Самая сложная в мире вещь – это налоги. Альберт Эйнштейн
Начнем с вопроса: как бы вы определили оптимальную налоговую систему и уровень ее эффективности и конкурентоспособности? Экономисты, эксперты и деловые люди говорят, что нигде в мире нет абсолютно идеальной налоговой системы.
Причиной этого является то, что лучшая налоговая система — это та система, которая будет лучшей для всех сторон и остается без изменений в течение длительного периода.
Однако, как отражает множество экспертных обзоров, у каждой налоговой системы всегда есть определенный дисбаланс – правительство хочет собирать больше денег, а бизнес и частные лица хотели бы платить меньше, поэтому по умолчанию существует определенное противоречие, так как лучшая система для правительства не будет лучшей для налогоплательщика и наоборот. Более того, каждая налоговая система может иметь определенные дисбалансы в отношении налогообложения разных типов / разного уровня дохода. Например, в определенной структуре налогообложения могут существовать некоторые налоговые льготы для определенных видов бизнеса, при этом таких же преимуществ не будет для других видов деятельности. Другой сценарий — могут существовать различные правила налогообложения в зависимости от уровня дохода, поэтому система налогов может быть более выгодна для высокого дохода в сравнении со средним и низким уровнем дохода, или наоборот.
Еще один элемент, который определяет, является ли налоговая система страны оптимальной или нет, а также обуславливает уровень ее конкурентоспособности – соответствует ли существующая система актуальным ожиданиям и стандартам общества страны, по крайней мере, для ее большинства.
В глобальных экспертных исследованиях мы можем видеть, что существуют различные требования, и ожидается что оптимальная налоговая система должна им соответствовать. Это – эффективность, предсказуемость, конкурентоспособность, понятность, стабильность и т. д,.
При этом системе налогообложения необходимо генерировать необходимый объем государственных доходов для того, чтобы государство покрывало свои бюджетные расходы и обязательства.
С другой стороны, уровень прямых и косвенных налогов и их структура должны быть приемлемыми и не наносить ущерба бизнес-климату и глобальной конкурентоспособности страны.
Это означает, что лучшими характеристиками налоговой системы являются:
- Минимальные налоги для компаний и частных лиц;
- Обеспечение достаточного дохода для покрытия государственных расходов;
- Справедливость и эффективность для всех участников;
- Конкурентоспособность в международном масштабе;
- Четкий и понятный налоговый кодекс.
По причине вышесказанного очень сложно однозначно определить налоговую систему, которая является наилучшей для обеих сторон. Например, при одной системе физические лица не облагаются налогом и для них это хорошо, но есть большие налоги для бизнеса. Или может быть очень сложная система сдачи налоговой отчетности, а налоговый кодекс очень трудно понять и выполнить. В нашем настоящем обзоре, для облегчения нашей задачи, мы концентрируемся на налоговых системах, которые являются лучшими с точки зрения налогоплательщика.
Лучшие мировые системы налогообложения – как их видят налогоплательщики, и какие из них действительно лучшие
Большинство развитых стран имеют довольно сложные и строгие налоговые системы, где общая сумма налогов может быть близка к 50% или даже выше. К сожалению, такие системы нельзя назвать лучшими в мире с точки зрения налогоплательщика, при этом данные страны вынуждены придерживаться такой налоговой политики из-за высоких государственных расходов.
В каждой налоговой системе применяются различные виды налогообложения с разной общей суммой налогов, которые обычно можно разделить на две основные группы – корпоративные, и личные. Сочетание всех этих налогов и их структуры формируют налоговую систему. Некоторые налоговые системы более просты, чем другие; некоторые из них могут быть довольно сложными и иметь несколько уровней налогов.
Налоговые системы мира также можно классифицировать в зависимости от структуры налогов – пропорциональная, прогрессивная и регрессивная. Пропорциональный налог означает примерно одинаковый уровень налогообложения для каждого, независимо от уровня дохода.
Прогрессивный означает что при большем доходе действуют более высокие ставки, и при регрессивном действует правило «больше доход – меньше налогов».
Поскольку есть множество элементов, факторов и характеристик, которые формируют оптимальную налоговую систему, и при наличии сторон с диаметрально противоположными интересами, в мире не существует такой вещи, как идеальная налоговая система для налогоплательщика и для государства, так же, как и нет идеальной книги или фильма, поскольку у каждого из нас разные ожидания и стандарты.
Однако существуют определенные международные обоснования, которые можно классифицировать как таковые, и по которым можно определить привлекательные и эффективные налоговые системы, которые могут быть лучшими для большинства компаний и частных лиц. Например, одна из известных стран, которые предлагают привлекательную систему налогообложения для частных лиц – Монако.
Жители этой страны не облагаются налогом на доходы физических лиц, поэтому это решение можно считать лучшим в мире для состоятельных людей. Тем не менее, эта страна довольно дорогостоящая, чтобы в ней жить (особенно это касается недвижимости – ее покупки или аренды).
