С 28 августа 2020 года вступил в силу пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).
Благодаря принятию пакета законов российская Арктика становится крупнейшей в России и мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций.
Мурманская область – один из немногих регионов, который полностью вошел в Арктическую зону.
111 РЕЗИДЕНТОВ | 142.3 ОБЩИЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, МЛРД ₽ | 4571 НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТО |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Преференции для резидентов Арктической зоны РФ
СУБСИДИРОВАНИЕ 75% СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВСтавка: 7,5% для лиц, не относящихся к МСП 3,75% для МСП Для вновь созданных рабочих мест. Не распространяется на проекты, связанные с добычей углеводородного сырья. | НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО Ставка: % первые 5 лет 1,1% последующие 5 лет Вместо 2,2% | НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬСтавка: 5% первые 5 лет 10% последующие 5 лет С момента получения первой прибыли. Не распространяется на проекты в области добычи полезных ископаемых, производства сжиженного природного газа, а также переработки углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии Вместо 20% |
НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ Ставка: 0% на 3 года Вместо 1,5% | НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Ставка: 0,5 от действующей ставки до 31 декабря 2032 г.В отношении твердых полезных ископаемых. Только для новых месторождений.Объем льготы не может превышать объем частных инвестиций в инфраструктуру, обогащение или переработку | УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯДоходы: 1% первые 3 года 3% последующие 3 года Вместо 6% Доходы — расходы: 5% первые 3 года 10% последующие 3 года Вместо 15% |
![]() |
![]() |
![]() |
Критерии к Заявителю
|
Алгоритм получения статуса резидента Арктической зоны РФ
![]() |
![]() |
Принятие решения по Заявке направление ответа Заявителю в течение 5 рабочих днейс момента принятия решения | Заключение Соглашения в течение 1 месяца со дня принятия решения | Включение в реестр резидентов АЗРФ в течение 5 рабочих дней с момента подписания Соглашения |
Уполномоченные органы
Уполномоченный орган | Управляющая компания «Столица Арктики» info.arctika@erdc.ru +7 (8152) 566-533 | Консультационная и организационная поддержка резидентов на территории Мурманской области:
corp@invest-murman.ru +7 (8152) 567-787 |
Частые вопросы
Меры поддержки
2356
количество резидентов
6250
объем инвестиций
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Ямало-Ненецкий автономный округ полностью входит в границы Арктической зоны.
Инициаторы новых инвестиционных проектов на территории Арктической зоны РФ с объемом инвестиций более 1 млн. рублей могут получать административные и налоговые преференции.
Налоговые льготы
· НДС — нулевая ставка для работ (услуг) по перевозке грузов за пределы РФ морским транспортом и услуг по ледокольной проводке морских судов, осуществляющих перевозку грузов за пределы РФ · НДПИ — ставка 0 рублей по при добыче горючего газа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, произведенной на новых производственных мощностях, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 года- · НДПИ — ставка — 0.5 действующей ставки (в отношении твердых полезных ископаемых; только для новых месторождений. Объем льготы не может превышать объем частных инвестиций в инфраструктуру, обогащение или переработку) · страховые взносы — субсидирование: 75% объема страховых взносов (только для новых рабочих мест; не распространяется на проекты в области добычи полезных ископаемых) 3.75% — ставка по страховым взносам субъектов МСП-резидентов АЗРФ · налог на прибыль — ставка в федеральный бюджет – 0%, в бюджет субъекта — 5% в течение 5 лет начиная с налогового периода (для ОКВЭД 79, 95 и 96) · налог на имущество организаций – ставка 1,1 % применяется организациями в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного при реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа инвестиционных проектов. Действует с момента постановки имущества на баланс (Только для ОКВЭД 79) · УСН – ставка 1 % (объект налогообложения доходы) (Только для ОКВЭД 79),
· земельный налог — освобождение от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента получения статуса Резидента АЗРФ. (Для проектов в туристической сфере).
