы должны включать в свой состав не только представителей Брюсселя и соответствующих наднациональных институтов, но и экспертов стран-членов.
При этом в исключительных обстоятельствах допускается вводить внутренние пограничные проверки, но именно с точки зрения исключительной меры и в ограниченный период, а объективность их критериев контролируется на уровне Союза. Продление ограничений также определяется Брюсселем.
Эти предложения сейчас являются основными для обсуждения поправок и в целом реформирования Шенгенской зоны.
В 2015 г. все наднациональные институты признали наличие кризиса в работе Шенгенской системы.
В марте 2016 г. в период продолжающегося миграционного кризиса и кризиса безопасности глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер сообщил, что ЕС необходимо пересмотреть Шенгенское соглашение, так как оно не работает. В 2019 г.
президент Франции Эмманюэль Макрон также заявил о необходимости фундаментально пересмотреть Шенгенские договоренности. Он даже проявил готовность удвоить число полицейских для усиления контроля над границами.
Не отставала и Ангела Меркель, указавшая в это же время на то, что ЕС необходимо окончательно установить принципы работы Шенгенской зоны.
В условиях пандемии этот вопрос становится еще более сложным, ведь закрытие границ ставит под угрозу единый рынок, притом, что и сам ЕС вводит запрет на поездки в ЕС для граждан стран, в него не входящих.
Проблемы, выявленные пандемией
Однако нынешний сложный опыт для Шенгенской зоны следует рассматривать не только как негативный, но и как позитивный, так как было осуществлено широкомасштабное тестирование возможностей системы.
Более того, Шенгенские соглашения предусматривают введение пограничного контроля и ограничений на передвижения в случае критических обстоятельств (угроза государству и безопасности) согласно Шенгенскому пограничному кодексу.
Проблема возникает скорее в интерпретации этой возможности, в том числе, с точки зрения временно́го периода действия ограничений.
Ограничения могут вводиться на срок до 10 дней, хотя предусмотрена процедура их повторного введения на период 30 дней, с возможным продлением до 6 месяцев. Однако пограничный кодекс не сообщает о проблемах здравоохранения как о причине возможного закрытия границ, то есть даже не предусматривает подобное обстоятельство как возможное.
Другая проблема заключается в том, что некоторые страны не уведомляют Еврокомиссию о введении ограничений, хотя они обязаны делать это согласно пограничному кодексу. И, наконец, все страны превысили крайний срок, на который могли ввести ограничения, так что исчерпали лимит правовых оснований для подобных действий.
Также выяснилось, что Шенгенскому пространству не хватает центрального координирующего органа, так как Еврокомиссия не успевает вовремя реагировать на подобные вызовы. У нее есть право в судебном порядке привлечь страны-члены к ответу за нарушения, однако, по объективным причинам, этого не будет сделано.
Очевидно и то, что сам ЕС не может вводить запреты на поездки в страны Шенгенской зоны для граждан третьих стран.
Согласно Шенгенским положениям, страны-члены сами решают вопрос ограничений при возникновении проблем в сфере здравоохранения, хотя в таком случае также не предусмотрен полный запрет на въезд третьих лиц в Шенгенскую зону.
Очевидно, что решение Еврокомиссии закрыть внешние границы было продиктовано стремлением сохранить внутренние границы открытыми. Однако эта идея не сработала из-за различий в ситуации с коронавирусом в разных странах.
Стоит учитывать, что в кризисной ситуации у государств-членов обостряется желание контролировать свои границы самостоятельно. Вряд ли они будут готовы наделить дополнительными полномочиями Брюссель, так как по многим обстоятельствам рассматривают вопрос пограничного контроля как краеугольный для собственной безопасности.
Вместе с тем, эта ситуация породила множественные риски для функционирования Шенгенской зоны в целом. Нынешний глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 16 сентября 2020 г.
обратилась для обсуждения проблемы к европарламентариям, связав Шенгенское право не столько с миграционными вопросами, сколько с функционированием единого рынка. Также были обозначены такие вызовы как взаимное доверие государств друг к другу – в частности, к предоставляемой статистике.
Помимо этого, довольно резко было указано, что если государства ЕС будут принимать односторонние решения всякий раз при любой проблеме, они поставят под угрозу именно будущее единого рынка ЕС.
