Повышение налоговых ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН): какие страны затронет и как повлияет на инвесторов

Повышение налоговых ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН): какие страны затронет и как повлияет на инвесторов

Эмитенты с голландской регистрацией станут дороги для российских инвесторов с 2022 года из-за возвращения двойного налогообложения. Сколько на этом потеряют держатели активов?

Что происходит?

Соглашение Россия — Нидерланды об избежании двойного налогообложения перестанет действовать с наступлением января 2022 года.

В России дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15%, а проценты и роялти — по ставке 20%. ФНС начнет взимать налог на прибыль от продажи акций и долей участия в недвижимом имуществе в России. Эти налоги не попадают под налоговый вычет и будут облагаться налогами дважды: в Нидерландах и России.

На Кипре, Мальте и в Люксембурге аналогичные соглашения остались в силе, но изменены условия по обложению — повышены ставки.

Ставка налогообложения процентов и дивидендов Было Стало
Обычная 13% 15%
Льготная 2—3% 5%

Льготной ставкой пользуются публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее чем 15% в компании, которая платит дивиденды.

Почему разорвали соглашение?

В марте 2020 года президент России поручил обложить налогом в 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. Это стало причиной корректировок соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами.

Свободы выбора эмитентов или инвесторов эти действия властей не нарушают: первые вправе выбрать место налоговой регистрации, вторые — во что вкладываться.

Олег Трошин, глава российской практики «Делойт» в СНГ по оказанию услуг в сфере налогообложения организациям финансового рынка, поясняет: «Изменения направлены лишь на то, чтобы в интересах бюджета России предотвратить вывод капитала за рубеж, однако напрямую не ограничивают такую возможность, то есть если кто-то собирается использовать иностранные компании для вывода капитала за рубеж, то такая возможность остается, но государство в таком случае требует уплатить повышенный налог».

Сколько собирали Россия и Нидерланды?

Новое двухстороннее налоговое соглашение между странами с высокой вероятностью появится, считает Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consulting.

Из пояснительной записки к закону о денонсации соглашения с Нидерландами он приводит цифры по перечислениям из России за 2019 год. В виде дивидендов направлено 182,8 млрд рублей (с них удержан налог — 9,4 млрд рублей), в виде выплат по процентам — 157,06 млрд рублей (удержан налог — 12,5 млн рублей).

Выбор пользователей Банки.ру

«По дивидендам ставка теперь изменится с 5% на 15%, и в случае нового соглашения, и в случае его отсутствия. Тогда российские компании удержат уже не 9 миллиардов, а 27 миллиардов.

Если учесть, что «входящие» дивиденды (дивиденды, полученные голландскими компаниями от российских. — Прим. ред.

) на уровне нидерландской компании не облагаются налогом, то потери этих компаний составят 18 миллиардов рублей, или около 150 миллионов евро в год», — иллюстрирует Нестеренко.

Как инвесторы платить будут?

С отменой соглашения налоги на доходы от компаний, зарегистрированных в Нидерландах, россияне будут отчислять дважды. Один раз в России, один раз в самом королевстве.

Например, в 2020 году на акцию одной глобальной депозитарной расписки X5 Retail Group в течение года выплатил (двумя траншами) 184,58 рубля дивидендов. При отсутствии соглашения налогоплательщик РФ заплатит 28% налога на дивиденды, из них 15% в Нидерландах и 13% в России. То есть на руки он получит 132,9 рубля.

Если общий доход инвестора превысит 5 млн рублей, то он заплатит по 15% в бюджеты России и королевства.

«Российские брокеры не являются налоговыми агентами и не удерживают налоги по дивидендам, полученным от источников, которые находятся за пределами РФ (статья 214 НК РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ). Налог удерживается в стране эмитента, по правилам и ставкам, которые приняты в данном иностранном государстве», — напоминает специалист по налогам «Открытие Брокер» Светлана Последовская.