Административные преференции
· возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) на обустроенных и оборудованных участках резидентов Арктической зоны · предоставление резидентам Арктической зоны земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов · возможность проведения проверок в отношении резидентов Арктической зоны только по согласованию Минвостокразвития России и в сокращенные сроки · одновременное осуществление экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации · защита интересов резидентов в суде (УК вправе представлять и защищать в суде интересы обратившихся к ней резидентов АЗРФ)
· особый регламент работы пунктов пропуска на государственной границе РФ в российской Арктике
Федеральный закон 193-ФЗ
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики
Инвестиционный портал Арктической зоны России
Правительство Архангельской области
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» индивидуальные предприниматели и юридические лица, реализующие новые проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ), могут претендовать на расширенный преференциальный режим ведения деятельности, в том числе на:
- налоговые льготы;
- возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до конечной ставки 7,6 %;
- предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам;
- налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых;
- предоставление земельных участков без торгов;
- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Резидентом АЗРФ может быть индивидуальный предприниматель или организация, планирующая реализовать новый инвестиционный проект, либо если виды предпринимательской деятельности являются для компании новыми.
Объем капитальных вложений в проект не может быть менее 1 млн. рублей. При определении минимального объема капитальных вложений учитываются затраты на создание, либо модернизацию объектов недвижимости.
Справка:
К территориям АЗРФ в Архангельской области относятся:
- муниципальное образование «Город Архангельск»;
- муниципальное образование «Мезенский муниципальный район»;
- муниципальное образование городской округ «Новая Земля»;
- муниципальное образование «Город Новодвинск»;
- муниципальное образование «Онежский муниципальный район»;
- муниципальное образование «Приморский муниципальный район»;
- городской округ «Северодвинск»;
- муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район»;
- муниципальное образование «Пинежский муниципальный район».
В настоящее время на региональном уровне принят областной закон от 25 ноября 2020 г. № 349-21-ОЗ «О налоговых льготах для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Архангельской области и о внесении изменений в отдельные областные законы» (далее — областной закон).
Областным законом установлены следующие налоговые льготы для резидентов АЗРФ:
- пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций (5 % — в течение первых 5 лет, 10 % — в течение последующих 5 лет);
- пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций (0,1 % — в течение первых 5 лет; 1,1 % — в течение последующих 5 лет);
- пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения: 1 % — в течение 5 лет, если объект налогообложения — «доходы»; 5 % — в течение 5 лет, если объект налогообложения — «доходы минус расходы»
Положения областного закона вступили в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Правительством Архангельской области 28 августа 2020 г., автономная некоммерческая организация Архангельской области «Агентство регионального развития» наделена функциями управляющей компании.
Более подробная информация о преференция для резидентов АЗРФ доступна на официальном сайте АНО АО «Агентство регионального развития» https://msp29.ru/ru/arctic_zone/.
Горячая линия в Telegram: https://t.me/arcticrussia_bot
Вебинары по мерам поддержки для резидентов АЗРФ доступны на YouTube-канале проекта Arctic-Russia.ru по ссылке https://www.youtube.com/c/ArcticRussia
Развитие инвестиционной деятельности и государственная поддержка предпринимательской деятельности в арктической зоне российской федерации
- Критерии отбора инвестиционного проекта:
- а) цели инвестиционного проекта соответствуют целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
- б) полная стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 300 млн. рублей;
- в) реализация инвестиционного проекта требует создания и (или) модернизации объектов капитального строительства, являющихся объектами инфраструктуры;
- г) общий размер средств государственной поддержки по предполагаемому к реализации инвестиционному проекту не превышает 20 процентов заявленных частных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта;
- л) реализация инвестиционного проекта предполагает создание новых рабочих мест;
- е) значение показателя бюджетной эффективности инвестиционного проекта, рассчитанного как сумма приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период реализации инвестиционного проекта и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта в течение 10 лет с момента отбора инвестиционного проекта, должно быть положительным либо равно нулю. Ставка дисконтирования, используемая в расчете бюджетной эффективности инвестиционного проекта, применяется равной либо превышающей величину доходности к погашению по облигациям федерального займа со сроком, максимально близким к 10 годам;
- ж) реализация инвестиционного проекта предполагает расположение производственной площадки инвестиционного проекта на территории Арктической зоны Российской Федерации;
- з) юридическое лицо отвечает критериям, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
- и) доля собственных средств юридического лица в предполагаемом к реализации инвестиционном проекте составляет не менее 15 процентов полной стоимости инвестиционного проекта.