В настоящее время обсуждается урегулирование тех сложностей, что возникли в рамках Шенгенского соглашения.
Среди них – вопросы обеспечения безопасности (автоматическое сравнение профилей ДНК, регистрация авто, общая база преступлений, эффективная работа европейской пограничной службы) и достижение солидарной позиции стран-членов в отношении беженцев.
При этом Еврокомиссии важнее всего сохранить принцип свободного передвижения внутри Шенгенской зоны при усилении контроля на внешних границах. По этой причине соглашение о Шенгенской зоне необходимо вывести на более высокий уровень, с целью формирования новой системы общей безопасности.
В этой системе Шенгенские соглашения будут выступать не как угроза безопасности, но как инструмент ее поддержания. Такой подход также позволит закрепить главенствую и координирующую роль за наднациональными институтами, которые будут воплощать сотрудничество, компромисс и солидарность государств.
Какие сложности могут возникнуть?
Во-первых, довольно сложно совместить все задачи в рамках Шенгенских договоренностей, так как для этого потребуется не просто увязать их с конкретными положениями, но и все эти положения связать с другими законодательными корпусами.
Так, например, в сложившихся обстоятельствах нельзя реформировать Шенгенскую зону в отрыве от реализации миграционных задач, а также задач в сфере правосудия и так далее. Требуется грандиозная работа по формированию единого подхода, в рамках которого все эти направления действительно станут частью пространства безопасности. Таким образом, важна правовая синергия.
Во-вторых, поставленные задачи невозможно решить в краткий срок. Напротив, необходимо настраиваться на длительный переговорный процесс.
В-третьих, государства-члены должны осознавать степень и объем своих полномочий, а также возможные санкции за их превышение. В данном случае требуется солидарность и согласие всех стран-членов не только на предмет работы Шенгенских соглашений, но и на предмет понимания объёма компетенций в случае форс-мажорных обстоятельств.
В-четвертых, необходимо осознавать, что Шенгенские соглашения влияют на отношение к ЕС в целом и к его членам со стороны третьих государств, и это эффективный инструмент для диалога. Однако в текущих предложениях этот аспект не рассматривается.
Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ
Шенгенскую зону ждет реформа: Макрон назвал причины
https://ru.sputnik.md/20211209/shengenskuyu-zonu-zhdet-reforma-makron-nazval-prichiny-47103230.html
- Шенгенскую зону ждет реформа: Макрон назвал причины
- Шенгенскую зону ждет реформа: Макрон назвал причины
- Президент Франции заявил, что во время председательства страны в ЕС страна станет инициатором реформы шенгенской зоны.
- 2021-12-09T21:28+0200
- 2021-12-09T21:28+0200
- 2021-12-09T21:28+0200
- политика
- в мире
- франция
- шенгенская зона
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.sputnik.md/img/1993/86/19938606_0:0:3500:1969_1920x0_80_0_0_fb5db3faecbe281f4eb570b6d5634aa3.jpg
КИШИНЕВ, 9 дек — Sputnik. Франция во время своего председательства в Евросоюзе выдвинет инициативу о реформировании шенгенской зоны, об этом в четверг на пресс-конференции заявил президент Франции Эммануэль Макрон, пишет РИА Новости.
По словам политика, в основе инициативы будут два приоритета, в том числе необходимость усиления защиты границ. Он также предложил ввести механизм экстренной поддержки границ в случае кризиса.
«Мы хотим поддержать создание механизма экстренной поддержки границ в случае, когда государство-член (Евросоюза) внезапно сталкивается с кризисом, который требует укрепления внешних границ Евросоюза, оно должно иметь возможность рассчитывать на поддержку агентства Frontex, а также на усилении поддержки стран-членов, полиции и жандармов», — пояснил президент.Франция станет председательствовать в Совете ЕС шесть месяцев, с 1 января 2022 года.В середине ноября Совет Европы принял решение, что с 2022 года граждане стран, не входящих в Европейский союз, а также находящихся за пределами Шенгенской зоны, должны будут заплатить семь евро, чтобы получить разрешение на въезд в страны ЕС. Это решение касается и Республики Молдова.Гражданам стран, в которых действует безвизовый режим с ЕС, придется заполнять специальный электронный бланк. От оплаты будут освобождены люди младше 18 лет и старше 70 лет.