Кроме того, структура налогов и соответствующее законодательство разработаны таким образом, что вам нужно большую часть времени находиться в Монако, чтобы иметь подтвержденную налоговую резиденцию в этой стране, что может быть неприемлемо для тех, кому нужно много путешествовать.
Еще один элемент, который критически ограничивает привлекательность Монако, заключается в том, что отсутствие налогообложение применяется только к личным доходам, и, если у вас есть международная компания, она будет облагаться налогом в соответствии с применимыми правилами.
Есть также примеры безналоговых корпоративных систем, которые могут быть лучшими для бизнеса – это налоговые системы, предлагаемые различными оффшорными юрисдикциями, такими как, например, Сейшельские острова, Белиз, Панама и другие.
Любой зарегистрированный там бизнес не будет облагаться налогом на корпоративный доход, там не требуют подачи налоговых деклараций, только проводят ежегодный аудит. Однако этот безналоговый режим применяется только к бизнесу, который ведется за пределами этих стран.
Более того, эти международные бизнес-компании имеют особый статус и не являются налоговыми резидентами по месту регистрации, что накладывает определенные ограничения на их использование. Таким образом, эта налоговая система безусловно выгодна и привлекательна, но явно не лучшая в мире.
Есть признанный в мире Индекс глобальной конкурентоспособности (ITCI), который измеряет эффективность налоговых систем на основе определенных критериев, которые включают в себя простоту налоговой системы и общую налоговую ставку, ее структуру, налогообложение прибыли из-за рубежа и т. д.
– всего индекс включает свыше 40 различных параметров. Такой индекс является отличным показателем для международного бизнеса и международного капитала, которые довольно высокомобильны в современном глобальном мире.
Это означает, что предприятия постоянно отслеживают изменения в налоговых системах разных стран и могут быстро перейти к юрисдикции, которая предлагает им лучшую налоговую систему в мире в данный момент времени и для их целей.
Это особенно актуально в связи с технологическими и коммуникационными инновациями, благодаря которым бизнесу становится намного проще и быстрее переходить из одной юрисдикции в другую и функционировать в глобальном масштабе.
Другим ценным источником информации, который ежегодно дает оценку эффективности и структуры различных международных налоговых систем и отмечает лучшие из них на каждый текущий год, являются ежегодные аналитические отчеты PWC (PricewaterhouseCoopers). Вы можете легко найти ежегодное обновление этого весьма полезного отчета, введя в поисковике «Оплата налогов PWC».
Согласно последним исследованиям, в настоящее время ОАЭ и Катар предлагают лучшие налоговые системы в мире, за ними следуют Саудовская Аравия, Гонконг и Сингапур.
Например, общее среднее время по миру, требуемое для подачи всех налоговых деклараций и отчетов, составляет 240 часов, в среднем необходимо выполнить 24 платежа, а в некоторых странах требуемое время может составлять более 500 часов, а количество платежей – более 50. В ОАЭ подача / сдача налоговой отчетности занимает в среднем только 12 часов в год (благодаря четкому и простому налоговому кодексу, и регуляциям), и необходимо выполнить лишь 4 платежа в год.
ОАЭ, по сравнению с другими странами, предлагает уникальное сочетание необлагаемого налогом дохода не только для юридических лиц, которые могут вести бизнес как внутри страны, так и за ее пределами, а также и для частных налогоплательщиков, проживающих в стране. Такие характеристики налоговой системы с нулевой суммой налогов на бизнес и личный доход совершенно уникальны, поэтому страну можно считать одной из самых привлекательных в мире.
Как выбрать для себя оптимальную налоговую систему
Не существует идеального решения для всех. Простой факт того, что вы можете платить меньше налогов в определенной стране, не может быть решающим фактором.
Например, если ваш бизнес тесно связан с определенной страной, и вы не можете его переместить в другую страну, то и нет смысла рассматривать другие страны.
Или к Вам применим случай, когда все ваши родственники, и деловые партнеры находятся в данной стране, и вы вряд ли переедете в другую страну только из-за того, что там будет более низкий подоходный налог. Таким образом, вам необходимо учитывать набор факторов:
- Проанализировать свой текущий статус с точки зрения структуры доходов и наличия связей с определенной страной/странами.
- Если есть определенные элементы, которые потенциально могут быть реструктурированы – определите их.
- Посмотрите возможные решения и преимущества, которые вы можете получить с помощью изменения.
- Проанализируйте связанные усилия и затраты, необходимые для осуществления изменений.
- Рассмотрите юридические и другие последствия, поскольку реструктуризация (корпоративная или личная) представляет собой довольно сложный процесс.