- Юридическое лицо, которое планирует реализовать инвестиционный проект и намерено участвовать в отборе инвестиционных проектов, должно соответствовать следующим критериям:
- а) юридическое лицо или участники (акционеры), доля которых в уставном капитале юридического лица составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган юридического лица и (или) его заместители, а также привлекаемые к реализации инвестиционного проекта подрядчики имеют опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость и обеспечение достижения запланированных показателей экономической эффективности;
- б) юридическое лицо зарегистрировано на территории Арктической зоны Российской Федерации;
- в) юридическое лицо не имеет просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- г) юридическое лицо не имеет возбужденного в отношении его производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
- д) юридическое лицо в полном объеме исполняет свои обязательства по уплате процентов за пользование кредитами (займами), предоставленными юридическому лицу, в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа);
- е) юридическое лицо или участники (акционеры), доля которых в уставном капитале юридического лица составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган юридического лица и (или) его заместители не имеют регистрации в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
- ж) юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, а также не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
- з) юридическое лицо не имеет статуса кредитной организации, страховой организации, инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, ломбарда, а также участника соглашений о разделе продукции.
Порядок и сроки проведения отбора инвестиционных проектов:
ШАГ 1.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее — Министерство) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет'’ уведомление о начале отбора инвестиционных проектов и утверждаемые Министерством методические рекомендации по порядку оформления и подаче документов для участия в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, указанных в пункте 7 настоящих Правил. Решение о проведении отбора инвестиционных проектов принимается Министром
Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (уполномоченным заместителем министра).
ШАГ 2.
Юридическое лицо, намеренное участвовать в отборе инвестиционных проектов, представляет в Министерство заявление о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, по форме согласно приложению (далее — заявление) и документы, подтверждающие соответствие юридического лица критериям, указанным в пункте 4 настоящих Правил. Также юридическое лицо с учетом требований настоящих Правил и методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, представляет следующие документы:
- а) информация о реализованных инвестиционных проектах;
- б) сведения об участии юридического лица в промышленных, финансовых, банковских группах, холдингах, концернах, ассоциациях и партнерствах или письмо об отсутствии такого участия;
- в) бизнес-план, финансово-экономическая модель инвестиционного проекта, информация о планируемых результатах реализации инвестиционного проекта, справка-обоснование по объектам капитального строительства (объектам инфраструктуры) и расчет сметной стоимости объектов капитального строительства (объектов инфрас труктуры);
- г) документы, подтверждающие наличие частных инвестиций и собственных средств юридического лица в структуре финансирования инвестиционного проекта в форме капитальных вложений;
- д) информация о границах территории Арктической зоны Российской Федерации, на которой будет реализован инвестиционный проект, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, иной объект (в случае их отсутствия — предварительное соглашение о приобретении (пользовании) объектом) (при наличии), обоснование выбора производственной, строительной площадки по инвестиционному проекту;
- с) заключение, подтверждающее обоснованность расчетов бизнес- плана и финансово-экономической модели, содержащее оценку рисков инвестиционного проекта и его бюджетной эффективности, которое подготовлено банком, принявшим решение о кредитовании юридического лица в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта. В случае если на день подачи документов на рассмотрение в Министерство в отношении инвестиционного проекта таким банком не принято решение
- о кредитовании юридического лица в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта либо отказано в подготовке указанного заключения, представляется заключение акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» и (или) автономной некоммерческой организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»;
- ж) документальное подтверждение со стороны соинвестора (соинвесторов) инвестиционного проекта и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли полной стоимости инвестиционного проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами юридического лица.