Схема взимания налога, по словам юриста «КСК Групп» Андрея Трубицына, следующая:

  1. Иностранный эмитент самостоятельно удерживает налог при выплате дивидендов, до российского инвестора доходит сумма за вычетом налога.
  2. Российский инвестор заполняет до 30 апреля декларацию 3-НДФЛ по полученным дивидендам в предыдущем году, а затем уплачивает НДФЛ с полученных дивидендов.

Налоговые резиденты — эмитенты с Мальты, Кипра, из Люксембурга, а также держатели их активов счастливо избегут дубля оплаты, но перечислять в бюджет станут больше: не 13%, а 15%.

Что будет с доходами по акциям голландских эмитентов российского происхождения?

В рядах голландских эмитентов российского происхождения Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, Veon (материнская компания «Билайна»).

При грубом подсчете, с отменой налогового соглашения их издержки могут вырасти на 10%, прикидывает Ирина Шамраева.

Большинство опрошенных Банки.ру налоговых юристов полагает, что увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на финансовом положении компаний, что приведет к падению стоимости их акций.

Конкретный ущерб для компании от межгосударственного разрыва договоренностей будет зависеть и от модели ее развития.

«Так, компанию Yandex, которая исторически не выплачивает дивиденды, денонсация соглашения коснется меньше, чем компанию Х5 Retail Group, — рассуждает Андрей Трубицын. — X5 ежегодно направляет 30—40 миллиардов рублей на выплату дивидендов.

Таким образом, решение о смене регистрации будет зависеть от экономических последствий денонсации соглашения для конкретной компании».

Представитель X5 Group заявил Банки.ру, что сейчас группа изучает, как скажется на ней разрыв соглашения.

На выплаты акционерам 2021 года этот фактор не повлияет, в дальнейшем же бизнес X5 может оказаться в неравных условиях в сравнении с другими публичными компаниями, что зарегистрированы на Кипре, в Германии и Франции.

«Мы рассчитываем, что негативные последствия такого развития событий для публичных компаний могут быть нивелированы на законодательном уровне. И в этом случае негативных последствий для группы мы не ожидаем», — уточняет собеседник Банки.ру.

Минфин России ранее вел речь о поддержке таких компаний: для этого в Налоговый кодекс собирались внести специальные льготы для них, вспоминает Габил Абдурахманзаде, старший юрист Guskov & Associates.

Что будет с акциями на ИИС?

В отношении ИИС привязка к налоговому соглашению отсутствует, поясняет Ирина Шамраева, партнер FP Wealth Solutions. «Вычет по таким бумагам работать должен, если выполняются необходимые для него условия. Условия получения вычета не изменятся в связи с отменой соглашения», — резюмирует она.

Можно ли будет сменить «прописку»?

Можно, но это стоит дорого. Если публичная компания решится на смену «налоговой прописки», то это ей может дорого обойтись. Налог на выход составляет 25% суммы условной продажи всех ее активов, если она превышает 245 тыс. евро (если меньше, то 15%). К этому добавляется оплата налоговых, юридических и аудиторских специалистов для сопровождения процесса переезда. Он может занять до года.

Более того, есть значительный риск, что компанию заподозрят в попытке сэкономить на налогах, тогда могут быть претензии со стороны России (страны происхождения), Нидерландов (страны регистрации), а также у принимающей страны. Каждое государство проверит обоснованность переезда.

А вот Россия заранее озаботилась данным вопросом возможного возвращения компаний-эмитентов на историческую родину. Специальные административные районы (САР) — на островах Русском (в Приморье) и Октябрьском (в Калининградской области).

Там компании и дальше смогут использовать льготные ставки по дивидендам.

«Однако данный инструмент подходит только крупным компаниям, так как для перехода необходимо осуществить инвестиции в САР в размере не менее 50 миллионов рублей», — предупреждает Габил Абдурахманзаде.