https://ru.sputnik.md/20211116/grazhdanam-moldovy-pridetsya-platit-dlya-vezda-strany-es-46455751.html
франция
Sputnik Молдова
- media@sputniknews.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
2021
Sputnik Молдова
- media@sputniknews.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_MD
Sputnik Молдова
- media@sputniknews.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.md/img/1993/86/19938606_492:0:3500:2256_1920x0_80_0_0_c0e7399b0b1039fa97aedcd1dcd500c5.jpg
Sputnik Молдова
- media@sputniknews.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Молдова
- media@sputniknews.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
в мире, франция, шенгенская зона
КИШИНЕВ, 9 дек — Sputnik. Франция во время своего председательства в Евросоюзе выдвинет инициативу о реформировании шенгенской зоны, об этом в четверг на пресс-конференции заявил президент Франции Эммануэль Макрон, пишет РИА Новости.
По словам политика, в основе инициативы будут два приоритета, в том числе необходимость усиления защиты границ.
«Мы инициируем во время этого президентства реформу шенгенской зоны вокруг двух приоритетов. Первое – это введение политического управления Шенгена, как мы это сделали с зоной евро», — сказал Макрон.
Он также предложил ввести механизм экстренной поддержки границ в случае кризиса.
«Мы хотим поддержать создание механизма экстренной поддержки границ в случае, когда государство-член (Евросоюза) внезапно сталкивается с кризисом, который требует укрепления внешних границ Евросоюза, оно должно иметь возможность рассчитывать на поддержку агентства Frontex, а также на усилении поддержки стран-членов, полиции и жандармов», — пояснил президент.
Франция станет председательствовать в Совете ЕС шесть месяцев, с 1 января 2022 года.
В середине ноября Совет Европы принял решение, что с 2022 года граждане стран, не входящих в Европейский союз, а также находящихся за пределами Шенгенской зоны, должны будут заплатить семь евро, чтобы получить разрешение на въезд в страны ЕС.
Это решение касается и Республики Молдова.
Гражданам стран, в которых действует безвизовый режим с ЕС, придется заполнять специальный электронный бланк. От оплаты будут освобождены люди младше 18 лет и старше 70 лет.
Еврокомиссия представила предложения по реформе Шенгенской зоны
Еврокомиссия выступила с рядом предложений относительно реформы Шенгенской зоны. Представители ЕК предлагают учесть в новой стратегии развития уроки, связанные с пандемией ковида и недавним миграционным кризисом на границах государств Евросоюза и Белоруссии.
О реформе Шенгена говорили ещё осенью прошлого года. Как тогда отмечала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, она подразумевает сохранение свободного передвижения внутри Шенгенской зоны при усилении контроля по её периметру. В сентябре этого года председатель ЕК вновь заговорила о намерении реформировать Шенген, чтобы блокировать миграционные угрозы.
«Предлагаемые изменения нацелены на усиление координации внутри ЕС, они позволят государствам получить улучшенные инструменты для противостояния сложностям в управлении общими внешними границами ЕС, а также внутренними границами в шенгенском пространстве», — указано в опубликованном заявлении.
Макрон заявил о необходимости проведения реформы Шенгенской зоны
В случае возникновения миграционного кризиса наподобие ситуации на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией предлагаются следующие меры: усилить меры по охране внешней границы Евросоюза, уменьшить число действующих контрольно-пропускных пунктов, а также рассматривать заявки беженцев на предоставление убежища прямо на приграничной территории.
Кроме того, Еврокомиссия призывает членов ЕС заключить или обновить двусторонние соглашения о реадмиссии и наладить более эффективное сотрудничество между правоохранительными органами в приграничных зонах. По мнению ЕК, это, в частности, может помочь депортировать незаконных мигрантов не за пределы Евросоюза, а в ту европейскую страну, из которой непосредственно прибыл нарушитель.
Помимо этого Еврокомиссия предлагает упорядочить процедуру ввода контроля на внутренних границах ЕС. Ряд стран вводили временный контроль на границах внутри Шенгена из-за миграционного кризиса 2015 года, террористических угроз или из-за пандемии.