- ШАГ 3. Министерство:
- а) регистрирует в порядке очередности заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, в течение 2 рабочих дней со дня их поступления;
- б) запрашивает в течение дня со дня регистрации заявления и документов в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в Федеральной налоговой службе в отношении юридического лица сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об учредительных документах и (или) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, о лицензиях, полученных юридическим лицом, в случае если для занятия соответствующим видом деятельности необходима лицензия. Федеральная налоговая служба в течение 1 рабочего дня со дня получения межведомственного запроса представляет в Министерство указанные сведения;
в) проверяет полноту содержащихся в них сведений, рассматривает вопрос о соответствии юридического лица критериям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, и проверяет соответствие инвестиционного проекта критериям, установленным пунктом 3 настоящих Правил, в течение 7 рабочих дней с даты их поступления. Указанный срок может быть продлен Министерством не более чем на 10 рабочих дней в целях получения дополнительных материалов и информации, которые необходимы для осуществления проверки полноты содержащихся в представленных документах сведений.
- Основаниями для возврата заявления являются:
- а) непредставление (представление в неполном объеме) документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил;
- б) недостоверность информации, содержащейся в представленных документах;
- в) несоответствие юридического лица критериям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, или несоответствие инвестиционного проекта критериям, установленным пунктом 3 настоящих Правил.
- В случае принятия решения о возврате заявления, основания для
- возврата которого определены пунктом 9 настоящих Правил,
- Министерство в течение 5 рабочих дней направляет по адресу, указанному в заявлении, уведомление с указанием причин принятия такого решения.
- ШАГ 4. Министерство, по результатам проверки документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, формирует проект перечня инвестиционных проектов, в котором указываются (отдельно в отношении каждого инвестиционного проекта):
- а) наименование инвестиционного проекта;
- б) цели и задачи реализации инвестиционного проекта;
- в) вид экономической деятельности, который соответствует Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- г) срок реализации инвестиционного проекта;
- д) полное наименование юридического лица.
- Министерство в течение 3 рабочих дней после формирования проекта перечня инвестиционных проектов представляет его для рассмотрения и согласования членам президиума с обосновывающими материалами по каждому из инвестиционных проектов и указанием предварительной даты заседания президиума.
- Президиум рассматривает представленный в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил проект перечня инвестиционных проектов и выносит решение о его согласовании (об отборе инвестиционных проектов).
- В случае принятия президиумом решения об исключении инвестиционного проекта из проекта перечня инвестиционных проектов Министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения протокола заседания президиума направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, информацию о принятом решении.
Инвестиционный проект, в отношении которого принято решение об исключении из проекта перечня инвестиционных проектов, может быть представлен повторно на рассмотрение в Министерство в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. При этом один и тот же инвестиционный проект не может быть представлен на рассмотрение президиума более 2 раз.
По рассмотренному и согласованному президиумом проекту перечня инвестиционных проектов Министерством подготавливается проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня инвестиционных проектов.
В случае если по истечении 3 лет со дня издания распоряжения Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил, юридическим лицом не начата реализация мероприятий, составляющих инвестиционный проект, Министерство инициирует исключение такого инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов.
Поддержка резидентов арктической зоны российской федерации
С 28 августа 2020 года вступил в силу пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).
Благодаря принятию пакета законов российская Арктика становится крупнейшей в России и мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций. Мурманская область – один из немногих регионов, который полностью вошел в Арктическую зону.
СУТЬ ПОДДЕРЖКИ — Административные и налоговые преференции
ПОЛУЧАТЕЛИ — Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Инициаторы новых проектов на территории АЗРФ
ТЕРРИТОРИЯ — Мурманская область
|
|
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Ставка:5% первые 5 лет 10% последующие 5 лет
|
|
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ
до 31 декабря 2032 г.
|
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Доходы:1% первые 3 года 3% последующие 3 года
10% последующие 3 года Вместо 15% |
|
|
|
- Статус резидента Арктической зоны РФ в Мурманской области могут получить коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, регистрация которых осуществлена на территории региона.