Что это значит для инвесторов?

Риск с отменой соглашения об избежании двойного налогообложения предугадать невозможно. Но он существует и затрагивает интересы эмитентов и инвесторов. Возможно, ситуация с Нидерландами научит участников фондового рынка учитывать и такое развитие событий, когда покупаешь актив.

Но если акции или другие виды ценных бумаг у вас уже на руках, то паниковать не стоит. Ведь крупные публичные компании заинтересованы в инвесторах и постараются максимально выполнить свои обязательства.

Что дальше?

Ожидается, что российский Минфин предложит изменить налоговые соглашения Гонконгу (специальному административному району КНР), Сингапуру и Швейцарии.

Елена СМИРНОВА, Banki.ru

Правительство повысит налоги на вывод капитала в Швейцарию и Гонконг

Повышение налоговых ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН): какие страны затронет и как повлияет на инвесторов

Минфин держит деньги на привязи / Максим Стулов / Ведомости

Президент разрешил правительству продолжать переговоры с другими странами о повышении налогов до 15% на дивиденды и проценты от российских компаний. Первые на очереди Швейцария и Гонконг. Этот вопрос обсуждался вчера на совещании президента Владимира Путина с правительством.

Днем ранее, в понедельник, Минфин отчитался о завершении переговоров об изменении соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром. С 2021 г. налог в отношении дивидендов и процентов повышается до 15% у источника. При этом Кипр сохранил льготные ставки 0% и 5% для страховых компаний, пенсионных фондов и компаний, акции которых торгуются на бирже.

Также не будут облагаться налогом у источника процентные платежи по облигациям, корпоративным и государственным. Сохранилась нулевая ставка и для роялти.

Таким образом, правительство выполнило главное требование президента – повысить налог на доходы от российских источников, но при этом сохранило возможность для крупных компаний привлекать зарубежное финансирование на льготных условиях.

Читайте также:  Новая программа для получения ВНЖ Италии через инвестиции

Пересмотр СИДН Путин инициировал в своем обращении к россиянам в марте. По его словам, повышение налогов для тех, кто получает дивиденды или проценты от российских компаний, восстановит социальную справедливость, а вырученные от новых налогов средства будут направлены на лечение детей.

Кипр стал первой юрисдикцией, которой Минфин направил предложения о пересмотре СИДН. Позже аналогичные предложения были направлены Мальте, Люксембургу и Нидерландам.

Никосия поначалу отказалась менять налоговые условия, в ответ российский Минфин объявил о денонсации СИДН с Кипром, в результате киприотам пришлось искать компромисс с Москвой. Это стало уроком для других квазиофшорных территорий – Мальта и Люксембург сразу согласились ввести налоги, требуемые Россией.

Нидерланды пока не дают ответа на ультиматум российского Минфина, вероятно дожидаясь финальных договоренностей между Россией и Кипром.

«Достижение договоренностей с Кипром показательно по двум причинам, – поясняет директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. – Во-первых, Россия продемонстрировала (в первую очередь другим юрисдикциям), что не намерена отступать с принципиальных позиций, обозначенных президентом.

Во-вторых, был создан прецедент: Россия пошла на своего рода компромисс, допустив исключения для добросовестных структур, созданных с участием кипрских компаний, что позволяет российским группам решать задачи по эффективному привлечению финансирования. Это тоже важно для будущих переговоров с другими странами».

Тем более что Кипр и Люксембург очень похожи по условиям, которые предоставляют иностранным компаниям Швейцария и Гонконг.

«С точки зрения выплаты дивидендов и процентов СИДН между РФ и Швейцарией или Гонконгом схожи с СИДН, заключенными с Кипром, Люксембургом и Нидерландами, – поясняет директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев.

– То есть налог на доходы у источника выплаты в отношении дивидендов можно сократить до 5%, в отношении процентов применяется освобождение».