Топ-5 фактов о налоговой системе Дубая как лучшей системе налогообложения в мире
Учитывая факты и данные, представленные выше и оценки PWC и ITCI, в настоящее время, система налогообложения ОАЭ является одной из лучших в мире. Единственным налогом, применяемым в Объединенных Арабских Эмиратах, является НДС в размере 5%, который начал применяться в начале 2018 года и применяется к товарам и услугам, предоставляемым в ОАЭ. Если вы занимаетесь международным бизнесом в своей компании в ОАЭ, налог на добавленную стоимость к вам не применяется. При рассмотрении налоговой системы и структуры ОАЭ с точки зрения других факторов, которые определяют эффективность, характеристики и привлекательность налоговой системы, она также явно в лидерах.
Косвенные налоги как часть глобальной и налоговой системы ОАЭ
Существуют определенные косвенные налоги, применяемые в большинстве стран. Такими налогами являются, например, налоги, включенные в цены на топливо (в некоторых странах такой налог может составлять до 50 и более процентов от цены топлива), дорожные сборы и т. д.
В случае ОАЭ — есть лицензионные сборы при учреждении компании, а также некоторые другие сборы, такие как карточка регистрации, расходы на визы сотрудников и т. д. Существуют также косвенные налоги в виде относительно высоких затрат на связь.
Как правило, налоговая система ОАЭ может рассматриваться как регрессивная, поскольку компании с более высоким доходом имеют меньше затрат в процентах от суммы косвенных налогов, которые они выплачивают в виде лицензий и других сборов.
Другие факторы лучшей налоговой системы
Как отмечалось в первом разделе нашего обзора, другие элементы, которые составляют выгодную систему налогообложения, представляют собой четкую систему регулирования и ее стабильность. С точки зрения четких правил – налоговая система ОАЭ предельно ясна и понятна по сравнению с международными стандартами. Если компания облагается налогом на добавленную стоимость, она подает соответствующие налоговые декларации по НДС в заранее определенные интервалы времени. В иных случаях в конце каждого года компания должна подавать аудиторские отчеты, не приводящие к налоговым обязательствам.
Другой фактор – стабильность налоговой системы, также необходимо отметить. Поскольку в конце 2018 года ОАЭ ввели НДС в размере 5%, в ближайшие годы ожидаемых изменений не предвидится.
Видение корпоративных и личных налогов как неотъемлемой части общей системы
Отсутствие налогов или низкий уровень корпоративного налога является лишь некоторыми из элементов эффективной структуры налогообложения. Другим критическим элементом является личное налогообложение жителей страны.
Что касается отчетности о доходах в налоговые органы частных лиц/налогоплательщиков, проживающих в ОАЭ, то здесь вообще не требуется предъявлять каких-либо налоговых деклараций.
И поскольку есть только определенные фиксированные косвенные затраты, такие как, например, ваши расходы на визу, ваше личное налогообложение в ОАЭ носит регрессивный характер.
Мы знаем не так много стран с подобным регулированием.
И мы должны упомянуть, что сказанное выше удачно сочетается с большим количеством соглашений об избежании двойного налогообложения, подписанных этой страной с другими странами мира.
Таблица с основными налогами в ОАЭ – подробная информация о структуре налогов
Тип налога
Ставка налога и комментарий
Корпоративный налог
0% для всех типов компаний в ОАЭ, кроме нефтегазовой отрасли и банковского сектора (внутри страны)
НДС
5% применимо только к доставке товаров и услуг на территории ОАЭ. Если, например, компания импортирует и экспортирует товары — НДС и декларации нет.
Налог на наследство
В ОАЭ нет налога на наследство какого бы то ни было характера
Налог на дарение
Нет налога на дарение независимо от уровня родственных отношений
Налог на имущество
Нет налога на имущество.
Налог на аренду
Доход от аренды коммерческой недвижимости облагается 5% НДС
Подоходный налог с физических лиц
Никаких налогов на личные доходы любого характера – будь то доходы в ОАЭ или в ваш глобальный доход
Налог на дивиденды
Нет налога на дивиденды
Налог на проценты
Полученные проценты не облагаются налогом
Налоги на заработную плату
Налог на заработную плату не применяется
Несмотря на то, что регрессивная налоговая система чрезвычайно выгодна для налогоплательщиков ОАЭ, она по-прежнему достаточно приемлема для правительства.
Если вы проанализируете структуру бюджета ОАЭ, то увидите, что он грамотно сбалансирован и поддерживается другими источниками доходов. Экономика ОАЭ является второй по величине в регионе Стран Персидского Региона после Саудовской Аравии.
Около 30% ВВП приходится на нефть и газ. Остальные средства поступают от услуг государственных служб, туризма и других источников.
По косвенным налогам в виде различных правительственных налогов и сборов за общественные услуги – ОАЭ официально объявили в марте 2018 года, что в течение следующих трех лет не будет повышения государственных сборов. Такое регулирование сделано в целях дальнейшего повышения экономической конкурентоспособности страны.