- Минимальный объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее 1 млн рублей (без учета НДС).
- Инвестиционный проект или направление деятельности должно являться новым для Заявителя на момент подачи Заявки.
- Новым проектом считается такой проект, в рамках которого на момент подачи заявки объем осуществленных капитальных вложений составляет менее 25% от общего объема инвестиций, предусмотренных бизнес-планом (без учета расходов на приобретение лицензий на пользование недрами (при наличии).
- У Заявителя не должно быть статуса участника регионального инвестиционного проекта.
- Заявитель не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
- У Заявителя не должно быть недоимок по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также задолженностей по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Заявителя
Стартовал прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны России
Прием заявок от потенциальных инвесторов на получение статуса резидента Арктической зоны России начался 28 августа, со вступлением в силу пакета федеральных законов о системе преференций в Арктике.
«Техническая возможность подачи заявки на статус резидента Арктической зоны появилась на сайте arctic-russia.ru 28 августа после полуночи по московскому времени, а регистрация открылась еще накануне.
В личном кабинете у инвестора при поддержке сотрудников институтов развития будет возможность полностью отработать заявку, правильно сформировав пакет документов, и затем без проволочек в десятидневный срок стать резидентом Арктической зоны России и получить весь набор привилегий для ведения бизнеса», — рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.
Попасть в личный кабинет можно в разделе «Инвестору». Форма регистрации максимально упрощена и включает в себя базовую информацию о заявителе и планируемом инвестиционном проекте. Процедура регистрации стандартная: после заполнения и отправки анкеты предприниматель получит на указанную им электронную почту подтверждение о принятии заявки.
После прохождения регистрации, когда инвестору будет открыт доступ в личный кабинет, он получит полный спектр информации об услугах и сервисах, которыми сможет воспользоваться, а также возможность подать заявку на получение статуса резидента. Эта процедура также максимально упрощена.
После нажатия кнопки «подать заявку» потенциальный резидент увидит алгоритм из трех простых шагов по формированию пакета документов (приложен полный перечень из 11 документов с формами для заполнения, включая саму заявку) и последним шагом станет его отправка.
Статус заявки предприниматель сможет отслеживать в кабинете.
Как пояснил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, кабинет инвестора создан не только для упрощения процесса получения статуса резидента АЗРФ, это система «единого окна», которая позволяет инициаторам инвестпроектов в удобном формате взаимодействовать с Минвостокразвития и институтами развития Арктической зоны, оперативно получать ответы и помощь при выявлении проблем.
«Для подготовки к запуску работы кабинета инвестора Минвостокразвития заблаговременно начало проводить онлайн-консультации для представителей региональных властей арктических территорий и институтов развития, которые будут на местах работать с потенциальными резидентами. Консультации будут проводить и дальше. А в дальнейшем ответы на наиболее распространенные вопросы планируется разместить на сайте arctic-russia.ruв рубрике «Вопрос — ответ»», — пояснил Александр Крутиков.
Претендовать на статус резидента Арктической зоны могут зарегистрированные на территории Арктики юридические лица (индивидуальные предприниматели), планирующие реализацию нового инвестпроекта либо запуск нового вида экономической деятельности с капитальными вложениями не менее 1 миллиона рублей. Кроме того, у компании не должно быть задолженности по налогам и сборам размером более 25% балансовой стоимости активов, организация не должна находиться в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации.
«Сделаны важные шаги в совершенствовании системы государственного управления по развитию арктического региона. Практически вся российская Арктика становится специальной экономической зоной с набором налоговых льгот.
Самое главное – меняется принцип: если на предыдущем этапе государство само инвестировало в Арктику, причем в не очень больших объемах, то сейчас мы говорим о поддержке инвесторов и оказании содействия проектам в сфере экономики.
Мы будем и дальше улучшать условия для ведения бизнеса, развивать экономику арктических территорий, потому что именно это позволит в дальнейшем улучшить условия жизни людей», — ранее говорил возглавляющий Государственную комиссию по вопросам развития Арктики вице-премьер – полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.