Однако есть и принципиальные различия, особенно если речь заходит о Швейцарии и Гонконге.

«Эти юрисдикции в меньшей степени использовались для создания холдинговых структур и в большей степени – для активных торговых операций со специальными низкими режимами налогообложения, – отмечает партнер EY, руководитель отдела корпоративного налогообложения в СНГ Дмитрий Бабинер.

– Соответственно, для этих юрисдикций поток дивидендов из России существенно меньше по сравнению с тем же Кипром, традиционной юрисдикцией для российских холдингов. Второй аспект – наличие в Швейцарии крупного местного бизнеса, который инвестирует в Россию, что нехарактерно для Кипра, Мальты, Люксембурга, но схоже с Нидерландами».

Из-за этих особенностей пересмотр соглашений со Швейцарией будет происходить сложнее, чем с Кипром, уверены эксперты.

«Помимо того что это мировой банковский центр и многие бизнесмены до сих пор считают престижным иметь счета в швейцарских банках, там же располагаются внутригрупповые торговые организации, которые продают продукцию российских компаний конечным потребителям, – отмечает Никитин.

– Зачастую они встроены в более сложные структуры с участием других юрисдикций из стран – кандидатов на пересмотр соглашений с РФ. В этом смысле пересмотр СИДН может затронуть крупнейших игроков целого ряда российских добывающих отраслей». В первую очередь пострадают наши экспортеры удобрений и нефти, указывают эксперты.

Интересно, что пересмотр СИДН со Швейцарией начался еще до поручения президента.

«В феврале правительство России официально опубликовало распоряжение «О подписании протокола о внесении изменений в соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г.

, – напоминает адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Евгений Мацак. – По нему если в России выплата дивидендов освобождается от налога, то налог на оставшуюся часть дивидендов будет взиматься и в Швейцарии». Гонконг тоже вряд ли легко согласится на новые российские требования.

«Это обычное место регистрации компании или бизнеса для работы в Юго-Восточной Азии, используемой для корпоративного управления или привлечения финансирования (IPO, облигации, иные формы привлечения капитала)», – отмечает руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF Клара Валентина Воробьева.

При этом российские компании отнюдь не являются приоритетными клиентами для данной юрисдикции – скорее ее используют китайские фирмы как промежуточный пункт для входа в Россию. Так что реальных рычагов для давления на Гонконг у российского Минфина нет. 

Чем бы ни закончился затеянный российскими властями массовый пересмотр СИДН, главными пострадавшими в итоге окажутся компании среднего бизнеса. «Очевидно, что налоговое бремя увеличится на средний семейный непубличный бизнес из Нидерландов, который предоставляет российским дочерним компаниям внутригрупповое финансирование», – отмечает Бабинер.

Кроме того, пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения отразится на реальных инвесторах из указанных стран, что менее актуально в случае Кипра, Мальты, Люксембурга, Гонконга, но очень важно для голландских и швейцарских компаний с дочерними компаниями в России. Под ударом окажутся и российские холдинги, у которых материнские компании находятся в указанных странах, и инвестиционные фонды, управляемые из указанных стран, очерчивает круг пострадавших Бабинер.

Эксперты назвали риски для бизнеса при росте налога на дивиденды — РБК

С классическими офшорами — Британскими Виргинскими островами, Кайманами, Сейшелами, Бермудами, Гернси и Джерси — таких соглашений нет, и при выплате дивидендов применяются максимальные ставки.

Так называемые транзитные юрисдикции, например Кипр, Люксембург, Нидерланды, часто используются при регистрации компаний для выплаты дивидендов по сниженным ставкам, а уже после доходы переводятся в классические офшоры.

Несмотря на ужесточение регулирования в последние годы, ставки 0, 5 и 10% продолжают широко применяться во многих случаях, отмечает Ирина Быховская.