ЕК же намерена вводить такие ограничения общим решением Совета ЕС, если речь идёт об общей угрозе. При этом в документе отмечается, что в любом случае ограничения на передвижение внутри Шенгена должны вводиться только в крайнем случае и на определённый период времени.
Также там подчёркивается, что главная цель таких реформ — гарантировать безопасность жителей и гостей шенгенского пространства.
Ранее во Франции призвали НАТО смириться со скорым появлением общеевропейской армии. Министр вооружённых сил республики Флоранс Парли отметила, что силы ЕС будут служить и укреплению Североатлантического альянса.
Устоит ли Шенгенская зона?
Одним из наиболее серьезных вызовов будущему Евросоюза остается проблема миграции. Вопрос о контроле за миграционными потоками, вплоть до их полного прекращения, называют одним из первоочередных предметов своей обеспокоенности жители более чем половины стран ЕС.
Между тем, любое эффективное решение в этой сфере неизбежно затрагивает вопрос о свободе перемещения людей на пространствах внутри объединенной Европы, которое регулируется Шенгенскими соглашениями[i].
Каковы же перспективы Шенгенской зоны? И может ли она сохраниться в нынешнем виде?
Вплоть до середины 2010-х годов, члены Евросоюза самостоятельно вырабатывали свою миграционную политику, «исходя из собственных национальных интересов». К 2015 году произошел резкий всплеск масштабов миграции, быстро продемонстрировавший ограниченность возможностей отдельных стран.
Миграционная волна буквально захлестнула Европу, и правительства многих стран ЕС прибегли к односторонним «сиюминутным» шагам, без оглядки на ущерб, который они причиняли как соседним странам ЕС, так и долгосрочным интересам Евросоюза в целом.
[ii] Дублинский регламент, постулирующий обязанность рассматривать ходатайство о признании беженцем для первой страны, на территорию которой прибыл мигрант, «оказался нежизнеспособен».
В том числе потому, что отсутствие контроля на внутренних границах ЕС позволяло мигрантам беспрепятственно проникать практически в любое из государств Сообщества и добиваться получения там социальных пособий. Ошеломляющий «наплыв мигрантов», наряду с всплеском террористической угрозы, быстро превратили вопрос о Шенгенской зоне «в одну из наиболее остро дебатируемых тем» Евросоюза.
Первыми пограничный контроль на границах с другими странами ЕС ввели в конце 2015 года Венгрия, Мальта и Словения. Бельгия в 2016-2017 годах вводила контроль на границе с Францией, в том числе в связи с террористическими актами на своей территории.
К настоящему времени, пограничный контроль внутри Шенгенской зоны сохраняют шесть государств, входящих в неё. Австрия – на сухопутных границах со Словенией, Венгрией и Италией. Дания – на границах со Швецией и Германией.
Франция – контроль носит «выборочный характер» в рамках объявленного после терактов ноября 2015 года чрезвычайного положения. Германия отказалась от первоначального намерения прекратить проверки в мае 2016 года и по-прежнему осуществляет «выборочный» пограничный контроль.
Аналогичные меры реализуют также Норвегия (не входящая в ЕС) и Швеция.
Юридически, Шенгенские соглашения допускают возможность введения проверок на внутренних границах Шенгенского пространства «на временной основе», «в исключительных обстоятельствах» и «пропорционально масштабу угрозы». В качестве обоснования подобных мер могут выступать «серьезные угрозы» общественной безопасности и «внутренней стабильности».
В реальности, отмечают эксперты «Европейского совета по международным отношениям» (ЕСМО), практически невозможно установить четкую причинно-следственную связь между соображениями, которые выдвигают страны, лишь только рассматривающие для себя возможность ограничения действия Шенгенских соглашений, и государствами, уже восстановившими пограничный контроль на внутренних границах ЕС. Заявления политиков туманны; создается впечатление отсутствия стратегического видения влияния подобных мер на национальном уровне на политику ЕС в целом. Таким образом, наиболее правдоподобным объяснением подобных действий, мотивированных тактическими интересами и игнорирующих долгосрочные последствия, является стремление угодить требованиям общественного мнения.