Вышеупомянутая налоговая система, которая, как вы можете видеть по ее характеристикам, является единственной подобной в мире и отлично сочетается с очень привлекательной бизнес-средой и возможностью получить статус резидента в безналоговой для частных лиц зоне с помощью официальной схемы «резиденство через инвестиции».
Если вы хотите:
- Зарегистрировать свою компанию в ОАЭ;
- Стать налоговым резидентом в ОАЭ;
- Найти лучшее решение для вышеуказанного;
Пожалуйста присылайте нам свои вопросы.
Лучшая налоговая система: несбыточная мечта или реальность
У каждого плательщика свои представления об оптимальной схеме налогообложения, преимуществах и особенностях. Эксперты в этом вопросе более единодушны: идеальной налоговой системы просто нет. Чтобы соответствовать такому определению, система должна полностью удовлетворять запросы многочисленных участников и не меняться со временем.
Аналитика показывает: любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше. Выходит, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот.
Также нужно учитывать, что в государственной системе налогообложения в той или иной степени присутствует дисбаланс в отношении разных уровней дохода, типов налогообложения. Льготы для приоритетных видов бизнеса, региональные и социальные послабления — все это надо брать в расчет.
Отличные правила и размеры налоговых ставок в зависимости от уровня доходов приводят еще к одному перекосу: действующая система может быть выгодна плательщикам с доходом выше среднего и невыгодна малоимущим, или наоборот.
Для оценки налоговой системы страны в целом, а также определения степени ее конкурентоспособности нужно понимать, соответствуют ли ее параметры стандартам и ожиданиям, имеющимся в обществе.
В числе требований, которым должна соответствовать хорошо отлаженная налоговая система, эксперты, проводящие глобальные исследования, отмечают:
- Эффективность.
- Предсказуемость.
- Стабильность.
- Понятность.
- Конкурентоспособность.
Система должна работать так, чтобы генерировать финансовый поток, достаточный для обеспечения государственных нужд (пополнение бюджета, покрытие обязательств). При этом уровень налогов ни в коем случае не должен наносить ущерб бизнесу и конкурентоспособности государства на мировом рынке.
С учетом этих требований можно сформулировать список характеристик сбалансированной налоговой системы:
- Минимальный размер налогов для частных лиц и компаний.
- Стабильное пополнение бюджета страны.
- Соблюдение принципа справедливости для участников налогового процесса.
- Конкурентоспособность в сравнении с другими странами.
- Понятный, справедливый НК.
Как определить оптимальную для участников процесса налоговую систему с учетом перечисленных факторов? Эта задача практически не решаема. Поэтому настоящий обзор сфокусируется на оценке систем налогообложения с точки зрения удобства и выгодности для налогоплательщика.
Анализ мировых налоговых систем: какими их видят граждане?
Каждая система предполагает наличие видов налогообложения с различной общей суммой, которые условно можно поделить на личные и корпоративные. Сочетание этих двух групп — и есть государственная налоговая система. Кроме того, системы налогообложения в зависимости от структуры делят на три вида:
- Пропорциональная. Предполагает равные объемы налогообложения для всех, вне зависимости от уровня доходов.
- Прогрессивная. Предполагает рост налоговых ставок с ростом дохода.
- Регрессивная. Работает по обратному принципу: с ростом дохода налоговые ставки падают.
Жителям развитых стран привычны строгие многоуровневые принципы налогообложения. Суммарные ставки могут быть больше 50 %. Высокие государственные расходы диктуют условия: страны вынуждены ужесточать системы налогообложения, делая их некомфортными для плательщиков. Такой вариант нельзя назвать оптимальным с точки зрения граждан.
Учитывая, что у каждого участника экономического процесса могут быть собственные стандарты и ожидания, такого понятия, как «идеальная налоговая система», равно отвечающая требованиям граждан и государства, быть просто не может.
Но есть международные стандарты, которые позволяют условно поделить налоговые системы на привлекательные и непривлекательные.
В числе стран, чьи налоговые системы можно назвать оптимальными для компаний и частных лиц, можно отметить княжество Монако. Здесь вообще не существует налога на доходы физических лиц, что крайне выгодно для состоятельных людей. При этом в стране высокие цены и уровень жизни.
Но для таких мягких условий нужен подтвержденный статус резидента. Для этого большую часть года нужно находиться в Монако (условие часто становится неприемлемым для тех, кто много путешествует). Кроме того, стоит понимать, что местная мягкая налоговая система применима только к личным доходам.
Если у резидента Монако есть международный бизнес, его налогообложение происходит по другим правилам.
Для бизнеса оптимально подходят безналоговые корпоративные системы, которые действуют во многих офшорных юрисдикциях: в Панаме, Белизе, на Сейшельских островах и т. д.