Вероятно, что перед обращением президента ФНС и Минфин уже провели расчеты, сколько налогов с дивидендов по ставке 5% было получено бюджетом в предыдущие годы при выплатах в определенные юрисдикции и насколько доходов было бы больше при ставке в 15%, отметила эксперт.

С каких стран начнут

Минфин должен до 24 апреля определить список международных договоров России об избежании двойного налогообложения и предоставить предложения об их изменении или расторжении. Правительство должно отчитаться о проделанной работе до 25 декабря.

Повышение налога затронет в первую очередь Кипр и другие транзитные юрисдикции, уточнил Минфин. Мера не распространится на процентные доходы по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам от иностранных банков. Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и не будут распространяться на доходы, выплачиваемые в 2020 году.

Кипр является первой мишенью на 2021 год, а к 2022 году список может быть расширен, отмечает Быховская. Вероятно, изменения также затронут соглашения с Нидерландами, Люксембургом, Сингапуром, возможно, с Мальтой и Швейцарией, сообщил РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.

Ставка налога на доходы у источника выплаты в отношении дивидендов с ними может быть снижена до 5%. Ирландия, хотя и входит в число стран, куда перечисляется больше всего дивидендов из России, вряд ли войдет в этот список.

Там реже регистрируют холдинги с российскими активами, и ставка налога может быть снижена только до 10%, пояснил Токарев.

Как изменят правила

По словам экспертов, возможны два варианта изменения соглашений об избежании двойного налогообложения.

  • Прописать в каждом ставку в 15% в отношении дивидендов.
  • Дополнить соглашения положениями об ограничении льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB). Их содержит конвенция против злоупотреблений такими соглашениями (MLI). Она должна вступить в силу в России с 2021 года, автоматически изменив сразу 71 международное соглашение.

Однако пока положения об ограничении льгот (S-LOB) должны распространиться на ограниченный список стран, часто весьма экзотичных, отмечает Токарев.

Ключевые партнеры России, включая Кипр, выбрали только «тест на основную цель», отмечает Быховская.

«Тест на основную цель» — это требование доказать, что основной целью структурирования были бизнес-причины и налоговые соображения не являлись одним из ключевых факторов при создании или выборе структуры.

Вероятно, Россия предложит Кипру дополнить соглашение положением об упрощенном ограничении льгот (S-LOB) до 2021 года — требование о соответствии получателя дохода жестким критериям. «Из-за них льготные ставки не сможет применять большинство холдинговых и финансовых структур», — отметила Быховская.

При заключении новых соглашений или при изменении текущих Минфин уже включает в соглашения положения об ограничении льгот (S-LOB), отмечает Токарев, — например, с США, Японией, Китаем и Швецией. Поэтому было бы логично, если бы Россия включила подобные положения в соглашения с транзитными странами.

Вероятные последствия

Вполне возможно, что экономический результат от введения повышенных требований не оправдает себя, считает Токарев. Бюджетный эффект не будет высоким, согласен Захаров: «По статистике ЦБ, основные выплаты по такому механизму прошли в прошлом и позапрошлом году».

Принятые в последние годы меры по ужесточению налогообложения и борьбе с офшорами и так сильно ограничили лазейки для злоупотреблений.

Это и BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — глобальный план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли), и локальные нормативы о достаточном экономическом присутствии: популярные офшоры под давлением Еврокомиссии установили требования к налоговым резидентам открывать офисы и нанимать сотрудников на их территории.

Кроме того, с 2015 года российские налоговые органы активно применяют концепцию фактического получателя дохода (ФПД). Она запрещает применять льготные ставки при выплате пассивного дохода из России в пользу иностранной компании и другие льготы, если компания создавалась исключительно для налоговой экономии.

Налоговики и сейчас часто отказывают в применении пониженной ставки при выплате дивидендов в наиболее популярные холдинговые юрисдикции, включая Кипр. Налог 15% доначисляют, если видят, что основная цель размещения компании в другой юрисдикции — налоговая, а дивиденды транзитом идут в страну, с которой льготные ставки не предусмотрены.