Дело в том, что традиционные европейские партии очень быстро оказались в ситуации, когда антиимигрантская риторика превратилась в ведущий фактор усиления позиций их оппонентов, выступающих за возвращение центров принятия основных решений в ЕС в столицы национальных государств.
Тех сил, которые еще в начале 2010-х не имели, как правило, шансов на обретение значимого политического влияния. Вопрос о мигрантах сыграл едва ли не решающую роль в решении британских избирателей о выходе из ЕС.
В Италии именно после перехода на жесткие позиции против иммиграционной политики ЕС партия Лига стала ведущей силой нового правительства в Риме. Отправленный только что в отставку с поста канцлера Австрии Себастьян Курц также в значительной мере был обязан своим приходом к власти миграционному кризису 2015 года.
[iii] Наконец, выступающая наиболее жестким критиком миграционной политики Меркель «Альтернатива для Германии» уже имеет третью по численности фракцию в бундестаге.
К лету прошлого года, дискуссии по миграционному вопросу фактически завели ЕС в политический тупик. И проблема сохранения или отмены регулирования внутренних границ занимала одно из центральных мест.
В ходе саммита, прошедшего в июне 2018 года, достигнутый главами государств и правительств шаткий компромисс «имел значение больше для сглаживания их обострившихся противоречий, чем для реального решения миграционной проблемы».
При всем том, ведущие страны ЕС не смогли добиться выполнения принятых соглашений о распределении беженцев от государств Вишеградской группы[iv]. Компромиссный, противоречивый характер принятых решений спровоцировал мощную волну возмущения во многих странах Евросоюза.
19-20 сентября 2018 года в Зальцбурге прошла «неформальная» встреча лидеров всех стран-членов блока, а также руководства Еврокомиссии. На первом месте в повестке значились темы внутренней безопасности и миграции.
Австрия, Венгрия и Италия возглавили сторонников решительных ограничительных мер в области миграции. Они предлагают сконцентрировать общие усилия ЕС с перераспределения соискателей убежища между членами на защиту внешних границ.
В свою очередь, президент Франции Макрон выступил с политическими угрозами в адрес стран, поддерживающих идею большей самостоятельности государств-членов в вопросах миграции.
Он прямо предложил странам, не желающим поддержать укрепление объединенного пограничного органа ЕС и проявлять «большую солидарность», покинуть Шенгенскую зону.[v]
В октябре того же года, докладчик (rapporteur) комитета Европейского парламента по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел, Танъя Файон (Tanja Fajon) заявила, что введение контроля на внутренних границах Шенгенской зоны является нарушением законодательства Евросоюза.
Были предложены 42 поправки в правила, регламентирующие порядок возобновления погранконтроля на внутренних границах Шенгена[vi]. Решительных оппонентов дальнейшей централизации миграционной политики, в авангарде которых выступают Италия, Венгрия, Чехия и Словакия, угрозы из Брюсселя и столиц богатейших государств ЕС, похоже, не пугают.
В конце мая, венгерский министр по делам ЕС заявил о том, что полномочия по контролю миграции должны быть переданы от «политически пристрастной» Еврокомиссии обратно национальным правительствам.
По мнению Будапешта, в конечном итоге, решением вопросов миграционной политики должен заняться специально сформированный совет министров внутренних дел стран-участниц Шенгенского соглашения.[vii]
Вместе с тем, следует отметить, что, по мнению критиков, противники Шенгена, вероятно, не до конца просчитывают экономическое измерение свободы перемещения людей по территории ЕС, которое также очень велико. После выхода Великобритании, годовой бюджет Евросоюза рискует уменьшиться по меньшей мере на 10 миллиардов евро.
Еврокомиссия уже выступила с предложением по перераспределению части общего бюджета ЕС от стран ЦВЕ и Балтии в пользу Греции, Италии и Испании, переживающих, помимо прочего, наплыв мигрантов[viii]. Понятное недовольство восточно-европейцев провоцирует новые баталии, которые угрожают «затормозить, а то и вовсе обнулить полтора десятилетия интеграционных процессов».
Между тем, глобальная конкурентная борьба лишь обостряется, и для успеха ЕС необходимо ограничение, а то и сокращение «главного достижения европейского «общества всеобщего благосостояния»» — его систем социального обеспечения.