Президент России Владимир Путин 13 июля подписал пакет федеральных законов о системе преференций в Арктике.
В подготовленный Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики пакет входят федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», связанные с его принятием изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ.
Благодаря принятию пакета законов о системе преференций российская Арктика становится крупнейшей в России и мире экономической зоной площадью почти 5 миллионов квадратных километров с единым набором преференций, превосходящим лучшие европейские и азиатские.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации: новые преференции для бизнеса
В ходе пресс-конференции, состоявшейся 21 июля на площадке информационного агентства «Интерфакс» в режиме видеоконференции, заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов ответили на вопросы журналистов о развитии Арктической зоны России, предоставлении новых преференций для предпринимателей, поддержке социальной сферы.
Отрывая пресс-конференцию, Юрий Трутнев напомнил, что полтора года назад Президент Владимир Путин поставил задачу привести систему управления развитием Арктической зоны в соответствие с вызовами, стоящими перед страной.
«Когда мы говорим о вызовах, то имеем в виду и внешние вызовы, связанные с ростом конкуренции за экономические возможности Арктики, и внутренние, связанные с оттоком населения, низким качеством жизни, отсутствием инфраструктуры», – пояснил Юрий Трутнев.
За прошедшие полтора года была реформирована Госкомиссия по вопросам развития Арктики. В структуре Правительства появилось Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, создан единый центр компетенций. Работа по Арктической зоне распространилась на полномочия институтов развития Дальнего Востока.
Издан Указ главы государства «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Разработаны проекты стратегий развития Арктического региона и государственные программы. Главным механизмом реализации Основ станет Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Проект Стратегии подготовлен, согласован в Правительстве и передан на рассмотрение в Администрацию Президента.
Для инвесторов, работающих в Арктической зоне, сформирована система преференций. «Прежде всего мы считали важным создать систему преференций для инвесторов. Совершенно понятно, что другого способа развития экономики не существует.
Кстати, хорошим подтверждением тому, что развитие экономики, развитие жизни и развитие социума – связанные процессы, является тот факт, что когда мы говорим об оттоке населения из Арктической зоны, то отток происходит не из всех территорий.
Численность населения стабильна и даже прирастает на Ямале, Чукотке и в Норильске – там, где реализуются новые экономические проекты. 13 июля Президентом подписан пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике.
Имея в виду ранее (18 марта) подписанный закон о льготах для добычных проектов (в сфере и переработки углеводородного сырья), базовую систему преференций в Арктике можно считать созданной», – отметил Юрий Трутнев.
«Вся российская Арктика стала специальной экономической зоной, причём крупнейшей в мире (площадью почти 5 млн кв. км).
Сегодня любой предприниматель, готовый вложить в Арктическую зону не менее 1 млн рублей (в любой не запрещённой на территории России деятельности), сможет получить статус резидента», – сказал вице-премьер.
Приём заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнётся 28 августа.
В соответствии с принятыми законами инвесторы могут воспользоваться рядом льгот.
Так, для проектов в сфере добычи и переработки нефти и газа установлены: НДПИ – 5% на 15 лет для проектов по добыче нефти на шельфе; НДПИ – 0% на 12 лет для проектов в сфере производства СПГ и газохимии; предусмотрено право регионов до нуля снижать региональную часть налога на прибыль; НДПИ – 0% на 12 лет для проектов по освоению новых нефтяных месторождений в Восточной Арктике; налоговый вычет из НДПИ в объёме инвестиций в инфраструктуру для новых нефтяных месторождений на Таймыре. Для проектов в сфере добычи и переработки твёрдых полезных ископаемых установлен НДПИ – половина действующей ставки на 12 лет для новых месторождений (но не более чем в объёме инвестиций в инфраструктуру, а также новые обогатительные или перерабатывающие мощности). Для недобычных проектов федеральная часть налога на прибыль составит 0% в течение 10 лет; регионы получили право до нуля снижать региональную часть налога; предполагается возмещение 75% объёма страховых взносов в отношении новых рабочих мест. Для всех компаний обнулён НДС на морские перевозки и ледокольное сопровождение экспортных грузов.
«Мы провели работу со всеми арктическими регионами. На сегодняшний день они подтвердили готовность устанавливать льготные ставки по налогу на имущество, земельному налогу и упрощённой системе налогообложения.
Кроме налоговых льгот предусмотрена возможность установления свободной таможенной зоны; предоставление со стороны регионов земельных участков без торгов; сокращённые сроки проверок со стороны контрольных органов; сокращённые сроки таможенного оформления грузов и экспертизы проектной документации. Необходимо привлечь как можно больше инвестиций в Арктический регион. Никаких других способов экономического и, как следствие, социального развития не существует. Мы будем анализировать, как будет работать созданная система преференций, и при необходимости будем её совершенствовать в целях развития экономики Арктической зоны», – пояснил Юрий Трутнев.
Инвесторам, реализующим проекты в Арктике, будут компенсироваться только страховые взносы. На этот объём компенсаций в федеральном бюджете планируется зарезервировать средства в размере 2 млрд рублей.
«Образуются новые проекты, которые сначала будут платить меньше налогов в федеральный и региональный бюджеты, но это и является условием появления таких проектов, иначе они в Арктике не возникнут», – пояснил вице-премьер.
По словам Юрия Трутнева, инвесторы могут получить инфраструктурную поддержку для реализации инвестпроектов. Основным критерием станет мультипликатор проекта. Предполагается, что он будет не ниже 1 к 10.
«Мы исходим из того, что на 10 рублей частных вложений мы должны выделить 1 рубль инвестиций в инфраструктуру. Для этого у нас предусмотрены средства государственной программы и инструмент, связанный с налоговым вычетом за счёт вложения в инфраструктуру», – заметил он.
Первый этап отбора на получение инфраструктурной поддержки был завершён 1 июля текущего года. В рамках первого этапа отбора в Минвостокразвития России поступили заявки на поддержку 13 инвестпроектов с частными инвестициями 212,5 млрд рублей.
Соответствующими требованиям признаны 7 инвестпроектов с частными инвестициями 187 млрд рублей.
В мае этого года на территории Мурманской области сформирован ТОР «Столица Арктики». Мурманская ТОР создана для поддержки проектов, реализация которых уже начата и которые не попадают под действие арктических преференций.
Первым резидентом ТОР стал Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ПАО «Новатэк» с объёмом инвестиций 193 млрд рублей. Готовятся заявки ещё от двух компаний для поддержки строительства терминала для перевалки удобрений в морском порту Мурманск и угольного терминала «Лавна».
ТОР может быть расширена на инвестиционную площадку для строительства туристического кластера «Порт Лиинахамари». Идёт согласование перечня земельных участков с Минобороны России.
Александр Козлов рассказал о работе по развитию Северного морского пути и увеличению грузоперевозок. В 2018 году объём грузоперевозок составил 20 млн т, в 2019 году – 31,5 млн т. В первом полугодии 2020 года наблюдается незначительный прирост (+2%) объёма грузоперевозок в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года.
По итогам текущего года ожидается объём грузоперевозок в размере 32 млн т. По поручению Юрия Трутнева Минвостокразвития России совместно с другими федеральными министерствами проводит оценку необходимых мероприятий по модернизации и созданию новой инфраструктуры Севморпути для обеспечения безопасности судов.
Госкорпорация «Росатом» совместно с Минвостокразвития России проводит анализ мест для размещения портов-хабов Севморпути на западе и востоке, а также готовит экономическую модель создания российского контейнерного оператора для осуществления международных и каботажных перевозок по акватории.
Эта работа должна быть завершена до конца 2020 года.
«Мы ждём исполнения решений, которые озвучил Президент и которые уже начали исполняться. Это в первую очередь создание атомного ледокольного флота, который позволит обеспечить ледовую проводку судов для выполнения трафика.