Читайте также:  Средняя зарплата в россии в 2020 году - с 1 января по регионам таблица, по данным росстата, последние новости

Для многих компаний уже потеряло смысл и стало невыгодным держать холдинги на Кипре, отмечает Захаров. «Тем же, кто, несмотря ни на что, все еще заинтересован в выводе капитала, уплата налога в 15% не составит труда, — многие уже платят налог по максимальной ставке», — пояснил эксперт.

«Очень многие из тех, кто пользуется льготными ставками, имеют такой уровень качественного присутствия в этих странах, включая высокую численность сотрудников, что нельзя назвать их пустышками», — отмечает Быховская.

Под удар могут попасть добросовестные компании, основной целью которых не была налоговая экономия, отмечают эксперты.

Речь идет о российских группах с иностранными субхолдингами, например в Нидерландах или Люксембурге, которые создавались для инвестиций за рубежом.

В ответ на действия России эти страны тоже могут поднять ставку до 15%, и тогда уже российские группы при выплате дивидендов в Россию будут платить больше налогов, но не в российский бюджет.

Вдобавок рост налоговой нагрузки может снизить инвестиционную привлекательность России для компаний, зарегистрированных в транзитных странах, но не связанных с российским бизнесом, заключили эксперты.

Соглашение с Кипром — изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства.

Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов.

Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах.

Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами.

При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран.

При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем.

Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов).

Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

  • 1) российские организации;
  • 2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • 3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование: применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века.

Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

Сидн с кипром – изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов.

Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах.

Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами.

При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран.

При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем.

Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов).

Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

  • 1) российские организации;
  • 2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • 3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.  

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века.

Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

Разъяснение Минфина России о применении льготной ставки по СИДН со странами

В прошлом году были пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и рядом стран – Кипром, Мальтой и Люксембургом – в части увеличения ставки налога у источника до 15% в отношении доходов в виде дивидендов и процентов.

При этом новыми соглашениями определен перечень исключений, в соответствии с которыми в отношении доходов в виде дивидендов и процентов будет применяться льготная ставка в размере 5%. Исключения предусмотрены для институциональных инвестиций, а также для публичных компаний.

  • Минфин России разъясняет нормы Соглашений в части условий, которым должны соответствовать публичные компании для применения льготной ставки по выплатам дивидендов и процентов в их пользу.
  • Положениями соглашений установлено, что ставка 5% распространяется на выплаты доходов в виде дивидендов и процентов российскими организациями в адрес публичных компаний из договаривающихся стран при выполнении ряда условий – компании, имеющие фактическое право на доход, акции которых котируются на зарегистрированной фондовой бирже с минимальной 15% долей акций в свободном обращении, и владеющие в течение года не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы.
  • Касательно условия об обращении на зарегистрированной фондовой бирже акций таких компаний сообщаем следующее.
  • Исходя из положений Соглашений с Кипром, Люксембургом и Мальтой, термин «зарегистрированная фондовая биржа» означает любую фондовую биржу, учрежденную и регулируемую в качестве таковой законодательством любой из договаривающихся стран, то есть России или государства – партнера по Соглашению.
Читайте также:  Вид на жительство в европе для пенсионеров: лучшие страны для жизни на пенсии

Данное толкование основано на том, что всеми указанными Соглашениями определяется круг лиц, на которых они распространяются – к ним отнесены резиденты одной или обеих договаривающихся стран.

Учитывая это, а также то, что соглашения являются двусторонними международными договорами, их положения не применяются резидентами третьих юрисдикций, если иное специально не установлено самими Соглашениями.

При этом терминологией Соглашений с Кипром и Люксембургом определено, что для получения льготы по доходам в виде дивидендов обращаться на бирже могут как акции компании, так и депозитарные расписки по ним. Тогда как в отношении доходов в виде процентов пониженная ставка применяется при условии обращения на бирже исключительно акций.