[ix] Еще в 2016 году немецкий Bertelsmann Foundation оценивал потери от возвращения постоянного погранконтроля внутри Европы на период 2016-2025 годов в 77 млрд. евро для Германии и до 470 млрд. для ЕС в целом.
После начала кампании по выборам депутатов нового состава Европарламента, угроза Шенгенским соглашениям пришла «откуда не ждали».
Вопрос достиг такой остроты, что Эмманюэль Макрон, фактический лидер сторонников дальнейшей интеграции и федерализации ЕС, прежде категорически защищавший отмену внутренних границ, предпочел поменять свою точку зрения.
Президент Франции заговорил о том, что Шенгенское соглашение «может быть пересмотрено». Макрон поддержал требования о закрытии границы Шенгенской зоны для мигрантов и пересмотре правил предоставления убежища в государствах ЕС в сторону значительного ужесточения.
Тем самым, он отреагировал на страхи и желание большей защищенности, охватывающее все больше европейских избирателей. Вместе с тем, Макрон выступил с идеей формирования общей для всех стран ЕС политики предоставления убежища. А это предложение вызывает категорическое неприятие в тех же Венгрии и Италии.
Теперь, по итогам выборов в Европарламент (ЕП), сторонники Макрона во Франции уступили пальму первенства «Национальному объединению» Марин Ле Пен, выступающей за решительное ограничение иммиграции.
А столь же последовательный противник нынешнего положения в области миграции, глава итальянской Лиги Маттео Сальвини удвоил в ЕП число мандатов коалиции сторонников возрождения национального суверенитета европейских стран.
Вместе с тем, отмечает The Financial Times, и среди «националистических сил» нет единства в отношении дальнейшей политики ЕС в вопросах миграции. И подобное положение дел не должно вызывать удивление, поскольку непосредственным образом отражает общественные настроения.
В апреле нынешнего года, по заказу того же Европейского совета по международным отношениям был проведен еще один масштабный опрос граждан 14 стран ЕС. Согласно этим данным, наиболее болезненной потерей для опрошенных стала бы утрата «возможности жить, работать и путешествовать в других государствах — членах ЕС».
[x] Таким образом, в поисках решения для одной из острейших проблем нынешнего времени ЕС сталкивается с парадоксальным противоречием в общественном мнении. Рядовые жители Европы в одно и то же время поддерживают свободу передвижения (очевидно, для себя самих) и необходимость ее ограничения (по-видимому, для неких «нежелательных» лиц).
Политикам, однако, не до рефлексии. Особенно, когда на носу очередные всеобщие выборы. В начале третьей декады мая, премьер-министр Дании Ларс Локке Расмуссен выступил с предложением о введении на границах страны постоянного пограничного контроля для борьбы с нелегальной иммиграцией и терроризмом. Критики не преминули напомнить, что выборы в Дании пройдут в следующем месяце.
Кроме того, совершенно не ясно, каким образом возможно в одно и то же время бесконечно «продлять» пограничный контроль на внутренних границах и сохранять формальное членство в Шенгенской зоне. В этой ситуации, оптимисты видят шанс в том, что, политики, подобно Макрону, наконец, инициировали открытую дискуссию по столь животрепещущему вопросу, как миграция.
Пессимисты же полагают, что, резко меняя свою точку зрения на будущее Шенгена, представители традиционных партий играют на руку крайне-правым «популистам» и «националистам», де-факто подтверждая правоту их анти-иммигрантских лозунгов.
Если такой вектор возобладает, ЕС окажется перед обоюдоострым выбором: сократить Шенгенскую зону «до ограниченного круга стран», либо де-факто ликвидировать ее вовсе.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Какие европейские территории объединяет Шенгенская зона в 2021 году
Основной список государств, входящих в Шенгенскую зону
Возможность перемещаться практически по всей территории Европы по разрешению на въезд, выданному одним из государств, входящих в Шенгенскую зону, весьма привлекательна для большинства людей, отправляющихся за границу с разными целями: туризм, бизнес, учеба.
В определенном смысле единое визовое пространство – это прообраз будущего мира, в котором пересечение границ не будет вызывать никаких неудобств, а люди смогут свободно выбирать себе место для жизни и работы. Однако в настоящее время до этого еще далеко, и Шенгенская зона имеет четкие очертания.