Это будет напрямую влиять на скорость прохождения грузов и на экономические расчёты компаний, которые будут перевозить свои грузы», – заметил он.
Запланировано строительство не менее 5 универсальных атомных ледоколов проекта 22220, 3 атомных ледоколов проекта «Лидер», 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, 3 гидрографических и 2 лоцмейстерских судов.
Обсуждение коснулось строящейся железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе «Северный широтный ход».
Новая магистраль разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль, возникнут новые железнодорожные подходы к месторождениям.
Как уточнил глава Минвостокразвития России, реализация данного проекта заложена в инвестиционной программе ОАО «РЖД». В стадии проработки находится ещё один проект – «Северный широтный ход – 2».
В соответствии с Указом Президента «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» Правительству поставлена задача расширить участие частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией. Большинство разногласий по законопроекту по либерализации доступа частных инвесторов к шельфу Арктики урегулированы, однако остаются нерешённые вопросы с ФАС и Минэнерго России, касающиеся доли государства в консорциумах.
Поднимался вопрос об экологической и социальной ответственности компаний, участвующих в разработке полезных ископаемых в Арктике. Планируется провести проверку объектов и проектов на предмет соблюдения экологического законодательства.
Ещё одной темой пресс-конференции стала поддержка социальной сферы. Для финансирования социального развития северных территорий создаётся Фонд развития Арктики.
В фонд планируется зачислять 50% налоговых и неналоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет от новых проектов, реализуемых с государственной поддержкой на территории Арктической зоны.
Доходами фонда станут поступления в результате уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость (за вычетом суммы налога, возмещённой в установленном порядке), акцизов, таможенных пошлин начиная с 2020 года.
Средства фонда могут предоставляться на субсидии (в том числе юридическим лицам), трансферты субъектам, бюджетные инвестиции в рамках арктической госпрограммы. Создание фонда поддержано Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. Минфином России обсуждается механизм правового оформления работы фонда. В соответствии с общенациональным планом механизм должен быть принят до конца 2020 года.
Планируется запуск программы по предоставлению гражданам на арктических территориях земельных участков на безвозмездной основе. Такой механизм разработан Минвостокразвития России по инициативе арктических регионов. При разработке программы учитывалось, что в Арктической зоне проживает 2,5 миллиона человек, из них более 90% – в городах.
Предложение по предоставлению «арктического гектара» поддержано Правительством. Соответствующий законопроект подготовлен и проходит согласование с федеральными ведомствами. Арктические регионы определят территории, на которых будут предоставляться земельные участки; ограничений на предоставление участков рядом с городами на федеральном уровне не будет.
При определении таких территорий регионы должны учитывать интересы коренных народов Севера. Участки предоставляются из расчёта один гектар на человека в пользование на пять лет, а при условии освоения землю можно будет оформить в собственность. В первые шесть месяцев участки будут предоставляться только местным жителям, после – любым гражданам России.
Предоставление земельных участков начнётся с 1 июня 2021 года.
Для поддержки коренных малочисленных народов (КМНС) принятые федеральные законы предусматривают комплекс мер по защите их интересов в процессе развития Арктической зоны. Для этого в том числе будет создан Общественный совет Арктической зоны.
Совет будет осуществлять мониторинг процессов взаимодействия резидентов и КМНС, принимать участие в разработке мер по охране окружающей среды в Арктике, готовить предложения по совершенствованию российского законодательства. Процесс формирования Общественного совета будет открытым, заявки смогут подать любые заинтересованные граждане.
Один раз в два года будет проходить ротация его состава. Формирование совета должно быть завершено в октябре 2020 года.
Также журналистов интересовали принимаемые меры в связи с таянием вечной мерзлоты.
Как пояснил вице-премьер, на базе Минвостокразвития России создана рабочая группа, в которую вошли представители Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и других научных и исследовательских организаций.
В функционал рабочей группы входит мониторинг за ситуацией и разработка рекомендаций по минимизации рисков для реализации инвестиционных проектов и жизни людей в Арктике.
http://government.ru/