Что касается российско-мальтийской Конвенции, терминология данной Конвенции не позволяет применять 5% ставку налога при выплате как дивидендов, так и процентов публичным компаниям, у которых в свободном обращении находятся депозитарные расписки, а не акции.

 «После внесения изменений в налоговые соглашения со странами у бизнеса возникли вопросы о применении новых положений, в частности о возможности применения льготной ставки 5% при выплате дивидендов и процентов публичным компаниям.

Мы детально проанализировали этот вопрос, после чего пришли к выводу, что положения Соглашений с Кипром и Люксембугом допускают применение пониженных ставок налога у источника в отношении выплат дивидендов компаниям, у которых на бирже торгуются как акции, так и депозитарные расписки по ним.

Однако при выплате процентов, исходя из норм Соглашений с Кипром и Люксембугом, такой подход неприменим – в этом случае допускается свободное обращение только акций», – пояснил статс-секретарь – замминистра Алексей Сазанов. 

Изменения в Соглашения об избежании двойного налогообложения

  • В России продолжается процесс пересмотра Соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН»).
  • В дополнение к нововведениям, связанным со вступлением в силу Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI), обзор которых мы представляли Вашему вниманию ранее , будет повышена ставка налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые в ряд зарубежных юрисдикций.
  • Ниже представлены наш анализ предстоящих изменений и рекомендации по подготовке к ним.

Юрисдикции, СИДН с которыми изменятся

Россия подписала с Кипром и Мальтой Протоколы о внесении изменений в действующие СИДН, в соответствии с которыми будут повышены ставки налога у источника на выплачиваемые из России дивиденды и проценты.

Аналогичные изменения уже согласованы с Люксембургом, продолжаются переговоры с Нидерландами.

Изменения в СИДН также могут быть предложены Гонконгу и Швейцарии. Пока неизвестно, будет ли данный перечень юрисдикций расширен.

Повышение ставок на дивиденды и проценты

  1. В соответствии с большинством российских СИДН налог у источника на дивиденды установлен в размере 5% или 10%,
    а для процентных выплат предусмотрено освобождение при их выплате лицу, имеющему фактическое право на соответствующие доходы.

  2. В результате внесения изменений в СИДН ставки налога у источника на дивиденды и проценты будут повышены до 15%.

  3. Обращаем внимание, что в отношении других доходов (например, роялти, которые часто освобождаются от налога у источника в рамках СИДН) изменений не предусмотрено.

Новые условия для применения льгот

Количество лиц, имеющих право на льготные налоговые ставки, значительно сократится.

Так, согласно новым Протоколам к СИДН с Кипром и Мальтой, 5% ставка налога у источника будет применяться к дивидендам, если лицом, имеющим фактическое право на них, будет являться:

  • {{1)}}компания — налоговый резидент другого Договаривающегося Государства,
    • {{a)}}акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении; и
    • {{b)}}которая прямо владеет не менее чем 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней («Публичная Компания»);
  • {{2)}}страховое учреждение или пенсионный фонд другого Договаривающегося Государства;
  • {{3)}}Правительство, политическое подразделение или местный орган власти другого Договаривающегося Государства;
  • {{4)}}Центральный банк другого Договаривающегося Государства.

Согласно Протоколу к СИДН с Кипром, выплачиваемые проценты будут облагаться налогом следующим образом:

  • {{1)}}5% ставка предусмотрена для процентов, фактическое право на которые имеет Публичная Компания;
  • {{2)}}освобождение от налогообложения в государстве-источнике предусмотрено для:
    • {{a)}}процентов, фактическое право на которые имеет один из субъектов, указанных в пунктах (2), (3) и (4) выше, или банк;
    • {{b)}}процентов по следующим ценным бумагам, котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже:
      • {{(i)}}государственным облигациям,
      • {{(ii)}}корпоративным облигациям,
      • {{(iii)}}еврооблигациям.