Список стран Шенгена в 2021 году не претерпел изменений, и в него, как и прежде, входит 26 государств.
Соглашение о едином визовом пространстве: история и современность
Порой кажется, что зона, в которой отсутствует визовый контроль, существует в Европе очень давно, однако это не так – с момента образования визового союза прошло всего 23 года. Все началось в 1985 году, когда пятерка государств старой Европы в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции и Германии подписала договор, который в значительной мере изменил современный мир.
Документ был подписан на корабле, пришвартованном на реке Мозель, в месте, где сходятся французская, немецкая и люксембургская границы. Ближайший к этой точке населенный пункт – люксембургская деревня Шенген – и дал название договору. Однако соглашение вступило в полную силу лишь десять лет спустя, в 1995 году.
Государства Шенгенской зоны обязались отменить проверку паспортов на внутренних границах и проводить единую внешнюю визовую политику.
В 1999 году на базе соглашения было принято так называемое Шенгенское законодательство Евросоюза. Тогда же соглашение прекратило свое существование.
Новые государства ЕС, вступая в эту организацию, берут на себя обязательства исполнять данную часть европейского законодательства, то есть отменить паспортный контроль при пересечении внутренних границ и проводить единую политику при выдаче виз. Следует отметить, что Шенгенское законодательство достаточно гибкое, что позволяет входить в эту зону ряду стран, которые не являются членами Евросоюза, а ряду государств, входящих в него, применять его ограниченно.
К примеру, на территории Великобритании и Ирландии Шенгенское законодательство не действует. Англичане изначально стремились к сохранению независимости в визовых вопросах, а Ирландия, в свою очередь, хотела сохранить безвизовый режим с королевством.
Предполагалось, что как только англичане пересмотрят свою визовую политику, в Шенген войдут и ирландцы. Однако теперь в связи с выходом Британии из ЕС ожидать этого не приходится.
При этом на территории принадлежащего британцам Гибралтара шенгенские правила действуют.
Какие государства применяют Шенгенское законодательство ЕС
Для того чтобы разобраться в том, в какие страны нужна шенгенская виза, следует внимательно изучить список государств, являющихся членами визового и пограничного союза. В 2021 году требования Шенгена полностью исполняются в следующих государствах ЕС:
- Австрийской Республике.
- Королевстве Бельгия.
- Венгрии.
- Федеративной Республике Германии.
- Греческой Республике.
- Королевстве Дания.
- Королевстве Испания.
- Итальянской Республике.
- Латвийской Республике.
- Литовской Республике.
- Великом Герцогстве Люксембург.
- Республике Мальта.
- Нидерландах.
- Республике Польша.
- Португальской Республике.
- Словацкой Республике.
- Республике Словения.
- Финляндской Республике.
- Французской Республике.
- Чешской Республике.
- Королевстве Швеция
- Эстонской Республике.
Кроме того, к соглашению присоединились 4 европейских государства, не являющихся членами ЕС. В частности, правила Шенгена действуют в:
- Исландии.
- Княжестве Лихтенштейн.
- Королевстве Норвегия.
- Швейцарской Конфедерации.
Таким образом, Шенгенское законодательство применяют 26 европейских государств. Въезд во все эти страны без шенгена для россиян в настоящее время закрыт, однако наличие визы любого из этих государств позволяет свободно перемещаться по большей части Европы.
Особое положение занимает Дания, однако для путешественников это не принципиально – въезд на большую часть территории королевства возможен по шенгенским визам.
Еще четыре государства ЕС применяют законодательство Шенгена ограниченно, то есть пока еще не отменили пограничный контроль:
- Республика Болгария.
- Республика Кипр.
- Румыния.
- Республика Хорватия.
Визы категории С, выдаваемые этими государствами, не являются шенгенскими, поэтому по ним можно посетить только ту страну, которая их выдала, либо некоторые соседние с ними государства на основании существующих двусторонних договоров.
При этом для въезда на территорию данных государств можно воспользоваться многократной шенгенской визой, выданной любой из стран-участниц соглашения. Ожидается, что после устранения имеющихся проблем все эти государства станут полноправными участниками Шенгенской зоны.
В какие государства, не входящие в шенген, можно въехать по его визе
В Европе есть небольшие государства, которые являются независимыми, но в визовое объединение не входят. Эти государства не имеют возможности охранять свои границы самостоятельно, в связи с этим, согласно заключенным договорам, эти обязанности возложены на окружающие их страны, входящие в Шенген.
В результате, юридически не являясь участниками соглашения, они фактически допускают на свою территорию иностранцев, имеющих шенгенскую визу. К таким государствам относятся:
- Ватикан.
- Сан-Марино.
- Монако.
Первые два государства расположены на территории Италии. Паспортный контроль между ними и Итальянской Республикой не осуществляется, поэтому въезд в них происходит в соответствии с правилами ЕС.
Что касается Монако: несмотря на то, что это государство имеет выход к морю, пограничные и таможенные формальности в порту исполняют французские службы.
Государство Андорра не имеет собственных портов и аэропортов, позволяющих прибыть непосредственно на его территорию. Въехать в него можно только из Испании или Франции.
Поэтому Андорра пускает к себе иностранцев, имеющих шенгенские визы, да и паспортный контроль на ее границах не является повсеместным. Тем не менее в Шенгенскую зону данное государство не входит, а въезд в Андорру является выездом из этой зоны.
Обратите внимание: на ряд заморских территорий, принадлежащих европейским странам, действие Шенгенского законодательства не распространяется.
Пересечение границ Шенгенской зоны по имеющейся визе
Законодательство ЕС предусматривает выдачу 5 категорий виз: A, B, C, D и LTV. Первые две категории являются транзитными и в настоящее время практически не выдаются – вместо них, если потребуется, оформляется краткосрочное разрешение на въезд категории С.
- Если путешественник, совершающий авиаперелет, не намерен покидать транзитную зону аэропорта при пересадке с рейса на рейс, виза ему не понадобится.
- Виза LTV служит для облегченного пересечения гражданами России территории прибалтийских республик – членов ЕС при транзите в Калининград и обратно.
- Основными категориями разрешений на въезд являются краткосрочные визы категории С и национальные визы категории D.
- Разрешение на въезд категории С бывает однократным, двукратным или многократным. Выдается оно на разные сроки – до 5 лет. Пребывание по такому разрешению в зоне Шенгена не должно превышать 90 дней на протяжении полугодия (6 месяцев).
- Если вам необходимо длительное пребывание в какой-либо из стран соглашения, следует оформить национальную визу категории D. Такая виза позволяет находиться на территории выдавшей ее страны в течение всего срока действия. Однако в другие страны Шенгена по ней можно выезжать только в режиме 90/180.
Будьте готовы к тому, что на границе Шенгенской зоны, кроме визы в паспорте, вас попросят предъявить доказательства того, что вам есть где жить (бронь отеля) и вы имеете средства для проживания в Европе (выписка с банковского счета).
Кроме того, существует правило, что первый въезд на европейскую территорию должен быть осуществлен через ту страну, которая выдала визу. Если во время поездки вы намерены посетить несколько стран, следует оформить визу в посольстве той страны, на территории которой планируете пробыть большее количество дней.
Какие страны Шенгена наиболее популярны
У путешественников наиболее популярны страны так называемой старой Европы. Там выше уровень жизни и качество обслуживания.
Однако восточноевропейские страны также представляют немалый интерес. Помимо того, что на их территории множество интересных памятников истории и культуры, курортов и мест отдыха, там существенно ниже цены.
Кроме того, ряд государств, в частности, Чехия и Польша, демонстрируют значительный экономический рост и нуждаются в рабочей силе. Языки в Чехии и Польше относятся к группе славянских, поэтому гражданам стран бывшего СССР проще адаптироваться.
В посольствах стран Восточной Европы лояльно относятся к жителям СНГ, поэтому получить разрешение на въезд в эти государства несколько проще, чем в остальные страны Шенгена.
В заключение
Шенгенская виза позволяет посещать большую часть территории Европы.
26 европейских государств полностью выполняют Шенгенское законодательство, еще ряд стран находится в стадии устранения противоречий, что позволит им со временем стать полноправными участниками соглашения. В настоящее время россиянам и жителям большинства стран СНГ для въезда в зону Шенгена необходимо оформить шенгенскую визу.