Любое предприятие, зарегистрированное в этих странах, не облагается налогами на корпоративный доход, от бизнесменов не требуют подачи деклараций, ограничиваясь поверхностным ежегодным аудитом. Но стоит учитывать, что такой режим применим только в отношении бизнеса, который ведется за пределами офшорной юрисдикции.
Кроме того, для зарегистрированных в них компаний существует ряд ограничений. Офшорные системы привлекательны и часто выгодны, но назвать их лучшими в мире — нельзя.
Есть и конкретные показатели, которые используют для оценки эффективности налоговых систем. Один из них — ITCI (Индекс глобальной конкурентоспособности).
Он составляется на основе более 40 параметров: простоты налоговой системы и ее структуры, размеров налоговых ставок, возможности облагать налогом прибыль, полученную за границей и т. д.
Индекс считается отличным критерием при выборе налоговой гавани представителями международного бизнеса.
Крупные компании давно взяли за правило регулярно отслеживать изменения в действующих налоговых системах юрисдикций. Если какие-то обновленные параметры окажутся намного привлекательнее прежних, предприятие может быть быстро перерегистрировано. С развитием технологий и возможностей для коммуникации осуществить такого рода переход между юрисдикциями становится все проще.
Еще один источник информации об эффективности налоговых систем — ежегодный аналитический отчет PricewaterhouseCoopers (PWC). Он публикуется в открытом доступе, поэтому представителю бизнеса или просто налогоплательщику не составит труда найти последнюю версию этого документа в Сети.
В рейтинге лучших мировых налоговых систем лидирующие позиции занимают ОАЭ и Катар. За ними в списке:
- Саудовская Аравия.
- Гонконг.
- Сингапур.
Почему эти страны? Обратимся к цифрам: в среднем в мире для подачи налоговой декларации и необходимых отчетов нужно 240 часов. При этом придется совершить больше 20 обязательных платежей. В некоторых странах потребуется 500 часов и больше 50 платежей. В ОАЭ на сдачу налоговой декларации нужно не больше 12 часов в год. Количество обязательных платежей при этом — 4.
Налоговая система ОАЭ — четкая, простая, понятная. Здесь не облагаемый налогами доход может быть у юридических лиц, ведущих свои дела в стране и за ее пределами, а также — у частных налогоплательщиков, имеющих статус резидентов. В целом характеристики налоговой системы Объединенных Арабских Эмиратов — уникальны. Поэтому она входит в число самых привлекательных в мире.
Подбираем налоговую систему под конкретные запросы
Универсального решения этой задачи нет и быть не может. Возможность просто «платить меньше налогов» в определенной стране — не всегда решающий фактор при выборе. При выборе такого рода нужно учитывать ряд факторов:
Текущий статус плательщика: структуру доходов, связи в нынешней стране, готовность к переезду или переводу бизнеса.
- Наличие финансовых элементов, которые можно реструктурировать.
- Список преимуществ, в которых заинтересован плательщик.
- Усилия и затраты, необходимые для организации изменений.
- Юридические, финансовые и другие последствия личной или корпоративной реструктуризации.
Дубай: 5 причин выбрать эмират в качестве налоговой гавани
- У всех, кто хочет пользоваться преимуществами регрессивной налоговой системы, принятой в ОАЭ, есть возможность достичь желаемого через создание бизнеса или покупку недвижимости в эмирате.
- Нулевые ставки корпоративного налога. Дивиденды и репатриация прибыли также не облагаются.
- Личные доходы — свободны от налогообложения. Исключение — налог на доходы от аренды имущества в эмиратах (ставка — 5 %).
- Наследование или дарение активов в ОАЭ и за их пределами не облагается налогом.
- В эмиратах нет налога на глобальный доход от бизнеса, роялти, сдачи недвижимости, процентов по вкладам, дивидендов и т. д.
Единственный налог, который с 2018 года стал обязательным в ОАЭ, — НДС к товарам и услугам (5 %).
И даже в этом случае есть исключения и варианты, как законно избежать необходимости платить НДС. Остальные показатели, а также оценка ITCI и PWC, явно говорят в пользу Объединенных Арабских Эмиратов как страны с одной из лучших налоговых систем мира.
Косвенные налоги и их влияние на выбор оптимальной системы
Почти в каждой стране есть этот вид сборов. Например, косвенные налоги включены в стоимость топлива, размер дорожных сборов, визовые и лицензионные платежи.
В ОАЭ есть обязательные платежи при регистрации компаний, платные визы для сотрудников, а также — ощутимо дорогая связь, в стоимость которой включен и размер косвенных налогов.
Так как в стране действует регрессивная шкала налогообложения, компании с большими доходами несут меньшие затраты на лицензии и подобные сборы в процентном соотношении.
О чем еще следует помнить при выборе налоговой системы
Стабильность и четкость регулирования — факторы, отличающие выгодные для плательщика условия. С этой точки зрения налоговая система ОАЭ также выигрывает: она проста и понятна для участника процесса.
Налоговые декларации подают только компании, работающие с НДС. Остальные предприятия в конце года подают аудиторские отчеты, которые не несут за собой никаких финансовых обязательств. Стабильность налоговой системы эмиратов также на высоте.
После введения пятипроцентного НДС изменений и обновлений не предвидится.
Личные и корпоративные налоги как часть единой системы
При выборе юрисдикции очень важно учитывать не только выгоды с точки зрения подходов к налогообложению предприятий и компаний. Сборы с личных доходов — не менее важный фактор. Налогоплательщики, живущие в Объединенных Арабских Эмиратах, не предоставляют декларации о доходах вообще.
Личное налогообложение в Эмиратах — регрессивное и предполагает только косвенные затраты: оформление виз и т. д. Такие условия предлагают своим жителям немногие страны мира.
При этом для ОАЭ действует множество соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает положение резидентов эмиратов выгодным.
Информация обо всех действующих в ОАЭ налогах:
- Корпоративный. Ставка 0 % для всех предприятий (кроме банков и компаний нефтегазовой отрасли, работающих внутри страны).
- НДС. Ставка 5 % на доставку товаров и услуг на территории эмиратов. Для экспортирующих и импортирующих компаний НДС нет.
- Налог на наследство. Отсутствует.
- Налог на дарение. Отсутствует.
- Налог на имущество. Отсутствует.
- Подоходный налог. Отсутствует.
- Налог на дивиденды. Отсутствует.
- Налог на проценты по вкладам. Отсутствует.
- Налог на заработную плату. Отсутствует.
- Налог на доходы от аренды имущества (он же НДС) — 5 %.
Еще один фактор — взаимная удовлетворенность правительства и жителей страны. Регрессивная шкала выгодна для налогоплательщиков, и при этом положение дел устраивает госрегулятора.
Бюджет страны тщательно сбалансирован и поддерживается за счет целого ряда альтернативных источников дохода. Примерно 30 % ВВП страны — нефть и газ. Также казну пополняет туризм.
При этом экономика ОАЭ остается второй по величине после Саудовской Аравии среди стран Персидского залива.
В марте 2018 года правительство ОАЭ официально объявило, что в ближайшие три года в стране не будут повышаться косвенные налоги. Это позволит еще повысить экономическую конкурентоспособность эмиратов и их привлекательность как юрисдикции.
Налоговая система ОАЭ — уникальна. В ней сочетаются привлекательные для бизнеса условия и характеристики безналоговой зоны для частных лиц. Резидентство быстро оформляется с помощью инвестиций: покупки недвижимости или регистрации компании в ОАЭ.
Хотите зарегистрировать бизнес в ОАЭ? Планируете получить статус налогового резидента? Ищете способ действий? Свяжитесь с юридической компанией URVISTA и получите подробную консультацию.
Эстония снова возглавила рейтинг конкурентоспособности налоговой системы
Ежегодный Индекс международной конкурентоспособности налоговой системы — International Tax Competitiveness Index (ITCI) – от британской исследовательской организации Tax Foundation служит измерителем двух характеристик, которыми (в идеале) должна обладать налоговая система любой страны, а именно: нейтральности и, собственно, конкурентоспособности.
У конкурентной налоговой системы ставки налогов по возможности невысокие, поскольку в современном мире с высокой мобильностью капитала компании могут легко выбрать, где им его разместить для максимальной отдачи.
Следовательно, чем ниже ставки налогов, тем привлекательнее страна для иностранных инвесторов (как Ирландия, например – хотя не она заняла верхнюю позицию в этот раз, но об этом чуть позже).
Что касается фактора нейтральности, то нейтральный налоговый кодекс просто старается максимизировать бюджетные доходы в условиях по возможности минимального вмешательства в нормально протекающие экономические процессы.
Например, налоговая система не должна предпочитать потребление сбережению, как это часто бывает с налогом на инвестиции и налогом на предметы роскоши.
Устойчивый и нейтральный налоговый кодекс способствует устойчивому экономическому росту и приносит достаточно доходов бюджету для реализации планов правительства.
Конечно, экономический рост того или иного государства определяет много других факторов помимо налоговой системы, но трудно отрицать, что она для него очень важна. Сам индекс ITCI рассчитывается на основе более чем 40 переменных, среди которых, разумеется, не только сами налоговые ставки, но и структура налогов.
Индекс ориентируется на то, как взимаются подоходные и потребительские налоги, налоги на собственность, как начисляются налоги на зарубежные прибыли и так далее.
Скажем сразу – России в этом списке нет, поскольку британские эксперты изучают налоговые системы далеко не всех стран мира. Но и в таком виде отчет может представлять немалый интерес.
Например, страной с самой конкурентоспособной налоговой системой уже четвертый год подряд признается Эстония, что обеспечивается четырьмя ключевыми положительными ее характеристиками, а именно: 1) 20% в качестве ставки налога на корпоративный доход, взимаемого только с распределяемых прибылей; 2) 20% в качестве ставки налога на личный доход, не взимаемого при этом с дивидендного дохода; 3) налог на собственность начисляется только на стоимость земельных участков, а не находящейся на ней недвижимости; 4) наконец, в Эстонии действует территориальная налоговая система, которая не трогает 100% иностранного дохода, полученного национальными компаниями.
Первая пятерка в целом выглядит следующим образом: Эстония, Новая Зеландия, Швейцария, Латвия, Люксембург. США расположились лишь на 30 месте из 35 стран, по которым вообще рассчитывался индекс.
Упомянутая выше Ирландия – только на 16 месте, сразу после Норвегии.
А на последнем месте, если смотреть на список, Франция, хотя нам-то понятно, что в мире полно других стран с намного менее конкурентоспособными налоговыми системами.
В отношении Франции, кстати — которая оказывается на последней строчке также в четвертый раз подряд – авторы отмечают, что у нее на сегодня одна из самых высоких ставок корпоративного налога (34.
4%), высокий налог на собственность, ежегодно взимаемый налог на предметы роскоши, налог на финансовые транзакции и налог на недвижимое имущество.
Также во Франции действует прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, причем по ней облагаются как дивидендные доходы, так и прибыли на капитал.
Подробнее
Конкурентоспособность налоговой системы государства в условиях глобализации
Нарастающий процесс глобализации, ставит перед государством вопрос о совершенствовании правовой базы в сфере налогообложения для дальнейшей интеграции в мировую экономику.
Если ранее процесс глобализации рассматривался в основном в деятельности транснациональных корпораций, то на сегодняшний день этот процесс перерос в единство мирового рынка. Такие изменения повлекли за собой интеграцию национальной налоговой системы.
Глобализация мировой экономики привела к переливу финансовых ресурсов, к росту экономической мощи транснациональных компаний. Такие изменения в мировой экономике требуют совершенствования по формированию налоговой системы государства.
В такой ситуации страны вынуждены преобразовывать налоговую систему с целью привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Одни из ключевых факторов конкурентоспособности налоговых систем государств — построение эффективных регулятивных правил, контроль за трансфертным ценообразованием [1, с.7].
Чем активнее позиция государства и в сфере налоговой конкуренции, тем долгосрочен экономический рост.
Проблема заключается в соотношении международно-правового регулирования в сфере налогообложения с национальным налоговым правопорядком. Применяя многолетние национальные традиции налогообложения, страны сталкиваются с рядом противоречий.
Данные противоречия возникают в связи со сложившейся юридической и налоговой (финансовой) культурой разных стран [2, с. 15]. Процесс глобализации трансформирует сложившиеся традиции.
Именно поэтому проблема состоит в гармонизации международного и национального налогового регулирования.
Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество.
Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения.
Ее основная цель — устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции [3, с. 135].
Необходимо отметить, что на протяжении прошлых лет в налоговое законодательство России были внесены изменения о номинальной налоговой нагрузке, что позволило нашей стране сровняться с уровнем общеевропейских стран.
Несмотря на существенные изменения, остаются проблемы, затрагивающие процедуру налогового контроля и правоприменительной практики.
В связи со своими издержками, налогоплательщик минимизирует налоговую нагрузку путем уклонения от уплаты налогов.
Россия остается непривлекательной страной для иностранных инвестиций, располагая сложной конструкцией налогового законодательства, большим количеством изменений и дополнений, множеством инструкций и подзаконных актов.
Следует отметить, что несовершенство налогового законодательства тормозит повышение конкурентоспособности, так как нет притока отечественных и иностранных инвестиций в экономику.
Для стимулирования инвестиционной активности следует оптимизировать ставки налогов, снизить административные барьеры, т. е. выработать концепцию стимулирующего налогообложения [4, с. 34].
Следующей проблемой замедления повышения конкурентоспособности, т. е. в привлечении инвестиций, является определение круга плательщиков, которые делятся на две группы.
Первую группу плательщиков составляют резиденты — физические и юридические лица, которые являются прямыми адресатами налогового права, вторую группу составляют нерезиденты — физические и юридические лица, обладающие правами и обязанностями налогоплательщиков в результате согласованного применения Налогового кодекса РФ и договоров об устранении двойного налогообложения, заключенных РФ с соответствующим государством. Для резидентов существует традиционное налогообложение, т. е. для них применяются все правовые налоговые понятия и категории. Для нерезидентов применяется международное налоговое право, где применяются трансграничные налоговые правила.
В настоящее время, в отсутствии сходства между законодательствами двух и более стран, основной проблемой остается устранение двойного налогообложения.
Поэтому перед налоговыми органами, как Российской Федерации, так и других стран, стоит задача по устранению двойного налогообложения.
Особенно остро воспринимается наличие такого противоречия российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги в РФ и за рубежом.
Исследуя законодательство и зарубежную практику по разрешению налоговых споров, следует отметить, что причинами расхождения являются различия в дефинициях. Другими словами, некоторые понятия, употребляемые в соглашениях, по-разному толкуются в национальном законодательстве договаривающихся государств или вовсе отсутствуют.
Для решения данного вопроса следует при ратификации международных соглашений адаптировать внутреннее законодательство государства, разрабатывать более совершенные механизмы реализации новых норм, вводимых международными соглашениями.
При этом национальное законодательство нуждаются в обогащении путем заимствования у иностранных государств всего того, что приемлемо для российских реалий и современной правовой системы.
Поскольку Россия вступила в ВТО, и соответственно на неё распространилось действие Модельной налоговой конвенции ОСЭР, расширилась сфера применения международного налогового права и увеличивается количество соглашений об устранении двойного налогообложения. В связи со вступлением России в ВТО должна выстроиться четкая стратегия применения положений национальных и международных договоров, административные барьеры должны замениться искусственными препятствиями в применении международных договоров.
- Следует отметить, что со вступлением России в ВТО, соотношения национального налогового права с международными налогово-правовыми категориями позитивно трансформируются, в частности целенаправленность совместной деятельности субъектов нормотворческой деятельности различных государств достигнет единообразия юридических конструкций налогово-правовых норм.
- Таким образом, вступление России в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности налоговой системы за счет гармонизации законодательств стран.
- Помимо этого, следует ввести новую главу Налогового кодекса РФ о налогообложении капитала и операций с ним. Целесообразность введения главы заключается в достижении следующих результатов:
- — снятие барьеров для входа на рынок капиталов;
- — предоставление льгот для ввоза в Россию современного технологического оборудования для модернизации предприятий;
- — снижение налогового бремени;
- — создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности;
- — совершенствования амортизационной политики.
Путем снижения налоговых барьеров для входа на рынок капиталов, появятся новые фирмы, которые выполняют «функцию уравновешивания», т. е. среднеотраслевые значения прибыли и цен возвращаются к их долгосрочному конкурентному уровню. Снижение барьеров входа одна из задач поддержания конкурентоспособности.
Следует отметить, что предоставление налоговых преференций по НДС требует усовершенствования.
Следует освободить от НДС любые операции, предметом которых являются ценные бумаги и производные от них, в том числе операции, связанные с их учетом и хранением.
Данное изменение повлечет привлечение инвестиционной деятельности и соответственно повысит конкурентоспособность налоговой системы государства.
Таким образом, Россия должна повышать свою конкурентоспособность в сфере налогообложения, тем самым увеличивая экономический рост страны и привлечения инвестиций в национальную экономику.
Конкурентоспособность страны необходима для выживания предприятий в условиях глобальной конкуренции, т. е. в условиях глобализации мировой экономики.
Помимо этого, для конкуренции с иностранными предприятиями на равных в России должна действовать гораздо более стимулирующая производство и инвестиции налоговая система, чем в зарубежных странах.
В заключении следует отметить, что государство должно усовершенствовать налоговое законодательство. С практической точки зрения, перечисленные выше рекомендации должны найти своё выражение в национальном законодательстве о налогах и сборах.
Необходимо так же урегулировать вопрос о строгой секретности и отсутствии эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран.
Снижение конкурентоспособности налоговой системы страны, даёт преимущество в получении доходов налогоплательщикам, уклоняющимся от уплаты налогов в сравнении с налогоплательщиками, ведущими легальный бизнес.
Однако конкурентоспособность налоговой системы отражает конкурентоспособность экономики страны в целом. Так как первая обеспечивает фискальные функции страны и должны привлекать иностранный и национальный капитал.
Литература:
1. Семенихин, В. В. Антимонопольное право: развитие конкуренции в Российской Федерации [Текст] / Семенихин В. В. // Бухгалтер и закон. — 2011. — № 4. — С.7
2. Кизимов, А. С. Контроль за трансфертным ценообразованием — фактор конкурентоспособности налоговой системы государства [Текст] / Кизимов А. С. // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 5. — С.15
3. Кучеров, И. И. Международное налоговое право [Текст]: курс лекций по международному налоговому праву / Под ред. И. И. Кучеров. — М.: ЮрИнФор, 2007. — 135 с.
4. Башкирова, Н. Н. Совершенствование налогового законодательства в целях развития инновационных активных организаций [Текст] / Башкирова Н. Н. // ФБК. — 2008. — № 1. — С.35
5. Философова, Т. Г. Управление конкурентоспособностью на современных мировых рынках [Текст]: Под ред. Т. Г. Философова. — М.: Научная книга, 2006. — 135 с.