В Протоколе к СИДН с Мальтой, для процентных доходов освобождение от налога у источника не предусмотрено. Все вышеперечисленные организации имеют право на 5% ставку.
Согласно указанным Протоколам, изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Мы ожидаем, что такой подход может быть применен и к иным юрисдикциям.

Возможные стратегии

Рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий в связи с предстоящими изменениями:

  • {{1)}}использование «сквозного» подхода, позволяющего применять положения СИДН с иным лицом, имеющим фактическое право на получаемые доходы Если таким лицом является российская компания, в настоящий момент возможно применять ставку 0% к выплачиваемым дивидендам при условии, что:
    • {{(i)}}ее доля в выплачивающей дивиденды компании составляет не менее 50%,
    • {{(ii)}}она владеет акциями такой компании в течение 365 дней.

    При этом необходимо оценить возможные риски налоговых претензий в отношении предшествующих периодов, когда иная компания указывалась как лицо, имеющее фактическое право на доход.

  • {{2)}}приобретение статуса Публичной Компании для сохранения возможности применять льготы в соответствии с СИДН

    Помимо применения льготных ставок данный вариант позволит подтверждать фактическое право на доход в упрощенном порядке , однако он не всегда приемлем с точки зрения затрат и структурирования процессов управления внутри группы.

    • {{3)}}добровольное признание иностранной компании российским налоговым резидентом
    • Данный вариант подходит для случаев, когда управление иностранной компанией фактически осуществляется с территории России.
    • В настоящий момент статус налогового резидента позволяет иностранной компании применять ставку 0% к получаемым дивидендам при условии соответствия иностранной компании критериям, обозначенным в пункте (1).
  • {{4)}}редомициляция иностранной компании в специальные административные районы («САР») на острове Русский или Октябрьский с получением статуса «международной холдинговой компании» («МХК»)

    Данный вариант позволяет применять ставку 0% к дивидендам при соблюдении критериев существенного участия. Однако в отличие от стандартной ситуации размер вклада в уставной капитал выплачивающей дивиденды компании должен составлять не менее 15% (вместо 50%).

    Также для МХК предусмотрены и иные налоговые льготы, например, невключение прибыли контролируемых иностранных компаний в налоговую базу (до 2029 года), применение нулевой ставки налога на прибыль к доходам от реализации долей и акций организаций (при соблюдении ряда условий).

    В то же время редомициляция в САР и приобретение статуса МХК предполагает необходимость соблюдения ряда критериев, включая инвестирование в российскую экономику не менее 50 млн. руб.

  • {{5)}}выплата дивидендов и процентов до наступления 2021 года с применением льготных положения СИДН

    Данный вариант является краткосрочным решением, не отменяющим необходимость проведения реструктуризации внутри группы или пересмотра стратегии применения СИДН при прохождении значительных денежных потоков через холдинговые и финансовые компании группы, расположенные в юрисдикциях, СИДН с которыми изменятся, а также требует особого внимания к подтверждению статуса бенефициарного собственника дохода в отношении лица, к которому будут применяться положения СИДН при текущей выплате доходов.

  1. Обращаем внимание, что каждый из указанных вариантов действий требует тщательной разработки стратегии с учетом правоприменительной практики и возможных изменений в законодательстве.
  2. В частности, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий отмену нулевой ставки для дивидендов при использовании «сквозного подхода» и добровольном признании иностранной организации российским налоговым резидентом, а также ряд других изменений.
  3. При соблюдении определенных условий существующей льготой можно будет воспользоваться в течение переходного периода до конца 2023 года.
  4. Специалисты АЛРУД следят за развитием событий и будут рады предложить Вам свой опыт в структурировании трансграничных сделок и поддержку при применении СИДН.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Налогообложение Частные клиенты

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector